На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Поддерживаю предыдущего комментатора! К великому сожалению в России разучились снимать кино, хотя и западные фильмы т...Фильм "Блиндаж и ...
  • Георгийюра Гончар
    Обычно смотрю 1 из 100-200 "нынешних гениальных картин" И даже не тянет, несмотря на всю рекламу по любому поводу!!Фильм "Блиндаж и ...
  • Владимир Швайбович
    Почему Моне фанат...

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 139.

Мы завершили довольно долгое и разнообразное азиатское путешествие — обзор творчества художников разных азиатских стран в интересующем нас жанре, и теперь самое время сделать передышку и обратиться к вечным ценностям. Впрочем, получается так, что из Азии-то мы никуда и не уходим, хотя ряд источников утверждают, что события, которые мы готовимся рассмотреть, происходили в Африке, но я склонна считать, что всё же в Азии, а конкретно, в древней Иоппии, ныне это Яффа, город-спутник Тель-Авива.



Наверняка сыграло свою роль созвучие: «Иоппия» — «Эфиопия», поэтому некоторые авторы считают Цефея, он же Кефей, эфиопским царём. При этом на всех изображениях, включая античные, все персонажи истории, связанной с этим «эфиопским» царём, выглядят исключительно белыми, а в Эфиопии, как известно, всегда обитал народ весьма смуглый. Да ещё ряд интерпретаторов древнегреческого мифа, который мы сегодня и будем рассматривать, признают, что основные события разворачивались всё же в Иоппии (Яффе), но при этом упорно называют Цефея царём Эфиопии. Эта версия, кстати, является рабочей в статьях Википедии. Ну, друзья, где Яффа — а где Эфиопия, вы по карте хотя бы что ль сопоставили...

Итак, жил-был в Иоппии царь Цефей, или Кефей, правил, как утверждают, мудро и справедливо, и жена у него была, натурально, красавица. Звали её Кассиопея. И дочка у них была, молодая девушка, тоже красоточка, звали Андромедой. И вот Кассиопея, то ли от нечего делать, то ли будучи одержимой гордыней, начала троллить нереид — морских нимф, дочерей бога водной стихии Нерея и океаниды Дориды. Да ещё, говорят, Кассиопея схлестнулась на тему «кто красивее» с нереидой Амфитритой, любви которой долго добивался (и в итоге таки добился) сам Посейдон. Ему нереиды и пожаловались на «потерявшую берега» иоппийскую царицу. Тот через каких-то посредников дал понять царю Кефею, мол, урезонь свою жёнушку, она моих девчонок расстраивает и огорчает, они жалуются, от чего мне некомфортно. Но то ли царь Кефей проигнорировал предупреждение, то ли он не имел большого влияния на свою жену, и она не послушала его увещеваний — словом, Кассиопея с упорством продолжала ходить на берег моря и муссировать с нереидами тему «кто на свете всех милее, всех румяней и белее».

Кстати, сам факт тёрок Кассиопеи с нереидами должен был бы отрезвить сторонников эфиопской версии. Нереид было всего 50, и обитали они в Средиземном море. Эфиопия же (сейчас это Эритрея) омывается Красным морем, и чтобы попасть в него из Средиземного, нужно проплыть по Суэцкому каналу, который в исторических масштабах появился, можно сказать, вчера, если не сегодня.

В конце концов, Посейдон, проснувшись как-то, видимо, в плохом настроении и выслушав очередные жалобы от нереид, натурально, рассвирепел и буквально взревел: «Я же, б..., предупреждал! просил, с..а, по-братски! ну так на, получи!» И наслал на берега Иоппии морское чудовище по имени Кит. Оно, конечно, к китам не имело отношения, ну вот, называли его всё же именно так — «кит». И даже потом-потом, когда астрономы определялись с названием созвездий, они поместили рядом Кассиопею, Андромеду, Персея (о нём позже) и именно Кита. Ну вот, по-украински, например, китами котов зовут, а иоппийцы древние китом назвали вот это самое чудовище...

Чудовище-кит начало терроризировать побережье Иоппии — похищать и пожирать людей, насылать наводнения — короче, встал ребром вопрос жизни и смерти. В таких случаях в тех краях было принято обращаться за советом к оракулу египетского бога Аммона. Оракул объяснил ситуацию — мол, ребята, дела ваши реально плохи, и выход только один: вам надо принести в жертву Киту дочь вашего царя, Андромеду.

139. Ретроспектива: Андромеда, Персей и другие

Пришлось и царю Кефею, и царице Кассиопее, и самой Андромеде, хотя, полагаю, её никто и не спрашивал, смириться со столь жёсткими условиями. Андромеду, как говорят, передали жаждущим мести нереидам, а те её утащили к каменистым берегам в окрестностях Яффы и там приковали к скале, для того, чтобы чудовище-кит её сожрало, а может даже, предварительно и поразвлекалось...

Теодор Шассерио (Theodore Chasseriau, 1819 — 1856, Франция)
Андромеда, приковываемая к скале нереидами


Итак, чудище приближалось к Андромеде — нереиды. видимо, специально разместили её подальше. чтоб помучилась в ожидании — а она, бедняжка, стояла, прикованная к скале, в ожидании страшной участи... И именно этот момент запечатлили на своих полотнах десятки художников. Посмотрим самые интересные интерпретации. Идём, как обычно — но в данном случае очень приблизительно — от старших к младшим.

Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck, 1599 — 1641, Фландрия - Нидерланды), или подражатель


Микеле Рокка (Michele Rocca, 1671 — после 1751, Италия)


Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 — 1640, Фландрия - Нидерланды)


Якоб де Баккер (Jacob de Backer, ок.1545 — ок.1595, Фландрия - Нидерланды)


Неизвестный автор, ок 1600


Франческо Фурини (Francesco Furini, ок.1603 — 1646. Италия)


Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn, 1606 — 1669, Нидерланды)

Ну, вообще-то, Андромеда считалась красавицей. У Рембрандта, видимо, была своя версия событий...

Джованни Антонио Буррини (Giovanni Antonio Burrini, 1656 — 1727, Италия)
Андромеда, прикованная к камню


Уильям Этти (William Etty, 1787 — 1849, Британия)


Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix, 1798 — 1863, Франция)


Неизвестный автор французской школы, XIX век


Шарль Эмиль Огюст Каролюс-Дюран (Charles Emile Auguste Carolus-Duran, 1837 — 1917, Франция)


Жан-Жак Эннер (Jean-Jacques Henner, 1829 — 1905, Франция)


Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Dore, 1832 — 1883, Франция)

Едва ли не самая известная из живописных Андромед.

Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour, 1836 — 1904. Франция)


Уильям Эдвард Фрост (William Edward Frost, 1810 — 1877, Британия)




Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп (John Roddam Spencer Stanhope, 1829 — 1908, Британия)


Эдвард Джон Пойнтер (Edward John Poynter, 1836 — 1919, Британия)


Альфред Гленденинг-мл. (Alfred Glendening jr., 1861 — 1907, Британия)


Джоржд Оуэн Уайн Эпперли (George Owen Wynne Apperley, 1884 — 1960, Британия)


Сара Пейдж (Sarah Page, активна в 1892-1935, Британия)


Артур Хилл (Arthur Hill, 1829 — 1894, Британия)


Теперь можно сыграть в игру «Найдите десять различий». Кто у кого спёр — сказать трудно...

Влахо Буковац (Vlaho Bukovac, Blaise Bukovac; Biagio Faggioni, 1855 — 1922, Хорватия)


Николаос Кунелакис (Nikolaos Kounelakis, 1829 — 1869, Греция)


Ричард Боррмайстер (Richard Borrmeister, 1876 — 1938, Германия)


Дьюла Эдер (Gyula Eder, 1875 — 1945, Венгрия)


Адам Пельчинский (Adam Pelczynski 1865 — 1928, Польша)


Тамара де Лемпицка (Tamara de Lempicka, 1898 — 1980, Польша - США)


Эдуардо Лаборда (Eduardo Laborda, 1952, Испания)

Ну, здесь совсем уж специфические представления о красоте... Как и в следующей картине.

Адам Миллер (Adam Miller, 1979, США)


Алехандро Десинти (Alejandro DeCinti, 1973, Чили)

Непонятно, чьи это руки держат Андромеду. Явно пока не Персей, а кто же?

Сампо Какконен (Sampo Kaikkonen, 1975, Финляндия)

А тут события со средиземноморского побережья, судя по внешности героини, похоже, перенесены на берега Фиинскохо салиифаа...

Майкл Бергт (Michael Bergt, 1956, США)


Тара Джуно (Tara Juneau, 1981, Канада)
Андромеда и синее небо


Алексей Головин (1977, Россия)


Ну, это она уже явно не на скалах, а где-то в своём созвездии.
Подозреваю, что далеко не все мои читатели знают, кто такой Аркадий Паровозов. Не у всех же есть маленькие дети или внуки, да и те, у кого они есть, совсем не обязательно окунулись в культуру современных детских мультиков, которые показывают по ТВ-каналам «Карусель» и «Мульт». Я-то, конечно, в теме — у меня шестилетняя дочка и трёхлетний сын. И поэтому аналогия нашего следующего героя с Аркадием Паровозовым возникла у меня сразу, как я углубилась в миф о Персее, спасшем Андромеду от верной гибели.

Коротко: Маша и Саша всё время попадают в ситуации, опасные либо для жизни, либо для здоровья, чреватые пожаром, утоплением, ударом током, отравлением, падением с высоты и массой иных неприятностей. Некий супермен, Аркадий Паровозов, умеющий летать, персонально опекает этих двух слегка бестолковых и безбашенных персонажей, и в последний момент спасает их от неминуемой травмы, а то от чего и похуже. А потом объясняет им (весь текст мультика представляет собой белый стих), почему так не надо было поступать, и что надо делать в подобных случаях, завершая своё объяснение вот такой сентенцией: «Потому что всё возможно, всё бывает, так сказать. Потому что мимо, дети, я могу не пролетать»...

Короче, свой Аркадий Паровозов совершенно случайно нарисовался и у Андромеды. Именно там, в районе иоффийских скал, куда уже на всех парах устремлялось чудовище Кит, по воле судеб пролетал тогдашний супергерой по имени Персей.

Персей был сыном Данаи, которая понесла от самого Зевса, но не, так сказать, напрямую, а посредством золотого дождя («гусары, молчать!») — подробно об этом у меня можно почитать и посмотреть картины по теме вот здесь. Там же рассказана и проиллюстрирована краткая история детства и юности Персея на острове Сериф, кому интересно, почитайте и посмотрите.

Ситуация сложилась так, что царь Серифа Полидект, домогавшийся Данаи, решил избавиться от её строптивого и явно не лояльного сына, отправив его на заведомо смертельное задание: добыть голову Горгоны-Медузы. один взгляд которой превращал всё живое в камень. Но не учёл Полидект того факта, что Персея опекали его единокровные братья и сестра — Гермес, Гефест и Афина, тоже все — дети Зевса. Благодаря их покровительству, советам и прямой помощи, Персей стал обладателем целого ряда артефактов, которые помогли ему добраться до острова, где жили три Горгоны и реально срубить голову самой страшной из них, Медузе.

В истории с Андромедой изо всех ништяков, которыми владел Персей, главенствующую роль сыграли его крылатые сандалии, подаренные нимфами, и позволявшие ему, натурально, летать, а также голова Горгоны-Медузы, хранящаяся в специальном мешке.

То есть, получилось так. Персей с добычей в виде головы Горгоны летел себе на свой остров — и вдруг! видит — красивая девушка, да ещё и без одежд — прикована к скале! — а море поблизости бурлит! Глядь, а там — чудовище подобное лох-несскому, страшное своим видом и явно агрессивно настроенное — и оно направляется прямиком к голой девице!

Ну, и как должен был поступить истинный мачо и герой, к тому же обладающий летальным оружием и действенными средствами его доставки? Конечно же, он вступил в бой с чудовищем по имени Кит. Собственно, больших трудностей Персею этот бой не доставил. Всё было предрешено, и для так называемого Кита всё закончилось быстро и весьма прискорбно: Персей подлетел на нужное расстояние, с учётом убойной силы головы Медузы, затем вытащил её из мешка и направил её горящий взор прямо в морду чудищу, которое в ту же секунду обратилось в камень, вот и всё.

Вообще-то есть ещё одна версия способа передвижения Персея по воздуху, кроме крылатых сандалий. Некоторые авторы утверждают, что при отрублении головы Горгоны-Медузы из её туловища вырвался крылатый конь по прозвищу Пегас. Потому что, говорят они, Медуза имела связь с Посейдоном, и вот, коняшка в результате в её утробе и завёлся. Всё это уже немного выходит за грань моего понимания, но, по большому счёту — а много ли мы понимаем в окружающем нас реальном мире? готовы ли мы дать уверенный ответ на самые элементарные вопросы, касающиеся нашего бытия?.. То-то же.

Это я к тому, что художники изображают эпизод сражения (если можно эту расправу так назвать — это всё равно, что какой-нибудь ядерной державе при помощи водородной бомбы разобраться, скажем, с Ямайкой) Персея с недоразумением по кличке Кит по-разному: у одних наш герой оснащён крылатыми сандалиями, у других же — сидит верхом на крылатом Пегасе.

Смотрим картины по теме «Андромеда и Персей, побеждающий Кита». Художники тут также будут представлены в порядке старшинства — более-менее, приблизительно.
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488—90 — 1576, Италия)


Гвидо Рени (Guido Reni, 1575 — 1642, Италия)


Абрахам ван Кёйленборх (Abraham van Cuylenborch, до 1620 — 1658, Нидерланды)


Джузеппе Чезари, по прозванию Кавалер д'Арпино (Giuseppe Cesari, Cavalier d'Arpino, 1568 — 1640, Италия)




Якопо Пальма Младший (Palma il Giovine, 1544 —1628, Италия)


Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael, 1566 — 1638, Нидерланды)


Питер Юттеваль (Peter Wtewael, 1596 — 1660, Нидерланды)


Михиль Кокси (Michiel Coxcie, 1499 — 1592, Фландрия — Нидерланды)


Карло Сарачени (Carlo Saraceni, 1579 — 1620, Венеция)


Хендрик де Клерк (Hendrick de Clerck, ок.1560 — 1630, Фландрия — Нидерланды)


Неизвестный автор итальянской школы, XVII век


Неизвестный автор, ок 1600


Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 — 1588, Италия)


Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo, 1462 — 1522, Италия)
Персей спасает Андромеду

Картина Пьеро ди Козимо требует некоторого пояснения. Здесь два эпизода представлены сразу — такой приём использовался нередко в период Раннего Возрождения («Кватроченто») — например, в моей «ретроспективе» про Давида и Вирсавию, в картине Франчабиджо «Письмо Урии» (она там третья с начала) соединены целых три эпизода.

Итак, справа Персей только подлетает к чудовищу, а слева — Персей уже стоит на спине Кита, готовясь нанести ему удар мечом. Странно, ведь главным оружием Персея была голова Горгоны, но, по всей видимости, Персей таким образом хотел заставить Кита повернуться, чтобы уже окончательно с ним расправиться посредством оной головы. Теперь посмотрим на собравшуюся публику. По идее. справа они должны испытывать ужас, а слева — торжествовать. Но тут как-то не сходится: что-то не вижу я ужаса на лицах собравшихся. Судя по всему, они не особо сочувствовали Андромеде, а пришли пощекотать себе нервы. И даже притащили какой-то музыкальный инструмент, чтобы, видимо, петь грустные песни в процессе поедания чудищем Андромеды. При этом неясно, что за агрегат притащила девица, находящаяся почти в середине, рядом с негритянкой с ситаром, или, не знаю, виуэлой, что ли. На музыкальный инструмент эта штука не похожа: какие-то крючки, зачем-то гирька... Что это? — нет ответа...

Слева публика уже очевидно радуется избавлению Андромеды от чудовища — ну, не звери всё ж они, а обычные обыватели — всё закончилось хорошо, вот и славно, а зрелище всё же получилось знатным! И девица, которая была с непонятным устройством, уже, вишь, разделась, и дядька в юбке и с заячьими ушками на голове уже вовсю веселится, а некая парочка в самой левой части картины и вовсе по-деловому ушла на камни, дабы предаться любовным утехам.

Ещё один момент вызывает вопросы: такое ощущение, что позади Андромеды — какое-то мини-чудище с ветвистыми лапами, откинувшее голову назад. Что имел в виду автор?
Франс Франкен Младший (Frans Francken II, 1581 — 1642. Фландрия — Нидерланды)
Персей и Андромеда с фигурами на берегу

А тут вообще — толпа целая собралась, и лица у всех скорбные.
Подозреваю, что на переднем плане — царь Кефей и Кассиопея.

Хендрик Гольциус (Hendrick Goltzius, 1558 — 1617, Нидерланды)


У Гольциуса тоже куча народу, и детей даже с собой притащили. И Кефей с Кассиопеей вроде тоже тут.
Дальше Гольциус представляет ещё две версии событий, уже без публики.





Донато Крети (Donato Creti, 1671 — 1749, Италия)


Франсуа Лемойн (Francois Lemoyne, 1688 — 1737, Франция)


Шарль-Андре ван Лоо (Charles-Andre van Loo, 1705 — 1765, Франция)


Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres; 1780 — 1867, Франция)


Неизвестный автор французской школы, XVIII век


Неизвестный автор французской школы, XIX век


Уильям Этти (William Etty, 1787 — 1849, Британия)


Анри-Пьер Пику (Henri Pierre Picou, 1824 — 1895, Франция)


Луис Николя Малу (Louis Nicolas Matout, 1811 — 1888, Франция)


Гюстав Моро (Gustave Moreau, 1826 — 1898, Франция)



Видите, Моро представил две версии: в одной Персей на Пегасе, а в другой — в летучих сандалиях.

Фердинан Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix, 1798 — 1863, Франция)


Эмиль Жан Батист Филипп Бен (Emile Jean Baptiste Philippe Bin, 1825 — 1897, Франция)


Фредерик Лейтон (Frederick Leighton, 1830 — 1896, Британия)

А тут уже Кит вплотную подобрался к Андромеде, и то ли съесть её уже собрался, то ли иное непотребство совершить.

Роберт Эннинг Белл (Robert Anning Bell, 1866 — 1933, Британия)


Феликс Валлоттон (Felix Vallotton, 1865 — 1925, Швейцария)




Ричард Лэк (Richard Lack, 1928 — 2009, США)


Войтех Гинайс (Vojtech Hynais, 1854 — 1925, Чехия)

Итак, чудовище повержено, Андромеда спасена, народ ликует, а что же Персей? А вот что — если мультик про Аркадия Паровозова знают далеко не (только лишь) все, то сказка Чуковского про Муху-Цокотуху известна точно уж каждому. И в нашем случае имеет место прямая цитата из «Мухи» — «Я злодея погубил, я тебя освободил, и теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!»

Андромеда, хотя — это выяснится чуть позже — всё ж обещалась другому — ну могла ли устоять перед таким соблазном! Супергерой только что спас её от смерти! Она — юна и красива, и стоит в чём мать родила, а великолепный юноша, её спаситель, тоже не особо обременён одеждами (в одних версиях Персей одет, а в иных — почти нет) — ну разве могло меж молодыми людьми не вспыхнуть большое, светлое и чистое чувство, а?
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 — 1640, Фландрия — Нидерланды)


Бартоломео Пассаротти (Bartolomeo Passerotti, 1529 — 1592, Италия)


Якопо Амигони (Jacopo Amigoni, 1675 — 1752. Италия)


Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 1511 — 1574, Италия)


Теодор ван Тюльден (Theodoor van Thulden, 1606 или 1607 — 1669, Фландрия — Нидерланды)


Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs, 1728 — 1779, Германия)


Кристоффер Вильхельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg, 1783 — 1853, Дания)


Эдвард Коли Бёрн-Джонс (Edward Coley Burne-Jones, 1833 — 1898, Британия)
Судьба свершилась



У Бёрн-Джонса представлена развёрнутая версия событий в двух вариантах. На двух верхних картинах одетый Персей убивает чудовище и освобождает Андромеду; на нижней — оба этих события совмещены в одном полотне, прямо по традициям Кватроченто, и Персей там уже совсем не одетый. Версия Бёрн-Джонса, прямо скажем, несколько не типична. Чудище показано в виде змея, даже отдалённо не напоминающего кита, короме того, очевидно, Персей побеждает змея при помощи только колюще-режущего оружия, без всякой головы Горгоны-Медузы.


Чарльз Напье Кеннеди (Charles Napier Kennedy, 1852 — 1898, Британия)


Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852, Россия)


Гюстав Клод Этьен Куртуа (Gustave Courtois, 1852 — 1923, Франция)


Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 — 1925, Германия)

А тут Персей в виде средневекового рыцаря, и тоже без всякой головы Горгоны.

Хорхе Ромеро Родригес (Jorge Romero Rodriguez, 1960, Перу)
Освобожденная Андромеда


Пьер Миньяр (Pierre Mignard, 1612 — 1695, Франция)
Кефей и Кассиопея благодарят Персея за спасение их дочери Андромеды


На картине Реньо тоже, по всей видимости, Кефей с Кассиопеей.

Жан-Батист Реньо (Jean-Baptiste Regnault, 1754 — 1829, Франция)
Возвращение Андромеды

Итак, Андромеда согласилась стать женой Персея, родители её были, конечно же не против, и вскорости в царском дворце Кефея сыграли свадьбу. Но — что за свадьба без драки? В самый разгар торжества в банкетный зал заявился бывший жених Андромеды по имени Финей с целой сворой братвы и предъявой Персею: мол, ты воруешь чужих невест. «А где ты был, женишок, когда твоя невеста к скале была прикована, а?» — резонно спросил Персей. Финей не нашёл на это аргументов, кроме силовых, и метнул в Персея копьё, но ловкий жених сумел увернуться, и копьё вонзилось в стену. Персей выдернул копьё и метнул его в обидчика, но Финей тоже был крут и тоже увернулся. Копьё ранило одного из Финеевых дружков. Тогда вся компания незваных гостей вытащила мечи и двинулась на Персея. Тому ничего не оставалось делать, кроме как вынуть из мешка заветную голову Медузы и направить её убийственный взор на нападавших. Своим Персей успел крикнуть, мол, не смотрите! — они и не смотрели, поскольку уже знали о секретном оружии Персея. В результате и Финей, и его дружки окаменели и превратились в статуи. Наверно, потом ими дворцовый парк украсили, а может и выбросили, не знаю.
Жан-Батист Реньо (Jean-Baptiste Regnault, 1754 — 1829, Франция)
Брак Персея и Андромеды


Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 — 1609) и Доменикино (Domenichino, или. Domenico Zampieri, 1581 — 1641, Италия)
Персей и Финей


Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 — 1734, Италия)
Персей обращает Финея в камень

На двух последних картинах мы видим Персея в, так сказать, костюме, отнюдь не приличествующем свадебному торжеству. Но кто ж знает, может в те времена в Иоппии именно так и было принято...

Персей и Андромеда прожили долгую и счастливую жизнь. Персей стал царём в основанном им городе Микены, а Андромеда была, соответственно, царицей. Она родила дочь и шестерых сыновей. Один из сыновей, Перс, которого взял на воспитание Кефей, отец Андромеды, стал родоначальником персидских царей. Но это уже совсем другая история.
[]

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх