На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Поддерживаю предыдущего комментатора! К великому сожалению в России разучились снимать кино, хотя и западные фильмы т...Фильм "Блиндаж и ...
  • Георгийюра Гончар
    Обычно смотрю 1 из 100-200 "нынешних гениальных картин" И даже не тянет, несмотря на всю рекламу по любому поводу!!Фильм "Блиндаж и ...
  • Владимир Швайбович
    Почему Моне фанат...

Город Достоевского, город Добужинского

 

«…Добужинский – пленник Петербурга. Вряд ли мастер когда-нибудь отойдет, выйдет из петербургского мира, и говорить о Добужинском – это говорить об его Петербурге...»

                                                                                              Иван Созонтович Лукаш

 

                                     

                                          М. Добужинский. Автопортрет

  Есть мнение, что у художника, иллюстрирующего классические произведения литературы, есть два верных пути: выражать своими иллюстрациями мысли автора или выражать себя при помощи сюжетных идей автора. Но, видимо, есть третий, не менее творчески продуктивный путь. Иллюстрации М. Добужинского к повести Ф.Достоевского «Белые ночи» заставляют думать, что это так.
   Было бы не справедливо говорить, что вся жизнь Мстислава Валериановича Добужинского была связана с Достоевским. Правда, детство будущего художника прошло в Ямской слободе, в тех местах, где тогда же протекали последние годы писателя. Они, маленький мальчик и мастер в апогее творчества, хоть и не знали друг друга, но жили друг от друга в нескольких минутах ходьбы, гуляли по одним и тем же улицам, дышали одним и тем же воздухом. Не случайно тот же воздух, те же улицы, что стали когда-то художественным миром Достоевского, входили в душу и формировали творческую натуру Добужинского. И не случайно главным героем, как отдельных произведений, так и всего творчества этого художника стал Петербург. 
   Он бродил по городу с блокнотом, делал зарисовки: характерные и оригинальные парадные, лестницы, водосточные трубы, брандмауэры – отмечал интересные надписи: вывески, таблички. Он изучал язык Петербурга. Он вырабатывал на основе языка города, свой собственный художественный язык.
   Его товарищи по «Миру искусства» искали в городе парадности, показной пышности (а приход Добужинского в это объединение художников совпал с подготовкой к празднованию 200-летия Санкт-Петербурга), и находили их во временах «петровских», временах «екатерининских», очень часто не реальных, а надуманных, иллюзорных. Их творчество было сродни деятельности антиквара, коллекционера, может быть, реставратора. Работы же Добужинского отличались, не уходом в «иные времена, иные миры», но поиском поэтики города в современной художнику повседневности.
   Язык Петербурга, преломившись в сознании Добужинского и став его собственным языком, определил графическую технику большинства работ Добужинского. Чрезмерная «живописность» была чужда этому городу. Городу, созданному словно одним росчерком пера Петра Великого. Городу, навсегда противопоставившему суровость свою суровости дикой северной природы. 
Художественная суровость – таков корень философии Петербурга, как воспринял ее Добужинский: город, ценный сам по себе, город – произведение чистого искусства, но город, враждебный человеку в самых человеческих проявлениях.
   Вероятно, эта философия и стала точкой соприкосновения художественных миров Добужинского и Достоевского. И видимо, эта философия – причина того, что иллюстрации художника к повести «Белые ночи», выполненные в 1922 году по заказу издательства «Аквилон», стали подлинными шедеврами книжной графики.
   Художник не стремился в своих работах тотально  отразить творчество писателя. Впрочем, это ему навряд ли удалось бы; время для понимания такого явления, как Достоевский, тогда еще не наступило (как, похоже, не наступило и до сих пор).  

   «Достоевский» остался для Добужинского лишь вспомогательной дисциплиной в его главной теме «Петербург». Самое «петербургское» из произведений писателя стало благодатной почвой для нового постижения «символики» Петербурга, его «символизма», его (пусть пока на уровне чувств, на уровне ощущений) метафизики. 
    В результате город открылся Добужинскому уже не как просто место действия, но как главный персонаж повести, главная и самая активная ее движущая сила, как существо высшего, по сравнению с людьми, порядка. И эта метаморфоза стала постижением Добужинским трагизма, так как понимали его древние: как столкновение человеческого и божественного, реального и нереального, понятного и непостижимого.
   «Человеческие» персонажи – Настенька и Мечтатель – оказываются у Добужинского лишь частями огромного организма Петербурга. Они полностью подвластны его «глобальной воле»,  они не существуют отдельно от него. Они могут лишь на какое-то время проявиться на фоне его, но удел их – вновь раствориться в его темных недрах.
   Город, как «живой» персонаж, приобрел человеческие черты. Да, он может быть добрым, окружая героев «благоприятным» фоном. Но это редко, чаще он жесток, хлеща людей жесткими штрихами дождя, затирая своей темнотой людские индивидуальности. Он может  по-доброму разговаривать, но может и едко посмеяться, передразнив изгибом фонарного столба сутулость походки (сутулость души!) Мечтателя.
   Но все же, именно для этих иллюстраций Добужинский придумал технику «граттография», заключающуюся в том, чтоб на картоне, залитом черным, выскабливать белые места. И в этом поиске белого в черном – отношение Добужинского к Петербургу: городу неудобному, городу неласковому, городу суровому, но навсегда – любимому. 

Вячеслав Дерягин

 

Иллюстрации к повести Ф. Достоевского "Белые ночи".1922 год

            

                                             

 

                  

                                              

 

             

 

                                            

 

                 

 

                                            

 

      

 

                                     

 

         

 

                                       

 

       

 

                                        

 

         

 

                                        

      

 

                                       

 

     

 

    Белая ночь

Я ходил по Петербургу ночью 
Белой ночью вдоль пустых каналов, 
И холодные сжимал перила 
Наклоняясь над водою черной 
 
Здесь стояла Настенька быть может 
Это видел юный Достоевский 
Как глядели безнадежно очи 
В эту воду темную канала. 
 
А заря не угасала так же 
И тоской горели стекла окон 
И в зеленом небе золотился 
Тот же самый шпиль Адмиралтейства. 
 
И шаги мои звучали эхом, 
Когда шел я гулким переулком, 
Где жилых домов белеют спины 
За глухою линией заборов. 
 
И не так ли эхо повторяло 
Звук шагов таких как я прохожих 
Одиноких Настеньку искавших 
Белой ночью средь пустынных улиц? 
 
М. Добужинский
июль - окт[ябрь] 1922.



Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра I. 1902

 



Петербург. Александринский театр. 1902

 


Петербург. Обводный канал. 1902

 

Петербург. Банковский мост. 1902

 

   

Петербург. Чернышов мост. 1902

 

           

Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейс­тва. 1903

 

           

Троицкий мост. 1903

 

В ротах (Зима в городе). 1904



Домик в Петербурге. 1905

 

Садик в городе. 1905

 

Чернышев мост. Санкт-Петербург. 1906

 

Окно парикмахерской. 1906

 

       

Набережная в Петербурге. 1908

 

 

Гримасы города. 1908

 

Петербург. Измайловский полк. 1909

 

Панорама Санкт-Петербурга с Медным всадником Фальконе . 1912 (Кликабельно)

 

Петербург. 1914

 

Из жизни Петрограда 1920 года. 1920  (Кликабельно)

 

        

Петроград. Двор Дома искусств. 1920

 

Эрмитаж. Летний сад. 1920

 

Исаакий в метель. Литография из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

 

Летний сад зимой. Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

Памятник Петру I. Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

Экскаватор. Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

Сфинксы. Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

Английская набережная в снегу. Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

Суд. Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

У обводного канала. Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

Петропавловская крепость. Из альбома "Петроград в 1921 году". 1923

 

Львиный мост. Из альбома «Петроград в 1921 году». 1923

 

Вид на Медного всадника и Исаакиевский собор зимой

 

Владимир Набоков М. Добужинскому

Воспоминанье, острый луч,

Преобрази мое изгнанье,

Пронзи меня, воспоминанье

О баржах петербургских туч

В небесных ветренных просторах,

О закоулочных заборах,

О добрых ликах фонарей.

Я помню, над Невой моей

Бывали сумерки, как шорох

Тушующих карандашей. 

 

Все это живописец плавный

Передо мною развернул,

И кажется совсем недавно

В лицо мне этот ветер дул

Изображенный им в летучих

Осенних листьях, в зыбких тучах.

И плыл по набережной гул,

Во мгле колокола гудели -

- Собора медныя качели. 

 

Какой там двор знакомый есть,

Какие трубы! Хорошо бы

Туда перешагнуть, пролезть,

Там постоять, где спят сугробы

И плотно сложены дрова

- Или под аркой на канале,

Где нежно в каменном овале

Синеют крепость и Нева.

В. Сиринъ. 

(1926) 

 

 

http://www.grafomanam.net/poem/97903

http://www.artpoisk.info/artist/dobuzhinskiy_mstislav_valer_yanovich_1875

 

Картина дня

наверх