Автопортрет Джеймса Тиссо, 1898 г.
James Tissot, собственное имя Жак-Жозеф Тиссо, 15 октября 1836 — 8 августа 1902) - французский живописец, близкий к школе прерафаэлитов.
Мария Магдалина до ее обращения в веру
Жак Джозеф Тиссо родился в Нанте в семье торговца. В 1856-57 он приехал в Париж с желанием стать живописцем. Учился в Парижском училище изящных искусств, ученик Энгра, И. Фландрена и Ламота. Однако большую часть своего образования, тем не менее,Тиссо получил неофициально, благодаря друзьям и знакомым среди авангардистских художников. Его друзьями и учителями стали Мане, Дега (написавший портрет Тиссо). Но подлинным кумиром юного художника стал Джеймс Уистлер, в честь его Тиссо даже англизировал свое имя.
James Whistler. Harmony in Green and Rose The Music Room
James Whistler. "At the Piano".
В 1859 года, в возрасте 23 лет, художник впервые выставил в Салоне несколько исторических полотен, выполненных в позднеромантическом стиле. В 1861 г. Тиссо выставил «Встречу Фауста и Маргариты», которая была приобретена государством для Люксембургской галереи. Кстати, трагедии Гете художник посвятил несколько полотен.
Faust and Marguerite in the Garden. 1861 г
Стиль Тиссо формировался и под влиянием Э. Мане, с которым художник дружил. Его картины имеют определенные черты сходства с работами импрессионистов в передаче воздушной среды и характере композиций. Однако изящные и очаровательные полотна Тиссо больше напоминают иллюстрации к модным светским журналам. Он был близким другом Дега, который нарисовал интересный портрет Тиссо. Но позже они рассорились, иТиссо даже отказался участвовать в Импрессионистских выставках. Тиссо достиг официального признания своих работ быстро. В начале своего творчества Тиссо писал декорации для исторических пьес, романтические, историческо-костюмные жанровые сцены с точно изученными костюмами и обстановкой XV столетия. В 1863 он уехал в Англию, откуда окончательно возвратился на родину почти через 20 лет. Уже в картине «Две сестры» виден его сформировавшийся личный стиль.И хотя многие связывали эту картину с серией Уистлера "Симфония в белом", а некоторые называли ее "The Green Ladies" по аналогии с застойной водой и тиной, успех художнику был обеспечен.
Переселившись в Лондон, художник, приблизительно в 1864, перешел к сценам из современной жизни, и стал изображать разные типы молодых элегантных женщин. В эти годы была написана серия работ, названная LaFemme a Paris. Впоследствии Тиссо написал аналогичную серию акварелей уже с дамами из высшего общества Лондона.
Девушка в красном жакете. 1864
Весенний портрет. 1878 Принцесса де Брогли И сама тема, и манера письма Тиссо имели успех у коллекционеров, уже к 1870 году живописец прилично зарабатывал.
Праздничный день в Брайтоне. 1875-78 В 1870 началась франко - прусская война, сопровождаемая гражданской войной и Парижской Коммуной в 1871. В 1871 г. художник вступил в Национальную гвардию, принимал участие в военных действиях и в Парижской Коммуне (хотя многие историки утверждают, что Тиссо только сочувствовал Коммуне). Правительство строго подавило восстание, казнив почти двадцать тысяч членов Коммуны на улицах Парижа. Подозреваемый в сочувствии к коммунарам, Джеймс Тиссо был вынужден оставить страну, чтобы избежать заключения. Существует версия, что конфликт с правительством произошел из-за политических интриг его брата. Тиссо вновь нашел убежище в Лондоне, где прожил с 1871 до 1882.
Здесь он начал учиться гравюре у сэра СеймонаХэдена, рисовал карикатуры для журнала Vanity Fair и писал многочисленные портреты и жанровые картины. В Англии он продолжал любимую тему - сцены от жизни общества, но приспособился к английским вкусам, и скоро получил высокую репутацию среди социальной элиты Лондона. "Смешно, что самый большой живописец социальной жизни Викторианских времен не был англичанином» - написал автор книги о викторианской живописи Кристофер Вуд.
Интересно, что говоря о Тиссо-портретисте все восхищаются его женскими портретами, и никто не удосуживается отметить, что у художника есть замечательная "мужская" галерея.
В течение одиннадцати лет, что он проработал в Англии, он достиг славы и финансового успеха, рисуя то, что теперь признано считать его лучшими картинами. Первая из его крупномасштабных картин – «Слишком рано» (Too Early) - была показана в Королевской Академии в 1873.
Живописец Луиза Джоплин, друг Тиссо, описала это как «новое направление в искусстве, как остроумное представление современной жизни». «Никто из английских художников не может сравниться с Тиссо в блестящей технике, комбинации стиля, элегантности и остроумии» - писали газеты.
Тиссо был таким успешным художником, что позволил себе иметь дом в престижном районе северо-западного Лондона - Wood St John's. Это был один из первых лондонских пригородов, в котором отмечалась большая плотность вилл. В1874 писатель Эдмон де Гонкур саркастически писал, что Тиссо имеет «студию с залом ожидания, где в любое время к услугам посетителей есть шампанское со льдом, а около студии сад, где в течение всего дня можно видеть лакея в шелковых чулках, протирающего до блеска листья кустарников».
Пристрастившись с 1875 г. к гравированию крепкой водкой и сухой иглой, Тиссо произвел до 74 работ, в числе которых наиболее замечательные по мастерству исполнения: "Фойе Большой Оперы во время осады Парижа"
"Скучная история", "Октябрь"
"На морском берегу", "Старшая сестра", "Возвращение блудного сына" и "Воскресное утро". Из картин Тиссо, написанных масляными красками, лучшие: "Встреча Фауста с Маргаритою" (1861, Люксембургский музей в Париже), "Отъезд жениха" (1863), "Молодая женщина в церкви" (1866), "Свидание" (1867) и "Молодая дама в лодке".
Несмотря на успех 1873 года, выставленные в 1875 году три новые картины Тиссо, среди которых были "Ballon Shipboard» (1874)
и «Hush»
подверглись нападкам самых серьезных критиков, включая Оскара Уайльда, Генри Джеймса и Джона Рёскина, которые увидели в его «цветных фотографиях» картины вульгарного богатства. Но даже эта высокомерная оценка не остановила продажу его картин.
Type of the beauty
Приблизительно в 1876 году, Тиссо встретил разведённую с мужем миссис Кэтлин Ньютон, красивую ирландку с двумя детьми, ставшую его главной моделью и женой. Правда, в некоторых биографиях указывается, что она была всего лишь натурщицей и любовницей художника.
Кэтлин Ньютон в кресле.
Думаю, что они жили в гражданском браке, поскольку нет никаких сведений и документов о регистрации их брака, но поскольку такие отношения не приветствовались в викторианской Англии, поэтому Джеймса и Кэтлин и считали всего лишь любовниками. Кэтлин переехала в дом Тиссо и жила с ним до своей смерти в 1882 г. В возрасте 28 лет, не перенеся страданий от болей на поздней стадии туберкулёза, Кэтлин покончила жизнь самоубийством. Тиссо увековечил ее в цикле «Тихие картины», «Хризантемах» и многих других картинах.
Хризантемы
После смерти жены, Тиссо возвратился во Францию. Первое время он был одержимым, пытаясь вызвать дух Кэтлин через спиритические сеансы и даже брал консультации у ведущего специалиста того времени Уильяма Эглинтона.
Привидение Он больше не интересовался живописью «общества», его эмоциональное потрясение смертью любимой женщины заставило его уйти в религию. За это время он пережил обращение к вере и задумал создать серию иллюстраций к Библии. С этой целью в 1886-87 и в 1889 годах он посетил Палестину. Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» состоял из 350 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне МарсоваПоля (Париж).
Его акварельные краски к Новому Завету называли «революцией в религиозном искусстве».
Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел (завершены были лишь иллюстрации к Пятикнижию, Историческим книгам и Книге Иова). Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904 с предисловием католического богослова иеромонахаАнтуана Сертиянжа.
Многие из акварельных рисунков к Библии Тиссо принадлежат Бруклинскому Музею в Бруклине.
Источник: ЖЗЛ (АНГЛИЙСКИЙ ФРАНЦУЗ ДЖЕЙМС ТИССО. ПУТЬ ОТ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА К РЕЛИГИИ)
|
http://www.artpainters.ru/impression/22/index.php
http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=james_tissot
http://www.crown6.org/publ/3-1-0-175
http://elite-home.narod.ru/pain101.htm
Осень на Темзе. 1872
Светская дама.
Young Lady in a Boat
Пикник
A Girl in an Armchair
Young Women Looking at Japanese Objects
Beating The Retreat In The Tuileries Gardens
Le rendez vous secret
A woman in Japan bath by Tissot
Благовещение
Берта. 1882
Садовая скамья. 1882
Игра в прятки
В Лувре
В Лувре
Сирота
Посадка на яхте
Свежие комментарии