На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

История жизни и творчества Франца Шуберта.


31 января Францу Шуберту, известному австрийскому композитору и основоположнику камерной музыки, исполнилось 223 года со дня рождения.

Австрийский композитор XIX века Франц Шуберт, один из основоположников романтизма в музыке, по полной аналогии с его знаменитым соплеменником и предшественником В.А.Моцартом прожил недолго, немногим более 30 лет.
Он так и не успел насладиться славой при жизни, но он оставил огромное творческое наследие.

Франц Петер Шуберт / Franz Peter Schubert родился 31 января 1797 г. в пригороде красивейшей столицы Вены в семье скромного школьного учителя Франца Теодора Шуберта из крестьян и поварихи Элизабет Фиц, дочери силезского рабочего. Вместе с Францем в семье было только пятеро детей, выживших из 14 родившихся. При этом родитель Франц-старший, кроме преподавания в школе, увлекался игрой на скрипке и виолончели на любительском уровне, а старшие братья Фердинанд и Игнац отлично владели клавиром и фортепьяно.

Выросший в таком музыкальном окружении Франц, естественно, с малолетства с упоением играл в составе семейного оркестра на регулярных музыкальных вечерах. К 7 годам Франц играл на клавишах уже без нот, был определен в церковную школу, где быстро освоил орган, а позднее в 11 лет был принят в придворную венскую капеллу, обладая красивым дискантом. Он был зачислен в шуолу-пансион Конвикт, преподаватели в которой вскоре высказали общее мнение – Франца уже нечему учить, его господь Бог наградил талантом.

И Франц сам подтвердил их мнение, в 13 лет написав первое музыкальное творение, а через 2 года юный Франц попал под опеку знаменитого композитора А.Сальери, который в знак признания его особого таланта обучал Франца основам композиции бесплатно. Но после ломки звонкого детского дисканта Франц покинул пансион, и уступив воле отца, отучился в учительской семинарии и стал учителем азбуки в начальных классах. Но учительство не увлекало Франца, при первой возможности он сочинял свои произведения, изучая труды Моцарта, Бетховена и Глюка.

В 17 лет Франц написал первую шуточную оперу и мессу, а к его 20-летию он стал автором уже 5 симфоний, 7 сонат и 300 песен. Часто музыка приходила к нему в голову во сне, и он вставал и немедленно записывал её в нотную тетрадь. В свободные вечера Франц устраивал домашние концерты и часто импровизировал для родственников и друзей. Попытка возглавить хоровую капеллу Вены была неудачной, зато он познакомился и начал сотрудничать с известным баритоном И.Фогелем, вместе с которым они часто выступали в самых престижных салонах австрийской столицы.

Франц продолжал сочетать учительство и сочинение музыки, написал ряд интересных композиций на стихи его любимого поэта Гёте, и наконец, его творения были изданы в 1818 г. Благодаря выступлениям в салонах Вены Франц приобрел массу полезных знакомств и начал прилично зарабатывать. А когда оперившийся в 21 год Франц решил бросить преподавание в школе, отец в знак протеста лишил его крова и материальной помощи. Тогда Францу пришлось перебиваться как-то у друзей и жильем и деньгами.

Но первое серьезное творение Франца опера «Альфонсо и Эстрелла» вопреки его ожиданиям не была даже принята театром к постановке. Его материальное положение ухудшилось до предела, и он устроился при дворе графа И.Эстерхази учителем музыки детей графа. В свободное время Франц продолжил сочинять, но не все его работы были закончены, как например, его известная «Симфония No8» в виде наброска партитуры вошла в историю как «Неоконченная симфония». Ему приходилось творить в тайне на чердаке и при свете лучины на кусочках бумаги, Франц был катастрофически беден, но не хотел занимать деньги у друзей.

В 26 лет Франц Шуберт, наконец, получил должное признание, как композитор, став почетным членом сразу двух музыкальных союзов Линца и Штирии. В тот же 1823 г. он сочиняет свой самый заметный песенный цикл «Прекрасная мельничиха» по сюжету поэта-романтика В.Мюллера о несчастной любви молодого парня. Этот цикл был прекрасно принят, Шуберту удалось прилично заработать на его исполнении. На волне его успеха в 1827 г. 30-летний Шуберт усердно работал над другим циклом на сюжет того же автора «Зимний путь». Но вопреки циклу о веселой мельничихе это творение вышло у композитора мрачным и пессимистическим.

Сам Франц назвал это его творение «венком из жутких песен», даже не осознав тогда, что оно стало жутким предвестником его собственной смерти. Тогда он написал в заметках об его опасении, что в старости ему придется перебиваться подаяниями как нищему арфисту у любимого Гёте. Франц тогда не осознавал, что у него не будет старости.

Ведь в самом начале 1828 г. Франц стал членом венского музыкального общества, а 26 марта того года у 31-летнего Шуберта состоялся первый авторский концерт. Концерт был триумфальным, публика приняла его с восторгом, а Франц в первый и последний раз узнал, что такое настоящий успех. На заработанные деньги этим концертом Франц купил свой первый в жизни концертный рояль.

Но успех у Франца Шуберта был впереди, к сожалению, посмертный, к моменту ухода из жизни в его багаже композитора-сочинителя романтической музыки было более 600 песен и 2 упомянутых песенных цикла, около 70 песен на стихи любимого Гёте, 50 песен на стихи Шиллера и Гейне, 9 симфоний и 22 квартета. Со всем этим наследием к музыкальному гению Франца Шуберту пришло, наконец, признание прежде всего на родине, а потом и за её пределами. После кончины Франца были обнаружены многочисленные никогда неизданные его рукописи, долгое время его авторство этих произведений на бумаге не было установлено.

Франц Шуберт скончался от инфекционного брюшного тифа после 2-недельной лихорадки 19 ноября 1828 г. в Вене на 32 году жизни. По его последнему пожеланию композитор был захоронен рядом с могилой его кумира великого Бетховена. На его могильном памятнике помещена характерная эпитафия: «Музыка здесь похоронила прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт».

Через 60 лет после смерти Ф.Шуберта его прах, как и прах Бетховена, были перезахоронены на центральном кладбище Вены, а обе их могилы образовали памятный островок захоронений композиторов и музыкантов.

В личной жизни робкого и застенчивого Франца была одна большая любовь к русоволосой Терезе Горб, далеко не красавице, со следами перенесенной оспы на лице. Но Тереза привлекала Франца её увлечением той музыкой, которую он писал и исполнял. А когда она слушала музыку с упоением, её лицо преображалось и светилось счастьем. Но крайне бедственное материальное положения Франца практически до самого ухода стало препятствием их супружескому союзу. По настоянию одинокой матери Тереза все же вышла замуж за состоятельного венского кондитера.



источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх