На этой картине художник изобразил заснеженный весенний лес, который только-только начинает просыпаться после зимней спячки. Солнечный пейзаж наполнен тёплым спокойствием и хорошим настроением, вот только самому автору он принёс чрезвычайно трагические последствия. Почему же так получилось?

Константин Яковлевич Крыжицкий был мастером реалистичного жанра. Он старался писать свои картины с фотографической точностью, неоднократно ретушируя отдельные фрагменты и доводя их до совершенства. Не стала исключением и его работа под названием «Повеяло весной», которая словно переносит нас в мартовкий лес и заставляет ощутить дыхание свежего ароматного воздуха.
Закончив картину осенью 1910 года, художник, совместно с другими своими работами, отправил её на выставку в Лондон, где полотно было встречено многочисленными комплиментами. В 1911 году пейзаж вернулся в Россию, где также получил массу положительных откликов.
Однако не все люди умеют радоваться чужому успеху. Некий непопулярный художник Фома Рейлян позавидовал славе Крыжицкого и опубликовал о нём разгромный пасквиль, который стал роковым в жизни Константина Яковлевича.
В злощастной статье говорилось, что картина Крыжицкого «Повеяло весной» является ничем иным, как плагиатом картины Якова Бровара «Зимний пейзаж. Вид Беловежской пущи».

Эту тему сразу же подхватили многие газетчики, художники, да и просто сплетники. Начались активные обсуждения двух картин, которые были явно не в пользу Крыжицкого, ведь картина Бровара была написана гораздо раньше, при этом оба пейзажа действительно похожи.
Однако были и те, кто считал мысль о плагиате чушью, поскольку сходство картин сводится лишь к сдвоенному дереву с правой стороны пейзажей, да и оно написано художниками совершенно по-разному.

Наиболее дотошные исследователи выяснили, что картины так похожи между собой, поскольку художники писали их с одной и той же фотографии, сделанной кадровым российским офицером Евгением Вишняковым. Он был страстным и талантливым фотографом-путешественником, любившим публиковать свои работы. В 1894 году Вишняков выпустил альбом «Беловежская пуща. Наброски пером и фотографиею», который состоял из 40 снимков. Вероятно, именно там Бровар и Крыжицкий увидели то злосчастное фото.
Сам Константин Крыжицкий был человеком очень мнительным и ранимым. Он крайне тяжело переживал травлю, пытался оправдываться, говорил, что никогда не видел картины Бровара. Многие верили ему, но тем не менее, скандал оказал необратимое влияние на психику художника.
В результате 4 апреля 1911 года мастер ушёл из жизни, оставив записку:
Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все... дорогие, хорошие... Был ваш и ухожу с мукой о вас... Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил... Райлян судит Крыжицкого!
Трудно сказать, хотел ли Райлян имеено такого исхода, однако эта история наглядно демострирует то, к чему может привести банальная человеческая зависть.
Свежие комментарии