Почему Пётр I так и не увидел свой парадный портрет, написанный знаменитым художником на свадьбе царевича


 

Не каждому художнику предоставлялась честь запечатлевать для истории образы великих мира сего. Ян Купецкий - знаменитый чешский живописец начала 18 века, проживший свою жизнь во многих странах Европы, был любимым художником многих монарших домов, а также знатных и богатых. Не упустил случая гениальный портретист запечатлеть и образ русского царя Петра I, когда тот посещал Европу.



Чешский художник Ян Купецкий (1667-1740) был выдающимся мастером реалистичной портретной живописи начала 18 столетия, а также гениальным историческим живописцем.

Он создал целую галерею портретов, монархов, их приближенных и просто известных людей Европы. А еще прославился целой серией своих автопортретов.

 
Автопортрет. Автор: Ян Купецкий.

Автопортрет. Автор: Ян Купецкий.



Немного о художнике


Ян Купецкий родом из протестантской семьи, которая из-за религиозных гонений эмигрировала из Богемии в Словакию. Его отец всю жизнь проработал обычным ткачом и думал, что сын также пойдет по его стопам. Однако Ян решил все иначе. Совсем в юном возрасте он покидает отчий дом и отправляется в странствие по Европе. Остановившись в Вене, 17-летний Купецкий в течении трех лет берет уроки художественного мастерства у Бенедикта Клауса. Затем отправляется в Италию, чтобы совершенствоваться далее. А исколесив всю страну, и познав творчество великих итальянцев эпохи Возрождения, Ян поселяется в Риме и открывает собственную студию. И уже к 33 годам у него будет и популярность, и слава, и деньги. Более 20 лет эта солнечная страна будет его пристанищем.

 
Автопортрет с эскизом портрета принца Юджина Савойского. Автор: Ян Купецкий.

Автопортрет с эскизом портрета принца Юджина Савойского. Автор: Ян Купецкий.



В 1709 году австрийский князь А. Лихтенштейн приглашает Купецкого в Вену, в качестве придворного живописца. Художник переедет в столицу Австрии, проживет там около 15 лет и создаст целую галерею портретов членов императорского семейства и знатных господ. В те годы он и напишет знаменитые портреты русского императора Петра I.

 
Автопортрет. (1707 год). Автор: Ян Купецкий.

Автопортрет. (1707 год). Автор: Ян Купецкий.



Со сменой власти в Австрии Ян попадает в опалу к правящему монарху, его лишают звания придворного художника и вынуждают выехать со страны. Переселяется живописец в Нюрнберг на север Германии, где и проживет последние семнадцать лет своей жизни.

 
Портрет художника с женой и сыном.

Портрет художника с женой и сыном.



Именно в те годы его мастерство достигнет своего пика, а его имя удостоится мировой славы. Купецкого признают крупнейшим портретистом своего времени. Из всех стран Европы ему начнут приходить приглашения с заказами на портреты. Однако с возрастом путешествия оказались художнику не под силу. Он безвыездно продолжал работать в Нюрнберге. А после своей смерти оставил огромнейшее наследие - более одной тысячи живописных полотен, хранящихся на сегодняшний день в лучших галереях мира.

История одного портрета

 

 
Портрет Петра I с короной.

Портрет Петра I с короной.



Во время пребывания Петра I в 1711 году в Карлсбаде (Карловых Варах) и Торгау по случаю женитьбы царевича Алексея на принцессе Шарлотте Вольфенбюттельской, Ян Купецкий удостоился чести написать портрет императора России. Всю осень художник трудился над парадным портретом и попутно создал еще несколько изображений Петра Алексеевича. Но так случилось, что художник заболел и не успел к сроку окончить портреты и передать с послом в Россию. А Петр, обеспокоенный таким казусом, постоянно напоминал в письмах сыну, требуя: "Персоны мои, писанные в Торгау, пришли немедленно!". Однако не суждено было увидеть русскому царю свое изображение, написанное знаменитым художником. Портреты так и не были доставлены в Россию и еще на несколько веков остались во владении сначала тестя русского царевича Алексея, а потом у брауншвейгских герцогов.

 
Портреты Петра Алексеевича.

Портреты Петра Алексеевича.



И лишь спустя три века, парадный портрет Петра был доставлен в Россию, правда, уже в качестве имущества семьи Карисаловых - известных петербургских коллекционеров и меценатов. Но как бы там ни было работу Яна Купецкого - важного исторического свидетельства, сохранившего подлинные черты великого русского монарха, Россия все же увидела. Летом 2018 года в музее-заповеднике "Петергоф" была организована выставка одного шедевра, где и выставлен был портрет Петра I «с короной» на всеобщее обозрение россиянам. 

Еще один профильный портрет русского монарха кисти Купецкого в наши дни хранится в собрании Ганноверского дома. А портрет Петра в леопардовой шкуре и с жезлом, опирающимся на пушечный лафет - в Музее герцога Антона-Ульриха в Брауншвайге.

 
Фрагменты портрета.

Фрагменты портрета.



И, что любопытно, художник изобразил Петра в золотой мантии на алой подбивке, скрепленной бриллиантовым аграфом, звездой и лентой Андрея Первозванного. А в правой части полотна за спиной монарха едва видна корона, которая по форме совершенно не соответствует короне императора. (Ни до Петра, ни после у русских царей таких корон не было). Своей конфигурацией она сильно уж напоминает короны североевропейских монарших домов. По-видимому, художник не имел ни малейшего понятия о русских атрибутах власти. Зато он мастерски передал и характер, и властность Петра Алексеевича.

Галерея портретной живописи художника

 

 
Портрет музыканта Йозефа Лембергера.

Портрет музыканта Йозефа Лембергера.



Для портретов многих художников, творивших в 17-18 столетиях, характерна тяжелая темная цветовая гамма, строгая точность рисунка, четкая светотеневая проработка. Ян Купецкий не стал исключением в технике живописи тех времен. Зато его образам присущи и естественные непринужденные позы, правдоподобные черты и жесты - никакой парадности, никакой чопорности. А также художник любил вносить в свои портреты дополнения в виде музыкальных инструментов, различных художественных атрибутов. Практически все полотна мастера написаны в стиле барокко, что придает им оттенки изысканности и галантности. 

 
Молодая женщина играет на альта да-гамба.

Молодая женщина играет на альта да-гамба.



 
Мужчина, играющий на лютне.

Мужчина, играющий на лютне.



 
Порт-дер-Франциска Вассин.

Порт-дер-Франциска Вассин.



 
Портрет художника-миниатюриста К. Бруни.

Портрет художника-миниатюриста К. Бруни.



 
Молодой человек со скрипкой.

Молодой человек со скрипкой.



 
 Портрет молодой Полины.

Портрет молодой Полины.



 
 Портрет Адама Мануки.

Портрет Адама Мануки.
Источник ➝

Художник Андрей Кимович Есионов.


Основной инстинкт.

Довольно интересное жизненное наблюдение художника. Природный инстинкт хищника- убивать. В суете городской жизни, кот, следуя инстинкту, поймал птичку и несет в зубах. Человек занят своими жизненными проблемами. А в целом мы все живет одним природным инстинктом- инстинктом выживания.
Таково философское осмысление, вроде бы простой картины с незатейливым сюжетом.

Андрей Кимович Есионов родился в 1963 году в Ташкенте. В 1990 году окончил живописное отделение Ташкентского государственного театрально-художественного института им.

А.Н. Островского. Пишет акварельные городские пейзажи, портреты современников, картины на философско-религиозные, мифологические и исторические темы.
Следует отметить, акварель- самый трудный стиль живописи. У Есионова это не бросается в глаза. Картины ярки, светлы и прекрасны. Художник философски осмысливает образы, темы картин. И это придает его картинам мировозрение художника, его понимание искусства и происхождения жизни на земле.
Его портретная живопись не является классической, не написана маслом. Но и в акварели мы узнаем своих современников, их знакомые черты и образы.
Что ни говори, а Есионов- прекрасный художник. Его картинами можно смотреть и наслаждаться.

Портреты наших современников.

Анатолий Карпов

Армен Джигарханян

Портрет композитора Геннадия Гладкова

Портрет модельера Вячеслава Зайцева

Портрет художника Зураба Церетели

Портрет кинорежиссёра Владимира Наумова

Портрет кинорежиссёра Петра Тодоровского

Портрет кинорежиссёра Эльдара Рязанова

Зарисовки художника " По странам мира"

Акварельные работы у художника прекрасны и впечатлительны.

Кавалер.

Венская двойка

Берлинский извоз

Берлинский извоз

Римская повозка

Серия "Улицы Мадрида"

Серия "Улицы Мадрида"

Дрезден. Theaterplatz

Старый Амстердам

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма. Берлин.

Маросейка. Переход к Новинскому. Москва

Ильинка. Москва

Серия "Иерусалим". Священник

Серия "Иерусалим". Копт

Серия "Иерусалим". Пилигрим

Квантовый блюз

Развод по-итальянски

Не подглядывай!

Дама треф

Дама черви

Основной инстинкт

Диоген

Сотворение мира

Майдан

Судный день

Апокалипсис

Ренессанс

Бородинская битва. Белый старт. Checkmate в три хода.

Возвращение Афродиты

Серия "Мир манекенов"

источник

Свадебному фотографу из Южной Каролины Патрику Холлу (Patrick Hall) пришла идея

. Он решил запечатлеть реакцию людей, которых бьет током от электрошокера. Для того чтобы фотосессия стала веселее, каждого «подопытного кролика» снимали на видео, пока тот находился в нервозном ожидании предательского удара электрошокером от близкого человека, а в момент кульминации несчастного ослепляла вспышка фотокамеры, и вот готовый снимок с корчившимся от боли и страха лицом готов. Безумие в чистом виде!


«Люди, ожидавшие получить удар электрошокером, почти всегда нервничали и боялись предстоящего.

Зато у тех, кто должен был ударить, было совсем другое поведение. Большинство из них были рады причинить боль своему другу, и только после совершения удара на их лицах появлялось раскаяние», — говорит Патрик.

Одни кричали, смеялись и проклинали всё вокруг, другие оставались на удивление спокойными, в то время как получали разряд в 300 000 вольт.

Идею Патрика можно было бы назвать просто безумной, но желающих добровольно испытать на себе удар в 300 000 вольт оказалось немало.

Только четыре человека из участвующих в фотосессии остались невозмутимыми после разряда. Все остальные кричали, смеялись и матерились.


источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх