На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Анри Эмиль Бенуа Матисс Henri Matisse 31.12.1869 Ле Като, Нор - 03.11.1954 Симье, близ Ниццы

 Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в последний день 1869 года в городке Ле Като-Камбрези на северо-востоке Франции в семье торговца зерном и красками. Детство Матисса было счастливым. Наверняка не последнюю роль сыграла в судьбе мальчика его мать — обладая артистической натурой, она, помимо работы в семейной лавке, занималась изготовлением шляпок и расписывала фарфор.

Анри Матисс

Начало творчества: открытие себя

После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробку красок. «Когда я начал писать, — вспоминал позже Матисс, — я почувствовал себя в раю...Добившись разрешения отца, он отправился учиться на художника в столицу, где в октябре 1891 года поступил в Академию Жюлиана. Отношения с Адольфом Бугро, в чью мастерскую он попал, у Матисса не сложились, и вскоре он перешел в Школу изящных искусств к Гюставу Моро, где учился с 1893 по 1898. Это была судьба. Во-первых, Моро оказался прекрасным педагогом; во-вторых, здесь, в его студии, начинающий художник подружился с Альбером Марке и Жоржем Руо, своими будущими соратниками по фовизму.В это время Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Идеи Моро, считавшего, что главное в живописце — его умение выразить в красках свое отношение к миру, нашли живой отклик в душе молодого Матисса. Что касается его тогдашней манеры письма, то она была близка к импрессионистической. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работах художника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение».

Жил Матисс в это время трудно. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краскиСредиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). У Анри и Амели один за другим родились два сына. Матисс, испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера - Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.

Обеденный стол. 1897. Холст, масло. Частная коллекция.
Голубой горшок и лимон. c. 1897. Холст, масло. Эрмитаж.
Ваза с подсолнухами. 1898. Холст, масло. Эрмитаж.
Фрукты и кофейник. 1899. Холст, масло. Эрмитаж.
Посуда на столе. 1900. Холст, масло. Эрмитаж.
Мужчина-модель. 1900. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Посуда и фрукты. 1901. Холст, масло. Эрмитаж.
Люксембургский сад. c. 1901-2

Очертания Нотр-Дам ночью, 1902

Сидящая женщина
1903

Анри Матисс картины

Автопортрет

Мастерская на чердаке. 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания

Площадь в Сен-Тропе, 1904
Музей искусств, Копенгаген

Роскошь, покой и наслаждение. 1904. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
Морской пейзаж. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.
Окно. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.
Мадам Матисс (Зеленая полоса). 1905. Холст, масло.Государственный музей искусства, Копенгаген, Дания.
Женщина у окна. 1905. Холст, масло. Галереи Аквавелла, Нью-Йорк, США
Женщина в шляпе. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.

Портрет жены художника1905

Интерьер в Коллиуре. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.
 

Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Там начался его отход от техники дивизионизма. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Их картины критики нашли «еретическими». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.

Портрет Андре Дерена. 1905. Холст, масло. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания.jpg
Счастье существования (Радость жизни). 1905-1906. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США
Интерьер с девушкой. 1905-6. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

«Исходный пункт фовизма, – писал Матисс, – решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым – первичным элементам, которые будоражат наши чувства. Матисс отказался от смешения цветов светотени и мелких деталей – ничто не должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его картинах была точно отработанная линия. Художник подчёркивал каждое движение, каждый контур линией; она иногда выглядела своеобразной рамкой, в которую заключена форма.Фовизм (вместе с кубизмом) можно считать началом абтракционизма.

Море в Коллиуре. 1906. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США.jpg
Парусники.1906

Лежащая обнажённая 1906

Автопортрет в полосатой майке. 1906.
художник Анри Матисс

Итальянка

Портрет Маргариты. 1906 - 1907. Тушь, кисточка. 35 x 26.5 см

Портрет Маргариты. 1906 - 1907. Тушь, кисточка. 35 x 26.5 см

Картины Анри Матисса

Испанка с бубном.

Цыганка. 1906
Восточные ковры. 1906
Леди на террасе.1906
Вид Коллиура. 1906. Холст, масло. Эрмитаж
Посуда и фрукты на красно-черном ковре. 1906. Холст, масло. Эрмитаж.
Матрос II. 1906-7.
Букет (Ваза с двумя ручками). 1907. Холст, масло. Эрмитаж.

Роскошь.1907

Голубая обнаженная
1907

Берег. 1907. Холст, масло. Музей искусства, Базель, Швейцария
Мадам Матисс в красном платье в полоску. 1907. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США
Натюрморт в голубых тонах. 1907. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США
Вид Коллиура. 1908. Холст, масло. Частная коллекция.

Знакомство с Россией

В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка — «Танец» и «Музыка». С. Щукин пригласил Матисса в Москву, познакомил с В. Брюсовым, В. Серовым, Н. Андреевым, дал возможность увидеть старинные русские иконы, от которых французский художник пришел в восторг.

 

Музыка 1907

Грета Молл. 1908. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

 

 

Обнажённая (чёрный и золотой). 1908. Эрмитаж.

 

 

Игра в шары. 1908. Холст, масло. Эрмитаж.

 

Танец
1909

Поиски цветовой гармонии

Работая над полотнами "Танец" и "Музыка", художнику удалось достичь абсолютной гармонии формы и цвета. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, — позже объяснял он. — "Танец" написан мной всего тремя красками. Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Матисс согласился — впрочем, премьера спектакля состоялась только в 1920 году в парижской Гранд-опере. С. Дягилев занимался не только "балетной компанией", искусствовед, театральный деятель, он вместе с художником Бенуа организавал художественное объединение "Мир искусств" и выпускал одноименный журнал (вместе с другими членами группы). К "Миру искусства" были близки такие русские мастера, как А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. КоровинБ. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. СеровМ. А. ВрубельИ. И. Левитан, М. В. Нестеров.

Разговор
1909

Сатир и нимфа 1909

Голубая скатерть. 1909. Холст, масло. Эрмитаж.
Девушка в зелёном с гвоздикой. 1909. Эрмитаж.
Обнажённая на солнечном пейзаже. 1909. Холст, масло. Частная коллекция.
Алжирка. 1909. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
Сидящая обнажённая. 1909. Холст, масло. Музей живописи и скульптуры, Гренобль, Франция
Натюрморт с 'Танцем'. 1909. Холст, масло. Эрмитаж.
Музыка. 1910. Холст, масло. Эрмитаж.

Танец.1910

Девушка с чёрной кошкой. 1910. Холст, масло. Частная коллекция.
Девушка с тюльпанами (портрет Джин Вадерин). 1910. Холст, масло. Эрмитаж.
Статуэтка и кувшин на комоде из красного дерева. 1910. Холст, масло. Эрмитаж.
Севильский натюрморт. 1911. Холст, масло. Эрмитаж.
Красные рыбки. 1911. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Красные рыбки. 1911. Холст, масло. Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
Красная студия. 1911. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Цветы и керамическая тарелка. 1911. Холст, масло. Городской институт искусств, городская галерея, Франкфурт на Майне, Германия
Испанский натюрморт (Севилья II). 1911. Холст, масло. Эрмитаж.
Семейный портрет. 1911. Холст, масло. Эрмитаж.
Манильская шаль. 1911. Холст, масло. Музей искусства, Базель, Швейцария
Уголок мастерской. 1911
Мастерская художника. 1911
Жоакина. 1911. Холст, масло. Национальная галерея, Прага, Чехия
Марокканский пейзаж 1911-13. Холст, масло. Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция
Интерьер в баклажана. 1911-12, гуашь, холст 1911-12. Музей живописи и скульптуры, Гренобль, Франция
Красные рыбки в интерьере. 1912. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США
Танец с настурциями. 1912. Холст, масло. Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия.
Житель Цоры на террасе. 1912. Холст, масло. Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
Голубое окно. 1912. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Красная комната. 1912
Сидящий Риффиан. 1912-1913. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США
Марокканец в Грециии. 1912-13. Холст, масло. Эрмитаж.
Марокканец Амидо. Левая часть триптиха. 1912. Холст, масло. Эрмитаж.
Марокканка (жительница Цоры стоящая). Центральная часть триптиха. 1912. Холст, масло. Эрмитаж.
Ваза с ирисами. 1912. Холст, масло. Эрмитаж.
Букет цветов на веранде. 1912-13. Холст, масло. Эрмитаж.
Арабский дом кофе. 1912-13. Холст, масло. Эрмитаж.
Натюрморт с апельсинами. 1913. Холст, масло. Лувр, Париж, Франция.
Вид Нотр-Дама. 1914. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Нотр-Дам. 1914. Холст, масло. Частная коллекция.
 

В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области — гравюру и скульптуру. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. С женой Матисс виделся все реже и реже. Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Он иллюстрировал книги Малларме, Джойса, Ронсара, Бодлера, создавал костюмы и декорации к постановкам Русского балета.Не забывал художник и о путешествиях, объехав Соединенные Штаты и проведя три месяца на Таити.

Балконная дверь в коллиуре 1914
Интерьер с тазом и красной рыбкой.1914
Ивонна Ландсберг. 1914.
Студия на набережной Сент-Мишель. 1916.
Лауретт в зелёном на чёрном фоне. 1916.
Лауретт в белом тюрбане. 1916.
Окно. 1916.
Урок игры на пианино. 1916
Лауретт с чашкой кофе. 1917.
Голова Лауретт с чашкой кофе. 1917.
Сад в Исси. 1917-19.
Три сестры. Триптих. Левая часть. 1917
Три сестры. Триптих. Центральная часть. 1917.
Три сестры. Триптих. Правая часть. 1917.
Уроки музыки 1917
Луч солнца. 1917.
Интерьер со скрипкой. 1917-18.

Одалиска в красных шароварах, 1917

Мавританская ширма. 1917-21.
Обнаженная спина. 1918.
Монтальбан, пейзаж. 1918
Интерьер с футляром от скрипки. 1918/19
Урок живописи. 1919.
Чёрный стол. 1919.
Интерьер, Ницца. 1919.
Ставни. 1919
Обнажённая, испанский ковёр. 1919
Женщина с зонтом. 1919-20.
Сидящая женщина. 1919.
Женщина на диване. 1920-22
Открытое окно. 1921.
Поднятое колено 1922.
Ню на голубой подушке. 1924.
Интерьер с фотографией. 1924.

Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Он иллюстрировал книги Малларме, Джойса, Ронсара, Бодлера, создавал костюмы и декорации к постановкам Русского балета.
Не забывал художник и о путешествиях, объехав Соединенные Штаты и проведя три месяца на Таити. 

В 1930 году он получил заказ от Альберта Барнса на настенную роспись, которая должна была украсить здание барнсовского собрания живописи в Мерионе, пригороде Филадельфии. Темой росписи Матисс вновь выбрал танец (как и 20 лет назад, когда работал для Щукина). Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветной бумаги и пришпиливал их к огромному холсту, пытаясь найти максимально выразительную и динамичную композицию.Во время этих предварительных штудий пришло сообщение, что ошиблись с размерами росписи, и художник принялся все переделывать, исходя из нового «техзадания». Принципы расположения фигур при этом не изменились. В результате на свет появились две фрески, написанные на один и тот же сюжет. Первый вариант выставлен сейчас в парижском Музее современного искусства, а второй, исправленный, находится в Фонде Барнса, для которого он и предназначался.

Декоративная фигура на фоне орнамента. 1925-26.

Обнажённая в кресле. 1926. Холст, масло.

Одалиска, гармония в красном. 1926.

Одалиска с зелёным шарфом. 1926.

Балерина, гармония в зелёном. 1927.

Балерина.1927.

Одалиска в прозрачной юбке. 1929

Танец. 1932-33. Холст, масло.

Дама в голубом. 1937. Холст, масло. Частная коллекция.
Музыка. 1939. Холст, масло. Художественная галерея Элбрайта Кноха, Буффало, Нью-Йорк, США
Интерьер с этрусской вазой. 1940. Холст, масло. Музей искусств Кливленда, Кливленд, США
В румынской блузке. 1940. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

Начало тяжёлой болезни

 С началом Второй мировой войны Матисс чуть не уехал в Бразилию (была уже готова виза), но в конце концов передумал. В несколько последующих лет ему пришлось многое пережить. В 1940 году он официально оформил развод с Амели, а чуть позже у него обнаружили рак желудка. Художнику сделали две очень сложные операции. На долгое время Матисс оказался прикованным к постели.Одной из сиделок, ухаживавших за больным Матиссом, была Моника Буржуа. Когда спустя годы они встретились вновь, Матисс узнал, что его знакомая переболела туберкулезом, после чего приняла постриг под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре в Вансе. Жак-Мари попросила художника исправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественное знамение». Оформлением Капеллы он занялся сам.

Оформление Капеллы 

 На протяжении нескольких лет художник самозабвенно работал с цветной бумагой и ножницами, не упуская из виду ни одной детали убранства Капеллы — вплоть до подсвечников и священнических облачений. Старый приятель Матисса, Пикассо, иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», — писал он ему. Но того ничто не могло остановить. Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года.Матисс, по болезни не сумевший присутствовать при этом, отправил письмо архиепископу Ниццы: «Работа над Капеллой потребовала от меня четырех лет исключительно усидчивого труда, и она, — характеризовал художник свой труд, — результат всей моей сознательной жизни. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». Жизнь его была на исходе. Анри Матисс скончался 3 ноября 1954 года, в возрасте 84 лет. Пикассо оценил его роль в современном искусстве коротко и просто: «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

Леда и лебедь.1944-46. Триптих. Дерево, масло. Частная коллекция. More.
Две вазы с цветами. 1938. Перо, тушь. 28.5 x 37.3 см

Полинезии, на море. 1946.

Анри Матисс.  Полинезии, на море.

lauer-Akt-I-Poster

 

Le Negresse

 

Frau mit Amphore

 

Две девушке на жёлто - красном фоне. 1947. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США

Jazz, 1947

 

Икар. 1947

Анри Матисс.  Икар.

Египеская занавесь. 1948. Холст, масло. Частная коллекция.
Натюрморт на синем столе. 1947. Холст, масло. Коллекция Нордрайн-Вестфален, Дюссельдорф, Германия
Интерьер в красном. 1948. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
Японская маска.1950

Интерьер часовни Святого Розария, Ванс. Слева: Древо Жизни, витражи. Справа: Святого Доминика, керамическая плитка.1950

Анри Матисс.  Интерьер часовни Святого Розария, Ванс.  Слева: Древо Жизни, витражи.  Справа: Святого Доминика, керамической плитки.

Музей Матисса

Музей Матисса располагается в богатом районе Ниццы, рядом с древнеримскими развалинами и по соседству с музеем Шагала. В музее представлены картины, рисунки, скульптура, ковры, сотканные по его рисункам, коллажи, работы по оформлению Капеллы Четок в Вансе, а также мебель и личные вещи художника.

 

 

 

    

 

Картина дня

наверх