Последние комментарии

  • Маритта Кесич20 сентября, 4:13
    Выйди в сад... Как погода ясна! Как застенчиво август увял! Распустила коралл бузина, И янтарный боярышник - вял... Э..."Выйди в сад..." Испанский художник Santiago Rusinol i Prats (1861-1931)
  • Татьяна Фогель19 сентября, 23:19
    Прекрасно нарисованная фигняПоверните мне голову!
  • Александр Клюянов19 сентября, 20:34
    Техника прекрасная, темы-сюжеты стандартные и неглубокие. Автопортрет отличный.Художника Diego Dayer и его мастерская живопись

Тайна вечной женственности. Прекрасные венеры -- от Джорджоне до Поля Дельво

"Спящую Венеру" Джорджоне написал незадолго до своей смерти в 1510 году. Для многих она стала образцом красоты и чистоты, недосягаемым идеалом, вдохновляющим на творчество. Обычно при упоминания "Спящей Венеры" Джорджоне называют еще две картины -- "Венеру Урбинскую" Тициана и "Олимпию" Эдуарда Мане.

Но, поверьте, на самом деле картин, вдохновленных "Спящей Венерой", гораздо больше. Формат Дзена просто не дает возможности показать или хотя бы упомянуть их все.

Так получилось, но Джорджоне не успел дописать Венеру. Точнее, сама фигура была завершена, но вот над фоном пришлось работать уже Тициану. Именно он написал пейзаж, практически полностью переписав пейзаж Джорджоне, он же написал постель, на которой лежит Венера, а также в ногах богини Купидона со стрелами, который до наших дней на картине не сохранился. Таким образом, картина хранит на себе следы трудов сразу двух художников (точнее, даже трех), и не удивительно, что через годы Тициан уже сам обратился к похожему сюжету.

"Венера Урбинская" была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровера. Исследователи до сих пор спорят, изображена ли на картине невеста герцога, или его мать, или возлюбленная Тициана, но практически все сходятся на том, что картина символизируют любовь земную и супружескую. Видите маленькую собачонку у ног Венеры? Она является символом верности и брака.

Казалось бы, на этом все -- можно переходить к Мане. Ан, нет. На "Венере Урбинской" Тициан не остановился. Вот еще одна его картина "Венера и сатир". Узнаете?

И чтоб вам было лучше видно:

Что интересно, по мнению исследователей эта картина имеет литературный источник -- выпущенный в 1499 году роман "Гипнэротомахия Полифила" ("Любовное борение во сне Полифила, в котором показывается, что все дела человеческие есть не что иное как сон, а также упоминаются многие другие, весьма достойные знания предметы"). А одно из предисловий романа представляет из себя письмо тогдашнему... герцогу Урбинскому. И можно предположить, что роман стал источником вдохновения не только для Тициана, но и для Джорджоне. Как вам одна из гравюр романа? Похоже, правда?

Спросите "Но теперь-то все?"

Нет, не все. Дальше Тициан написал еще несколько Венер, вдохновляясь, судя по всему, все тем же романом. Вот одна из них:

И еще:

Скажите "Это не совсем "Венера Урбинская"?" Естественно, не может же художник то и дело копировать самого себя! Но вот источник вдохновения и Тициана был все тот же. И даже собачка на первой из двух картин почти такая же, как на картине "Венера Урбинская".

Через два столетия эти картины вдохновили на творчество Франсуа Буше.

Но и "Венеру Урбинскую" художники копировали. Вот, пожалуйста, картина Лорана Пешё "Венера и Минерва", 1794 год.

Согласитесь, при всей схожести, у Тициана гораздо больше вкуса.

Впрочем, "Венеру Урбинскую" копировали не только художники, но и скульпторы. Работа Лоренцо Бартолини, 1830 г.

Копия "Венеры Урбинской", выполненная Эдуардом Мане. Он ведь не сразу написал свою "Олимпию".

Зато "Олимпия" стала плевком в лицо добропорядочному обществу.

Она во многом повторяла "Венеру Урбинскую", но при этом выворачивала всю символику наизнанку. Тициан воспевал любовь супружескую. Мане изобразил любовь продажную.

У Олимпии не было роз в руках, зато в волосах красовалась орхидея -- между прочим, афродизиак. Да и вместо собачки в ногах героини шипела кошка -- символ распущенности. А ленточка с жемчужиной на шее? Такими ленточками перевязывали подарки. Женщина-подарок, женщина-товар, оценивающе вглядывающаяся в посетителей Салона, словно боясь продешевить. Посмотрите, как она волнуется, как напряженно лежит у нее рука. Не удивительно, что общество пришло в ярость.

При жизни Мане зрители так и не примирились с его картиной, зато Поль Сезанн написал уже свой вариант картины "Современная Олимпия". Не слишком похоже, понимаю, зато мысль Мане он довел до логического конца. "Олимпия" Мане только вглядывалась в посетителей Салона, словно искала покупателей, на картине Сезанна покупатель уже пришел. Вот он, тот самый добропорядочный буржуа, что так шумел при демонстрации картины Мане, но при этом не стеснялся и не стесняется пользоваться продажной любовью. Надо ли говорить, что картина Сезанна вызвала еще большее негодование, чем картина Мане?

"Но как же так? -- можете спросить вы. -- Получается, художники вдохновлялись в основном Тицианом и совершенно забыли о Джорджоне?!"

Это не совсем так. Хотя картин Тициана, в том числе Венер, вообще больше, все же в отличие от Джорджоне Тициан прожил долгую жизнь. Но подражаний Джорджоне тоже было немало.

К примеру, одна из копий, выполненная во второй половине восемнадцатого века. Художник неизвестен. Картина хранится в орловском музее.

Картину принято называть копией Джорджоне, но скорее это подражание художнику. Вместо светлого идеального пейзажа, дышащего спокойствием, на картине преобладают напряженные и тревожные настроения, подчеркнутые тяжелым красным бархатом, на котором спит богиня. Да и ее лицо не похоже на Венеру Джорджоне. В картине есть что-то театральное, словно там, за спиной богини не реальный пейзаж, а декорация к оперной постановке, да и спит богиня на театральном занавесе.

Впрочем, что говорить о восемнадцатом веке. С шестнадцатого века по двадцатый множество художников по своему пытались раскрыть тему двух Венер -- Джорджоне и Тициана.

Итак, 1523 год -- Джеролама да Тевизо-мл. "Спящая Венера", а вы что думали?

1530-1535 гг. Джованни Кариани -- туда же. Вы не поверите, но эту картину периодически приписывались то Джорджоне, то Тициану. По моему, у приписывающих было неладно со зрением.

1540 год -- Парис Бордоне опять же "Спящая Венера с Купидоном"

Между прочим, обе Махи Гойи -- что обнаженная, что одетая -- вдохновлялись все теми же образцами.

А Гойа в свою очередь вдохновил... Эдуарда Мане.

Скажите "Вы слишком далеко зашли, это перебор"?

Ну, почему же слишком? Каждая эпоха по своему решает все те же художественные задачи.

Гоген, Модильяни, многие другие -- все они в той или иной степени отдали дань знаменитой теме.

Гоген "Жена короля"

Гоген "Жена короля"

Модильяни "Лежащая обнаженная"

Модильяни "Лежащая обнаженная"

"Спящая Венера" в Петергофе 1900-1916 гг.

1943 год -- "Спящая Венера" Поля Дельво.

Как вы понимаете, это далеко не все, но представить все -- невозможно.

В двадцать первом веке Венер Джорджоне и Тициана продолжают копировать, пародировать, переосмыслять. И даже меняющийся мир этом не помеха.

https://zen.yandex.ru/media/id/5b1e58c80422b48be4ecadb9/prek...

'

Популярное

))}
Loading...
наверх