Современная женщина. Mary Stevenson Cassatt.

Очень часто случается так, что со временем мы как бы по-новому открываем для себя существовавшие ранее произведения литературы и искусства, имена их создателей. Такое произошло, например, с работами Мэри Кассат  после открытия ее большой ретроспективной выставки в Чикагском арт-институте (1999 г.). Выставка называется "Современная женщина" ("Modern Womаn"). Не правда ли, немного неожиданное название для работ художницы, расцвет творчества которой состоялся этак лет 120 назад. Но когда мы увидим такое количество собранных вместе ее произведений, всмотримся в каждое из них, почувствуем их оригинальность, неповторимую красоту, - тогда мы еще и еще раз вспомним о том, что временных рамок в настоящем искусстве не существует.

 

«Self-Portrait»

c.1878. Gouache on paper. The Metropolitan Museum of Art, New York

 

Кассат Мэри (Cassatt Mary)  родилась 22 мая 1848 в Питсбурге (Пенсильвания). С 1874 постоянно жила в Париже. Здесь стиль ее живописи, в высшей степени оригинальный и сложившийся почти без всякого профессионального обучения, сблизил ее с Э.Дега и другими импрессионистами. 
Мэри Кассат участвовала в выставках вместе с художниками этой группы; используя американские связи, она помогла сделать их творчество известным в США. Большинство ее картин и пастелей, отличающихся блестящим рисунком и теплым колоритом, посвящены теме материнства.

«Young Mother Sewing». 

1902. Oil on canvas. The Metropolitan Museum of Art, New York, USA.

 

«Maternal Kiss». 

1897. Pastel on paper. Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA.

 

«Mother and Child». 

1893. Pastel. The Pushkin Museum of Fine Art, Moscow, Russia.

 

Она мастерски владела многими техниками гравюры и стала особенно знаменитой своими цветными эстампами. Увлекшись японской графической техникой, Мэри Кассат создает ряд цветных графических работ, объединенных общей тематикой, - жизнь женщины, различные эпизоды ее повседневного быта. Женщины за умыванием, за примеркой платья, за завтраком, женщины, купающие ребенка, заклеивающие конверт с написанным письмом... 

«The Letter». 

1890-1891. Drypoint and aquatint. National Gallery of Canada, Ottawa, Canada.

 

«The Bath (The Child's Bath)». 

1890-1891. Drypoint, soft-ground etching, and aquatint. The National Gallery of Art, Washington

 

Наиболее, пожалуй, эмоциональны те картины Мэри Кассат, где изображены женщины с детьми или только дети. В них столько любви, лирики, искренности, простого тепла и какой-то щемящей легкой грусти. Выполненные в присущей художнице лирической и спокойной изобразительной манере эти полотна воспевают одну из наиболее глубоких человеческих радостей - радость материнства. Многие искусствоведы так и называли Мэри Кассат - художница, воспевающая материнство.

 

«A Kiss for Baby Ann»

1896-1897

 

Простые житейские сцены на ее полотнах приобретают особое значение, символизирующее смысл жизни.

«The Boating Party». 

c.1893/94. Oil on canvas. The National Gallery of Art, Washington,

 

Во многих  работах Мэри Кассат  - тонкое лирическое настроение, раздумье, реальность земной красоты без какой-либо лести или приукрашивания ("Портрет леди", "Читающая женщина", "Автопортрет", "Осень", "Чай" и другие).

«Tea». 1880

 

Желание стать художницей, овладеть совсем не женским по тем временам ремеслом было сильным и одержимым. И родители ей не препятствовали: еще девочкой она увидала многие европейские столицы, включая Лондон, Париж и Берлин, а в 20 лет уехала на серьезную учебу, занималась в студиях Парижа, Рима, Пармы, Севильи, снова Парижа... Много писала, находясь в то время под сильным влиянием классических образцов. Но уже в тех ранних картинах Мэри Кассат мы видим реальные, земные и выразительные лица в навеянных классикой композициях.


«Child Drinking Milk
»

1868

 

«Tоreador». 

1873. Oil on canvas. Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA. 

 

Художница  тяготела к полутонам, к мягкой цветовой  гамме.

«The Cup of Tea. (Portrait of Lydia)».

 1879. Oil on canvas. The Metropolitan Museum of Art, New York,

 

«Susan on a Balcony Holding a Dog.»

 c.1882. Oil on canvas. The Corcoran Gallery of Art, Washington

 

Такие мягкие полутона, тонкие цветовые переходы, свет, создающий особое настроение, характерны для серии картин Мэри Кассат, где она рисует женщин в обстановке и атмосфере театра. Эти написанные маслом картины, а также пастели и графические листы создавались в основном в активный импрессионистский период творчества художницы. Ее женщины в театральных ложах, как правило, с веером или биноклем в руках, всегда нарядны и красивы, но их красота не броская, а предельно естественная, земная, почти осязаемая ("В театре” "Комеди Франсез", "Женщина в ложе", "На спектакле" и другие).

«Woman In A Loge»

 

 

«A Corner of the Loge»

 

«Vase of Lilacs (Lilacs in a Window)».

 c.1880. Oil on canvas. Private collection.

 

«Little Girl in a Blue Armchair». 

1878. Oil on canvas. The National Gallery of Art, Washington

 

«Reading Le Figaro. (Portrait of the Artist's Mother)». 

1878. Oil on canvas. Private collection. 

 

«Profile Portrait of Lydia Cassatt (the Artist's Sister)». 

1880. Oil on canvas. Musée du Petite Palais, Paris,

 

«Breakfast in Bed»

 

«Sara in a Green Bonnet».

 c.1901. Oil on canvas. The Smithsonian Institution, National Museum of American Art, Washington

 

К сожалению, в 1906 г. умер брат Мэри и до 1912 г. она не написала ни одной картины, а в 1914 г. была вынуждена полностью оставить занятия живописью т.к. практически ослепла. При этом Кассат активно участвует в общественной жизни, представляя на выставке в поддержку движения за избирательные права женщин свои работы. Мэри Кассат умерла в Шато де Бофрене 14 июня 1926 года.

 

...................

 

Источники:

 

http://www.marycassatt.org/Susan-In-A-Toque-Trimmed-With-Two-Roses.html

http://graphic.org.ru/cassatt.html

http://impressionnisme.narod.ru/CASSAT/collection_cassat.htm

http://www.hudojnik-impressionist.ru/Cassatt.htm

http://www.wikiart.org/ru/mary-cassatt

http://www.impressi.org/16-impressionism-mari-stivenson-kyesset/1-mary-stevenson-cassatt.html

http://www.metmuseum.org/toah/hd/cast/hd_cast.htm

http://www.wikiart.org/en/mary-cassatt890-1891

http://www.abcgallery.com/C/cassatt/cassatt.html

http://www.the-athenaeum.org/art/list.php?m=a&s=tu&aid=374

 

 

Видео:

.....................................

Информация:

 

Для увеличения изображения картин или текста нажмите одновременно Ctrl  и  +,  для возврата к исходным размерам Ctrl  и   -  .

 

 

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх