Искусство

71 997 подписчиков

Свежие комментарии

  • zorbel белкин
    Эх, хоть бы чуток страсти!Обнаженная натура...
  • zorbel белкин
    Абсолютно неинтересные статические фотографии...Я люблю фотосъемк...
  • Ионова Марина
    Не то что пересматривать или там не дай Бог любоваться...Смотреть почему-то неприятно.Странные картины....

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Сегодня мы отдохнём от французов — я ведь обещала через каждые четыре «французских» поста делать своего рода «перебивку» и публиковать что-нибудь, вносящее разнообразие. А тематика сегодняшней публикации весьма сильно диссонирует с салонным французским академизмом, коему большей частью были посвящены последние главы нашего обзора, так что контраст будет налицо.

156. Россия: советский соцреализм-I

Римская цифра I в подзаголовке означает, что тема будет продолжена ещё в одной публикации — не сразу, конечно, а через очередные четыре «французских», как и договаривались.

В разное время у меня были тематические публикации, где, среди прочих, были представлены и советские соцреалисты, и их творчество. Дублировать картины оттуда я не буду (за исключением, так сказать, «полных собраний» отдельных художников), так что читателям, интересующимся данной темой, я рекомендую прогуляться по приведенным ссылкам.

Порядок представления художников в этой теме будет отличаться от принятого ранее (от старшим к младшим). В первой части будут представлены художники, творившие, в основном, в довоенный период, а во второй — жившие и работавшие несколько позже; те, у которых большая часть работ относится к 50-80-м годам XX века.

Но это деление приблизительно: скажем, Дейнека и Самохвалов, да и ряд других художников-соцреалистов прожили довольно длинную творческую жизнь, поэтому в подразделах, посвященных их творчеству (чуть выше я их нескромно назвала «полными собраниями»), будут картины и 20-х, и 60-х годов. Вообще, все картины я старалась датировать — ведь на самом деле в нашем случае год написания картины имеет существенную роль. Одно дело — послереволюционные и НЭПовские годы, другое — 1930-е и послевоенные, и совсем иное — 1950-е — 80-е.

Прежде чем приступить к просмотру картин, попробуем разобраться, что же это такое — соцреализм. Итак: социалистический реализм — это художественный метод литературы и искусства, в том числе, безусловно, и изобразительного. Не стиль живописи или графики, не отдельный жанр, а именно метод. Соцреализм должен был эстетически выразить концепцию мира и нового человека, принятую за основу при построении коммунизма в СССР. Главные принципы соцреализма — это народность, идейность и конкретность. Последнее особо важно в живописи: никаких метафор или абстракций! Только конкретика!

Художники, жившие в советскую эпоху, при том, что они вполне вписывались в тогдашние реалии, всё же были, в общей массе, идеологически и эстетически более, скажем так, плюралистичны, чем комиссары с горящими глазами или позднесоветские сухари-охранители. Им, художникам, ничто человеческое было не чуждо. И изображать они хотели не только и не совсем то, что соответствовало концепции человека коммунистического будущего. Но приходилось вписываться в существующие рамки и пытаться совмещать, казалось бы, «вещи несовместные», то есть и обнаженную натуру, и пафос строительства новой жизни. И многим удавалось впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Видимо, путём проб и ошибок художники раннесоветского периода пришли к набору микротем, где «ню» было разрешено, а местами даже приветствовалось. Это: производственная, спортивная тематика (уже упомянутые Дейнека и Самохвалов), купание в реке или море — здесь, конечно, нет особой патетики, но советский человек — он имеет же право на отдых, или нет?! Сюда же относятся банные сюжеты. Ещё одна довольно распространенная тема советского «ню» — модель в студии. Ну, это же ведь трудовые будни художника, да и модели тоже! — видимо этот аргумент срабатывал, и такие картины вполне себе выставлялись.

Я чуть выше отметила, что кое-какая тематика «ню» даже приветствовалась в довоенный советский период. Так вот, это именно то, что сейчас и у нас, и во всём мире категорически не приветствуется, а именно изображение обнаженных тел юношей и девушек пубертатного возраста — нынче художников Чернышева, Самохвалова, Пахомова, Тимошенко и других, глядишь, «хранители нравственности» (на которых, впрочем, в большинстве случаев, как говорится, «пробы негде ставить») — ещё бы и в педофилии обвинили. А в 1920-е — 30-е годы в среде пионеров и школьников всячески поощрялись с одной стороны — отметание старых предрассудков, а с другой — культ здоровья, связанный с купанием, загаром, здоровым телом. «Нет на земле прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». Даже речёвка пионерская была такая: «Голым — телом — встретим — лето! Наша одежда — только трусы!..» Так что художники-соцреалисты не считали зазорным изображать пионеров и комсомольцев, предающихся оздоровительным и спортивным процедурам в виде, как тогда считалось, вполне подобающем для юных строителей коммунизма.

Первым из художников, кого я сегодня хочу представить уважаемым читателям будет

Николай Михайлович Чернышев (1885 — 1973)

Первая из его картин, скажем так, не совсем соцреалистична. Но — обратите внимание на год...

Венера 1918 года
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Холодный день, 1927
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Модель на желтом, 1924
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На пляже, 1926
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Выбегающая из воды, 1927
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купальщицы, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купание на закате, 1958
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Глядя на полотна художника, который будет представлен ниже, на мускулистые тела героев и мощные ягодицы героинь его картин, зритель проникался убеждением — социалистическое отечество в надёжных руках! И — да! — коммунизм непременно будет построен! Эти произведения искусства совершенны, как и люди на них изображенные. Если бы не было соцреализма, его стоило бы выдумать ради него одного. Любуемся, восхищаемся и удивляемся:

Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969)
Две натурщицы, 1923
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Лежащая натурщица. Автолитография 1927
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Натурщица перед зеркалом, 1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Мальчики, выбегающие из воды, 1930-35
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Акробаты, 1931
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На балконе, 1931
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Утренняя зарядка, 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Игра в мяч, 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Полдень (сон), 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Полдень, 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Мать, 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Натурщица, 1932
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Утро, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

За занавеской, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купающиеся девушки, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Донбасс. Обеденный перерыв, 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Ночь, 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Эстрадный танец, 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Эcтрадный танец. Бурлеск, 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Натурщица, 1936
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Будущие летчики, 1938
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Бегущие девушки, 1941
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

После боя, 1944
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Утро. Эскиз одноимённой мозаики, 1947
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Утро. Мозаика, 1949
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девушка, завязывающая платок на голове. Эскиз картины <Купальщица>, 1951
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купальщица, 1951
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Натурщица, 1951
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Натурщица, 1951
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купальщицы, 1952
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Натурщица, 1952
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Лежащая натурщица, 1953
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Лежащая с мячом, 1954
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Рисунок для мозаики <Хорошее утро>, 1959-60
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Хорошее утро. Мозаика, 1959-60
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Следующая картина имеет непосредственное отношение к А.А. Дейнеке. Год написания установить не удалось.

Александр Осипович Барщ (1897 — 1971)
Обнаженная в мастерской А. Дейнеки
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Ещё один корифей соцреализма:

Александр Николаевич Самохвалов (1894 — 1971)
Две женщины, 1916
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Обнаженная с полотенцем, 1920-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

После бани, 1927
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Трое — этюд к неосуществленной картине «Радость жизни», 1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Четыре следующие картины — это также этюды к той же самой неосуществленной картине «Радость жизни».

Девушки, 1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девушка в полосатом купальном костюме, 1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девушка в черном купальнике, 1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девочка с полотенцем, 1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

«Девочку с полотенцем» Самохвалов повторил через 34 года.

Девочка с полотенцем, 1962
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Юноши на пляже, 1928
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девушка на берегу в красной косынке, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Перед душем (из серии Метрострой), 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На стадионе, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

После кросса, 1934-1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На теннисной площадке. Девушка с ракеткой. 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Натурщица (с желтым покрывалом), 1940
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Обнаженная. Этюд. 1947
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Обнаженная модель, 1958
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На пляже, 1960
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На пляже, 1964
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Стоящая обнаженная со спины, 1965
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.


Виталий Гаврилович Тихов (1876 — 1939)
Купание, 1930-е
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Обнаженная на кухне
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.


Петр Петрович Кончаловский (1876 — 1956)
Обнаженная Б.
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 — 1999)
Летом. Обнаженная, 1939
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Следующего художника называли «певцом пионерского детства».

Алексей Федорович Пахомов (1900 — 1973)
Купальщица, 1927
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купание краснофлотцев с борта корабля, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

У Петропавловской крепости, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Возле Петропавловской крепости, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Сестры, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девушка на солнце, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девушка на солнце,1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девочка на солнце, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Две девочки, 1934-35
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Две девочки, 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На солнце, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На солнце, 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Пионеры на море, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Пионеры у моря загорают, 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Обложка журнала «Костер», 1939
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.
Можете себе представить подобную обложку детского, да что там — любого журнала в наше время?

Ещё одна художница, которая специализировалась, в основном, на пионерской теме.

Лидия Яковлевна Тимошенко (1903 — 1976)
Девушки с полотенцами, 1933
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Девочка в воде, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купание (этюд), 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купание, 1934
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купающиеся пионеры (этюд), 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Купание, 1935
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

На Дону, 1938
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

День, 1965
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Вечер, 1965
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

День творения, 1967
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Ещё на пионерскую тему. Здесь пионеры великозозрастные, да еще и разнополые. И совсем в чём мать родила...

Николай Петрович Секирин (1899 — 1962)
Пионерский лагерь. Купание. 1927
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Даты жизни следующего художника установить не удалось.

Сергей Владимирович Олейников
Две картины с одним названием — «На пляже», обе 1929 года.
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

И в завершение первой части обзора по советскому соцреализму — вот такой позитив.

Владимир Иванович Люшин (1898 — 1970)
Две девушки на морском берегу, ок. 1950
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.
На сегодня — всё. Дальше опять возвращаемся к Франции. А вторая часть соцреализма, как я уже информировала выше, будет в 161-м посте.
[]

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх