На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 081 подписчик

Свежие комментарии

  • Людмила Свириденко
    Жаль, что не показали других картин этой художницы, а взяли только самую известную.Серафима Блонская...
  • Людмила Свириденко
    Ярко, интересно, ближе к импрессионизму.Художник Андрей З...
  • Елена Оксова
    Следует писать "ЗлоСЧастный"Почему из-за этог...

Почему из-за этого прекрасного весеннего пейзажа художник решил расстаться с жизнью

На этой картине художник изобразил заснеженный весенний лес, который только-только начинает просыпаться после зимней спячки. Солнечный пейзаж наполнен тёплым спокойствием и хорошим настроением, вот только самому автору он принёс чрезвычайно трагические последствия. Почему же так получилось?

Константин Крыжицкий «Повеяло весной», 1910 год

Константин Яковлевич Крыжицкий был мастером реалистичного жанра.

Он старался писать свои картины с фотографической точностью, неоднократно ретушируя отдельные фрагменты и доводя их до совершенства. Не стала исключением и его работа под названием «Повеяло весной», которая словно переносит нас в мартовкий лес и заставляет ощутить дыхание свежего ароматного воздуха.

Закончив картину осенью 1910 года, художник, совместно с другими своими работами, отправил её на выставку в Лондон, где полотно было встречено многочисленными комплиментами. В 1911 году пейзаж вернулся в Россию, где также получил массу положительных откликов.

Однако не все люди умеют радоваться чужому успеху. Некий непопулярный художник Фома Рейлян позавидовал славе Крыжицкого и опубликовал о нём разгромный пасквиль, который стал роковым в жизни Константина Яковлевича.

В злощастной статье говорилось, что картина Крыжицкого «Повеяло весной» является ничем иным, как плагиатом картины Якова Бровара «Зимний пейзаж. Вид Беловежской пущи».

Яков Бровар «Зимний пейзаж. Вид Беловежской пущи», 1908 год

Эту тему сразу же подхватили многие газетчики, художники, да и просто сплетники. Начались активные обсуждения двух картин, которые были явно не в пользу Крыжицкого, ведь картина Бровара была написана гораздо раньше, при этом оба пейзажа действительно похожи.

Однако были и те, кто считал мысль о плагиате чушью, поскольку сходство картин сводится лишь к сдвоенному дереву с правой стороны пейзажей, да и оно написано художниками совершенно по-разному.

Слева картина Бровара, справа — Крыжицкого

Наиболее дотошные исследователи выяснили, что картины так похожи между собой, поскольку художники писали их с одной и той же фотографии, сделанной кадровым российским офицером Евгением Вишняковым. Он был страстным и талантливым фотографом-путешественником, любившим публиковать свои работы. В 1894 году Вишняков выпустил альбом «Беловежская пуща. Наброски пером и фотографиею», который состоял из 40 снимков. Вероятно, именно там Бровар и Крыжицкий увидели то злосчастное фото.

Сам Константин Крыжицкий был человеком очень мнительным и ранимым. Он крайне тяжело переживал травлю, пытался оправдываться, говорил, что никогда не видел картины Бровара. Многие верили ему, но тем не менее, скандал оказал необратимое влияние на психику художника.

В результате 4 апреля 1911 года мастер ушёл из жизни, оставив записку:

Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все... дорогие, хорошие... Был ваш и ухожу с мукой о вас... Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил... Райлян судит Крыжицкого!

Трудно сказать, хотел ли Райлян имеено такого исхода, однако эта история наглядно демострирует то, к чему может привести банальная человеческая зависть.

Ссылка на первоисточник
наверх