На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...

Факсимильное переиздание «Азбуки» Елизаветы Бём, 2013

В этом году коллекционеры и ценители старины отмечают особую дату: ровно 100 лет назад увидела свет знаменитая «Азбука» с иллюстрациями замечательной русской художницы Елизаветы Меркурьевны Бём. Как и век назад появление книги не стало бы возможным без стараний издателя. В оригинальной «Азбуке» им выступил Иван Лапин – легендарный издатель и поставщик двора Его Императорского Величества.

 Лапинское издательство, специализирующееся на открытках, эстампах и репродукциях, находилось в Париже и быстро завоевало всемирную славу благодаря высочайшему качеству печати и широте затрагиваемых тем – от эталонных работ европейских и русских художников до салонных и модных в ту пору авторов. «Азбука» Елизаветы Бём стала одним из самых удачных и красочных издательских проектов Ивана Лапина.

 Факсимильное переиздание «Азбуки» – старинного русского алфавита для детей и взрослых – в 2013 году было инициировано издателем Дмитрием Никифоровым и его издательством «Стольный Град». К работе над переизданием были привлечены ведущие репрографы, печатники и эксперты из Украины и России. Отдельные буквы «Азбуки» собирались по архивным и частным собраниям всего мира.

 Кроме того, недостающие буквы «Ю» и «Я», которые, скорее всего, так и не были опубликованы при жизни Елизаветы Бём, были воспроизведены профессиональными художниками по дошедшим до нас акварелям и полностью выдержаны в авторской манере рисовальщицы.

 Тексты же к ним были подобраны исходя из общей стилистики дореволюционного издания. Поэтому переиздание 2013 года является первым выпуском «Азбуки» Елизаветы Бём, содержащим полную буквицу той эпохи.

 К юбилею выхода из печати оригинальной книги было подготовлено три серии «Азбуки»: подарочная серия тиражом в 300 экземпляров на бумаге верже в тканевой обложке, коллекционная серия тиражом в 100 экземпляров на бумаге верже в кожаном переплёте с элементами оклада и факсимильная серия тиражом в 29 экземпляров.

 Особой гордостью издательства является факсимильный выпуск, который имеет лимитированный тираж в 29 книг – по количеству представленных букв алфавита.Серия издана на ручной бумаге с соблюдением сложных норм стародавнего книгопечатания. Качество бумаги «Азбуки» максимально приближено к свойствам старинной черпанной бумаги, названной так из-за особенностей производства: бумажная масса перемалывалась вручную, затем черпаком заливалась в форму и таким образом формировался каждый отдельный лист. Для данного издания было эксклюзивно изготовлено всего 600 листов бумаги.

 

Тексты и декор «Азбуки» отпечатаны на уникальном ручном печатном прессе, а иллюстрации Елизаветы Бём репродуцированы с факсимильной точностью. Кроме того, в книгах этой серии сделан так называемый ковчег, продавленный вручную. Подобный приём позаимствован из иконописи, где он получил распространение от древнейших образцов и в первоначальном или модифицированном виде встречался вплоть до XVIII века.

 Ковчег в данном случае представляет собой прямоугольное углубление, выдавленное в листе, в которое вклеивается иллюстрация. Именно таким был авторский замысел самой Елизаветы Бём. Художница также умышленно оставляла края своих рисунков неровными для имитации пергамента, и этот оригинальный ход тоже воссоздан в настоящем переиздании «Азбуки».

 

Переплёт каждого оттиска факсимильной серии выполнен по образцу подносных, или же подарочных, экземпляров первой российской типографии, основанной при Иване Грозном – Московского печатного двора. Книжные переплёты произведены из натуральной телячьей кожи наивысшего качества и искусно украшены декором и фурнитурой из серебросодержащей бронзы, созданными в технике художественного литья с посеребрением и чернением. Все образцы «Азбуки» данной серии помещены в коробку из дерева твёрдых лиственных пород, отделанную ручной резьбой.

 Благодаря применению приёмов изготовления подлинных стародруков – старопечатных книг, созданных в период от времён Ивана Фёдорова и до второй половины XVII века – в данной факсимильной серии удалось более полно воплотить идею издателей оригинального выпуска «Азбуки» 1913 года. Если «Азбука» начала ХХ века была изготовлена заводским способом и, по сути, являла собой лишь имитацию древнего издания, то «Азбука» 2013 года создана исключительно ручным способом по старинным технологиям.

 Каждый экземпляр факсимильной серии «Азбуки» сертифицирован и пронумерован вручную, что возводит его в ранг предмета искусства.

Подарочное переиздание "Азбуки" выглядит так:

Тканевая обложка с тиснением

 

 

Бумага верже

 

 

Источник

 

Картина дня

наверх