На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 072 подписчика

Свежие комментарии

Ганс Гольбейн Младший

   …Итак, приходится делать теперь нечто похожее на то, что делал Гольбейн. Это был человек колоссального ума, и, вероятно, огромного таланта. Он спускался со своим анализом почти в самую глубину человеческого лица, и его произведения в искусстве – как великие открытия науки. Нигде нерв не дрогнул. Он как будто пожертвовал сердцем, и только в одном портрете дрогнуло что-то – в портрете Колонна, в галерее Колонна в Риме.

Только глядя на это, можно догадываться, что было у человека в сердце; право, по-моему, так.

                                                                                   И. Н. Крамской. Из письма В. В. Стасову.

 

Автопортрет

 

   О жизни Ганса Гольбейна известно немного. Приблизительная дата рождения – конец 1497 или начало 1498 года, приблизительная дата смерти, приходящаяся на осень 1543 года, скупой ряд немногословных фактов доносят до нас лишь общие очертания его судьбы. В ней много белых пятен, много неясностей, которые не помогают прояснить ни дневники, ни письма, ни память современников.

   Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата. Волевая сосредоточенность, независимость, решимость, удивительная определенность выражения, словно этот подросток уже твердо знает, чего хочет, и ясно видит свою цель, - все это как бы предугадывает сквозную идею личности Гольбейна.

Ганс Гольбейн Старший. Портрет сыновей Амброзиуса и Ганса

По сути, таким же предстает он и во втором рисунке  - своем единственном достоверном автопортрете, который был сделан незадолго до смерти в возрасте сорока пяти лет. Здесь та же сила воли и непреклонность, тот же твердый взгляд умных глаз и опыт прожитых лет, наложивших на лицо печать горечи и скепсиса, угрюмой суровости и замкнутости одиночества.

   Азы художественной грамоты он проходит в родном Аугсбурге в доме отца, Ганса Гольбейна Старшего, самого значительного живописца своего поколения в Швабии. Затем отправляется в обязательные для подмастерья странствия, работает в Базеле и Люцерне, путешествует по Италии, а позже, уже зрелым художником, по Франции, Нидерландам и Англии. Окончательно осев в Базеле, вступает в городской цех живописцев, обзаводится семьей и собственной мастерской. Разделяя еще достаточно бесправное социальное положение своих собратьев по ремеслу, вынужден искать покровителей, которых находит сначала в кругу базельских гуманистов и в лице бургомистра города Якоба Майера, затем в доме знаменитого английского гуманиста Томаса Мора, а под конец жизни – при дворе короля Англии Генриха VIII.

   Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, - то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве.

   Умный, пронзительно ясный гольбейновский взгляд умел не только наблюдать, но и видеть. Художнику был внятен голос времени, в котором он жил и над которым, надо думать, много размышлял. И это время – сложное состояние духовной культуры Германии на исходе эпохи Ренессанса – по-своему и не менее выразительно, чем дюреровское, преломило его сосредоточенное и гордое искусства.

В. А. Пахомова. Графика Ганса Гольбейна Младшего.

Торговец Georg Gisze

 

Портрет Эразма Роттердамского

 

Портрет пишущего Эразма Роттердамского

 

Портрет Генриха VIII

 

Портрет молодого человека

 

Портрет Томаса Кромвеля

 

Портрет сэра Томаса Мора

 

Бенендикт фон Хертенштейн

 

Дерих Борн

 

Портрет женщины из южной Германии

 


Портрет Бонифация Амербаха

 

Сэр Томас Уайет младший

 

Портрет Уильяма Уэрхама, архиепископа Кентерберийского

 

Портрет Шарля де Солье, сира де Моретта, французского посла в Лондоне

 

Адам и Ева

 

Мертвый Христос в гробу

 

Мертвый Христос в гробу. Фрагмент

 

   Портретные рисунки – лучшее из созданного Гольбейном в графике и, может быть, самое самобытное из созданного им вообще. Если во всем остальном он был так или иначе родствен  тому, что делалось рядом с ним, то в карандашном портрете он единственный в своем роде. Здесь вылился весь Гольбейн, тот удивительный Гольбейн, перед которым мы преклоняемся как перед одним из величайших рисовальщиков всех времен. Мастером он был во всем, к чему бы ни прикасалась его рука. В портретах он был гениален.



Портрет Якоба Мейера, мэра города Базель

 

Голова женщины

 

Джорж Невилл

 

Леди Элиот

 

Жанна де Булонь, герцогиня Берри

 

Сэр Томас Мор

 

Анна Болейн

 

Портрет епископа Джона Фишера

 

ПортретЯкоба Мейера

 

Анна Мейер

 

Портрет леди Мэри Гилфорд

 

Сэр Томас Элиот

 

Мадонна с младенцем между колоннами

 

Мадонна с младенцем на скамье

 

Христос, отдыхающий на кресте

 

Несение креста

 

Христос на кресте

 

Дизайн витража. Дикий человек.

 

Дизайн витража. Швейцарские наемники

 

Бичевание Христа. Дизайн витража

 

Мадонна с младенцем.

 

Св. Екатерина Александрийская

Картина дня

наверх