На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 156.

Сегодня мы отдохнём от французов — я ведь обещала через каждые четыре «французских» поста делать своего рода «перебивку» и публиковать что-нибудь, вносящее разнообразие. А тематика сегодняшней публикации весьма сильно диссонирует с салонным французским академизмом, коему большей частью были посвящены последние главы нашего обзора, так что контраст будет налицо.

156. Россия: советский соцреализм-I

Римская цифра I в подзаголовке означает, что тема будет продолжена ещё в одной публикации — не сразу, конечно, а через очередные четыре «французских», как и договаривались.

В разное время у меня были тематические публикации, где, среди прочих, были представлены и советские соцреалисты, и их творчество. Дублировать картины оттуда я не буду (за исключением, так сказать, «полных собраний» отдельных художников), так что читателям, интересующимся данной темой, я рекомендую прогуляться по приведенным ссылкам.

Порядок представления художников в этой теме будет отличаться от принятого ранее (от старшим к младшим). В первой части будут представлены художники, творившие, в основном, в довоенный период, а во второй — жившие и работавшие несколько позже; те, у которых большая часть работ относится к 50-80-м годам XX века. Но это деление приблизительно: скажем, Дейнека и Самохвалов, да и ряд других художников-соцреалистов прожили довольно длинную творческую жизнь, поэтому в подразделах, посвященных их творчеству (чуть выше я их нескромно назвала «полными собраниями»), будут картины и 20-х, и 60-х годов. Вообще, все картины я старалась датировать — ведь на самом деле в нашем случае год написания картины имеет существенную роль. Одно дело — послереволюционные и НЭПовские годы, другое — 1930-е и послевоенные, и совсем иное — 1950-е — 80-е.

Прежде чем приступить к просмотру картин, попробуем разобраться, что же это такое — соцреализм. Итак: социалистический реализм — это художественный метод литературы и искусства, в том числе, безусловно, и изобразительного. Не стиль живописи или графики, не отдельный жанр, а именно метод. Соцреализм должен был эстетически выразить концепцию мира и нового человека, принятую за основу при построении коммунизма в СССР. Главные принципы соцреализма — это народность, идейность и конкретность. Последнее особо важно в живописи: никаких метафор или абстракций! Только конкретика!

Художники, жившие в советскую эпоху, при том, что они вполне вписывались в тогдашние реалии, всё же были, в общей массе, идеологически и эстетически более, скажем так, плюралистичны, чем комиссары с горящими глазами или позднесоветские сухари-охранители. Им, художникам, ничто человеческое было не чуждо. И изображать они хотели не только и не совсем то, что соответствовало концепции человека коммунистического будущего. Но приходилось вписываться в существующие рамки и пытаться совмещать, казалось бы, «вещи несовместные», то есть и обнаженную натуру, и пафос строительства новой жизни. И многим удавалось впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Видимо, путём проб и ошибок художники раннесоветского периода пришли к набору микротем, где «ню» было разрешено, а местами даже приветствовалось. Это: производственная, спортивная тематика (уже упомянутые Дейнека и Самохвалов), купание в реке или море — здесь, конечно, нет особой патетики, но советский человек — он имеет же право на отдых, или нет?! Сюда же относятся банные сюжеты. Ещё одна довольно распространенная тема советского «ню» — модель в студии. Ну, это же ведь трудовые будни художника, да и модели тоже! — видимо этот аргумент срабатывал, и такие картины вполне себе выставлялись.

Я чуть выше отметила, что кое-какая тематика «ню» даже приветствовалась в довоенный советский период. Так вот, это именно то, что сейчас и у нас, и во всём мире категорически не приветствуется, а именно изображение обнаженных тел юношей и девушек пубертатного возраста — нынче художников Чернышева, Самохвалова, Пахомова, Тимошенко и других, глядишь, «хранители нравственности» (на которых, впрочем, в большинстве случаев, как говорится, «пробы негде ставить») — ещё бы и в педофилии обвинили. А в 1920-е — 30-е годы в среде пионеров и школьников всячески поощрялись с одной стороны — отметание старых предрассудков, а с другой — культ здоровья, связанный с купанием, загаром, здоровым телом. «Нет на земле прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». Даже речёвка пионерская была такая: «Голым — телом — встретим — лето! Наша одежда — только трусы!..» Так что художники-соцреалисты не считали зазорным изображать пионеров и комсомольцев, предающихся оздоровительным и спортивным процедурам в виде, как тогда считалось, вполне подобающем для юных строителей коммунизма.

Первым из художников, кого я сегодня хочу представить уважаемым читателям будет

Николай Михайлович Чернышев (1885 — 1973)

Первая из его картин, скажем так, не совсем соцреалистична. Но — обратите внимание на год...

Венера 1918 года


Холодный день, 1927


Модель на желтом, 1924


На пляже, 1926


Выбегающая из воды, 1927


Купальщицы, 1934


Купание на закате, 1958


Глядя на полотна художника, который будет представлен ниже, на мускулистые тела героев и мощные ягодицы героинь его картин, зритель проникался убеждением — социалистическое отечество в надёжных руках! И — да! — коммунизм непременно будет построен! Эти произведения искусства совершенны, как и люди на них изображенные. Если бы не было соцреализма, его стоило бы выдумать ради него одного. Любуемся, восхищаемся и удивляемся:

Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969)
Две натурщицы, 1923


Лежащая натурщица. Автолитография 1927


Натурщица перед зеркалом, 1928


Мальчики, выбегающие из воды, 1930-35


Акробаты, 1931


На балконе, 1931


Утренняя зарядка, 1932


Игра в мяч, 1932


Полдень (сон), 1932


Полдень, 1932


Мать, 1932


Натурщица, 1932


Утро, 1933


За занавеской, 1933


Купающиеся девушки, 1933


Донбасс. Обеденный перерыв, 1935


Ночь, 1935


Эстрадный танец, 1935


Эcтрадный танец. Бурлеск, 1935


Натурщица, 1936


Будущие летчики, 1938


Бегущие девушки, 1941


После боя, 1944


Утро. Эскиз одноимённой мозаики, 1947


Утро. Мозаика, 1949


Девушка, завязывающая платок на голове. Эскиз картины <Купальщица>, 1951


Купальщица, 1951


Натурщица, 1951


Натурщица, 1951


Купальщицы, 1952


Натурщица, 1952


Лежащая натурщица, 1953


Лежащая с мячом, 1954


Рисунок для мозаики <Хорошее утро>, 1959-60


Хорошее утро. Мозаика, 1959-60


Следующая картина имеет непосредственное отношение к А.А. Дейнеке. Год написания установить не удалось.

Александр Осипович Барщ (1897 — 1971)
Обнаженная в мастерской А. Дейнеки


Ещё один корифей соцреализма:

Александр Николаевич Самохвалов (1894 — 1971)
Две женщины, 1916


Обнаженная с полотенцем, 1920-е


После бани, 1927


Трое — этюд к неосуществленной картине «Радость жизни», 1928


Четыре следующие картины — это также этюды к той же самой неосуществленной картине «Радость жизни».

Девушки, 1928


Девушка в полосатом купальном костюме, 1928


Девушка в черном купальнике, 1928


Девочка с полотенцем, 1928


«Девочку с полотенцем» Самохвалов повторил через 34 года.

Девочка с полотенцем, 1962


Юноши на пляже, 1928


Девушка на берегу в красной косынке, 1934


Перед душем (из серии Метрострой), 1934


На стадионе, 1934


После кросса, 1934-1935


На теннисной площадке. Девушка с ракеткой. 1935


Натурщица (с желтым покрывалом), 1940


Обнаженная. Этюд. 1947


Обнаженная модель, 1958


На пляже, 1960


На пляже, 1964


Стоящая обнаженная со спины, 1965



Виталий Гаврилович Тихов (1876 — 1939)
Купание, 1930-е


Обнаженная на кухне



Петр Петрович Кончаловский (1876 — 1956)
Обнаженная Б.


Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 — 1999)
Летом. Обнаженная, 1939


Следующего художника называли «певцом пионерского детства».

Алексей Федорович Пахомов (1900 — 1973)
Купальщица, 1927


Купание краснофлотцев с борта корабля, 1933


У Петропавловской крепости, 1934


Возле Петропавловской крепости, 1934


Сестры, 1934


Девушка на солнце, 1934


Девушка на солнце,1934


Девочка на солнце, 1934


Две девочки, 1934-35


Две девочки, 1935


На солнце, 1934


На солнце, 1935


Пионеры на море, 1934


Пионеры у моря загорают, 1935


Обложка журнала «Костер», 1939

Можете себе представить подобную обложку детского, да что там — любого журнала в наше время?

Ещё одна художница, которая специализировалась, в основном, на пионерской теме.

Лидия Яковлевна Тимошенко (1903 — 1976)
Девушки с полотенцами, 1933


Девочка в воде, 1934


Купание (этюд), 1934


Купание, 1934


Купающиеся пионеры (этюд), 1935


Купание, 1935


На Дону, 1938


День, 1965


Вечер, 1965


День творения, 1967


Ещё на пионерскую тему. Здесь пионеры великозозрастные, да еще и разнополые. И совсем в чём мать родила...

Николай Петрович Секирин (1899 — 1962)
Пионерский лагерь. Купание. 1927


Даты жизни следующего художника установить не удалось.

Сергей Владимирович Олейников
Две картины с одним названием — «На пляже», обе 1929 года.




И в завершение первой части обзора по советскому соцреализму — вот такой позитив.

Владимир Иванович Люшин (1898 — 1970)
Две девушки на морском берегу, ок. 1950

На сегодня — всё. Дальше опять возвращаемся к Франции. А вторая часть соцреализма, как я уже информировала выше, будет в 161-м посте.
[]

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх