Выставка в Лувре, посвящённая 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, с сегодняшнего дня официально открыта для публики. И теперь можно однозначно ответить на один из самых интригующих вопросов, связанных с экспозицией: «Спасителя Мира» на ней нет. Во время пресс-показа кураторы уклонялись от ответов на вопросы о местонахождении знаменитой картины, выражая надежду, что она появится к моменту публичного открытия.
Теперь можно с уверенностью сказать, что самое дорогое произведение искусства из когда-либо проданных на аукционе пропало без вести.
По словам кураторов, Лувр готов принять «Спасителя Мира» даже в середине срока работы выставки. Музей подготовил два каталога для показа — один с репродукцией панели, другой без.
«Спасителя Мира», который поразил воображение миллионов не столько своим мрачным видом, сколько ценой и международной интригой, в последний раз публика видела в конце 2017 года. Это было на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, где он был продан за колоссальные 450,3 миллиона долларов.
«Спасителя Мира», который поразил воображение миллионов не столько своим мрачным видом, сколько ценой и международной интригой, в последний раз публика видела в конце 2017 года. Это было на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, где он был продан за колоссальные 450,3 миллиона долларов.
Но даже до своего исчезновения работа породила споры между искусствоведами, многие из которых отказывались согласиться с её атрибуцией. Одни считают, что её автор — сам Леонардо да Винчи, другие — что он и его мастерская, а третьи заявляют, что она полностью выполнена учениками. Кураторы выставки заявили, что не примут решения об атрибуции «Спасителя Мира», если произведение не войдёт в показ.
Несмотря на отсутствие самой дорогой в мире картины, посетители останавливаются, чтобы поломать голову над похожей работой, которую Лувр атрибутирует «мастерской Леонардо да Винчи». Это менее известный «двоюродный брат» «Спасителя Мира» — так называемая «версия де Гане» (раньше картина входила в коллекцию маркиза де Гане в Париже.) Ранее её приписывали ученику Леонардо Марко д’Оджо или — что более спорно — самому Леонардо. По крайней мере, на последнем настаивала искусствовед Джоан Сноу-Смит, которая в 1978 году написала в статье, что изображение было создано «между 1507-м и 1513 годами, когда художник находился на службе у Людовика XII».
«Спаситель Мира (версия де Гане)», представленный в Лувре на выставке к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи. Источник: Wikipedia
Картина почти того же размера, что и пропавшая, и обе они написаны на панелях из ореха. Однако на «версии де Гане» борода Христа гораздо более заметна, чем на «исчезнувшей» картине, и прописана более тонко. Лувр считает, что менее известная работа датируется 1505 — 1515 годами. На выставке её окружают два наброска Леонардо красным мелом с изображением рукава одеяния Спасителя. Они предоставлены для выставки Королевской коллекцией Великобритании.
Как пишет The Art Newspaper, для «неуловимой» панели отведено место в последнем экспозиционном зале выставки напротив «версии де Гане».
Как пишет The Art Newspaper, для «неуловимой» панели отведено место в последнем экспозиционном зале выставки напротив «версии де Гане».
По материалам artnet. News
Свежие комментарии