![Мусорное искусство junk art](https://r3.mt.ru/r3/photoB012/20897665172-0/jpg/bp.jpeg)
Мусорное искусство: Определение и значение
На протяжении всего 20-го века, в рамках модернистского восстания против использования традиционных материалов в изобразительном искусстве и последующего желания продемонстрировать, что "искусство" может быть сделано из чего угодно, художники
создавали скульптуры, ассамбляжи, комбинированные картины/скульптуры и инсталляции из постоянно расширяющегося спектра необычных предметов и материалов. Примером может служить работа 1950-х годов художника-экспериментатора Ричарда Раушенберга, родившегося в Техасе.
Название "мусорное искусство" (junk art) было впервые придумано британским искусствоведом и куратором Лоуренсом Аллоуэем (1926-90) в 1961 году для описания произведений искусства, изготовленных из металлолома, сломанного оборудования, тряпья, древесины, макулатуры и других "найденных" материалов. Прослеживаемое до искусства начала 20-го века Пикассо, Дюшана и Швиттерса, мусорное искусство имеет аналогии в Dada, работах Альберто Бурри (1915-95) и более поздних художников Arte Povera из Италии, испанских художников, таких как Антони Тапиес (р. 1923), и калифорнийском движении Фанк-арта. Это также рассматривается как подвид "найденного искусства", и иногда его называют "мусорным искусством". Его отличительной чертой, однако, остается использование банальных, обычных, повседневных материалов.
Пример ненужного искусства
![Очень голодный Бог. 2006 г. Судоб Гупта](https://r2.mt.ru/r3/photo1A88/20120738021-0/jpg/bp.jpeg)
Очень голодный Бог. 2006 г. Судоб Гупта
Череп, изготовленный из кухонной утвари, кастрюль и сковородок.
![Эврика. 1966 г. Жан Тингли](https://r1.mt.ru/r3/photoB6DB/20343810870-0/jpg/bp.jpeg)
Эврика. 1966 г. Жан Тингли
Модернистская скульптура, состоящая из стальных колес, металлических прутьев, труб и различных электродвигателей.
Если исключить спорное утверждение о том, что 3-миллионолетний камень Макапансгат (Университет Витватерсранда, Йоханнесбург) представляет собой старейшее в мире произведение искусства (в данном случае трув или "найденный объект", выбранный за его сходство с человеческим черепом), первым художником по мусору был Марсель Дюшан (1887-1968). Он начал создавать произведения искусства (в основном скульптуры) из мусора и других городских отходов. Его специальностью было "готовое" - массовое изделие, выбранное наугад, изолированное от обычного контекста и представленное как произведение искусства. Примеры готовых работ Дюшана (серия найденных предметов) включают: "Велосипедное колесо" (1913, готовое, металлическое, окрашенное дерево, Центр Помпиду, Париж), "В преддверии сломанной руки" (1915, Художественная галерея Йельского университета) и "Фонтан" (1917, Копия, Галерея Тейт, Лондон).
Еще одним пионером - художником-мусорщиком был ганноверский дадаист Курт Швиттерс (1887-1948), чьим уникальным вкладом в современное искусство был его "Мерцбау" - замысловатая скульптура в смешанной технике, сделанная из бумаги, картона и другого мусора, которая бродила по его дому, в конечном итоге заполнив его полностью.
Кубистические коллажи, созданные Пабло Пикассо (1881-1973) и Жоржем Браком (1882-1963) во время их фазы синтетического кубизма, были еще одним предшественником мусорного искусства. Примеры композитных работ Пикассо включают его скульптуры: "Гитара" (1913, листовой металл и проволока, Музей современного искусства MoMA); "Стакан абсента" (1914, окрашенная бронза с ложкой абсента, Музей современного искусства Нью-Йорка).
Также в Париже в это время был художник украинского происхождения Владимир Татлин (1885-1953), который стал пионером конструктивизма, и русский художник Владимир Баранов-Россин (1888-1944), чья скульптурная симфония № 1 (1913, раскрашенное дерево, картон и измельченная яичная скорлупа, Музей современного искусства MoMA) напоминает мусорную скульптуру Александра Архипенко (1887-1964).
Мусорное искусство становится Движением
Несмотря на усилия вышеупомянутых пионеров, наряду с работами художников межвоенного периода Марселя Жана (1900-93), Жоана Миро (1893-1983) и Андре Бретона (1896-1966) - см. их соответствующие работы "Призрак гардении" (1936, гипсовая голова, раскрашенная ткань, молнии, кинопленка, Музей современного искусства Нью-Йорка); "Объект" (1936, чучело попугая, остатки шелкового чулка, пробковый шар, гравированная карта, Музей современного искусства Нью-Йорка); и "Стихотворение-Объект" (1941, Музей современного искусства Нью - Йорка) - мусорное искусство не объединялось в движение до 1950-х годов, когда такие художники, как Роберт Раушенберг (1925-2008), начали продвигать свои "комбайны" (комбинированная форма живописи и скульптуры), такие как "Кровать" (1955, MoMA, Нью-Йорк) и "Первый прыжок с парашютом" (1961, комбинирует живопись, ткань, металл, кожу, электрическую арматуру, кабель, масляную краску, доску, Музей современного искусства Нью-Йорка).
Тем временем другие скульпторы начали изучать использование городского мусора и других необычных материалов, в том числе влиятельный американский скульптор Дэвид Смит (1906-65) - см. его "Пейзаж реки Гудзон" (1951, сварные стальные детали, Музей американского искусства Уитни); венесуэльский художник Хесус Рафаэль Сото (р. 1923) - см. его скульптуру "Без названия" (1960, дерево, металлические детали, гвозди, Музей современного искусства Нью-Йорка); французский скульптор по текстилю Этьен Мартин (1913-95) - см. его "Пальто" (Жилище 5) (1962, ткань, веревка, кожа, металл, брезент, Центр Джорджа Помпиду); швейцарский кинетический художник Жан Тингли (1928-1991), известный своим саморазрушительным поклонением Нью-Йорку (1960, МоМА, Нью - Йорк), пример своего бренда кинетического искусства; и болгарин Кристо Явачеф (1935-2009) - см. его "Пакет работ на столе" (1961, стол, заваленный завернутыми предметами, Центр Джорджа Помпиду).
Знаменитые Художники-мусорщики
Известным представителем мусорного искусства, по мере его развития в 1960-е годы, был франко-американский художник Арман (Арманд Фернандес) (1928-2005), который стал известен своими необычными коллекциями мусора и предметов, таких как "Милый дом" (1960, ассамбляж из противогазов, Центр Джорджа Помпиду), "Фетиш ногтей" (1963, куча склеенных револьверов, Частная коллекция) и "Скопление нарезанных чайников" (1964, Художественная галерея Уокера, Миннеаполис). Другим известным представителем был марсельский художник Сезар (1921-98), который заработал свою художественную репутацию скульптурами, изготовленными из автомобильных деталей, таких как "Компрессионный Рикар" (1962, компрессионные автомобильные детали, Центр Джорджа Помпиду).
Другими известными художниками-мусорщиками были скульптор Джон Чемберлен, родившийся в Индиане (р. 1927), чьи работы включали "Без названия" (1964, окрашенная сталь с хромом, Музей современного искусства Ниццы), "Без названия" (1968, листовой металл, Национальная галерея современного искусства, Рим) и "Коко-Нор II" (1967, Коллекция Тейт, Лондон); английский фотограф и скульптор Джозеф Гото (1916-94); американец Ричард Станкевич (1923-83), известный своей остроумной парой средних лет (1954, Музей современного искусства, Чикаго).; и скульптор и режиссер Брюс Коннер (1933-2008), известный своими жуткими конструкциями, сделанными из сломанных кукол и старых чулок.
Ассортимент предметов и других современных ненужных материалов, используемых в этом жанре, хорошо проиллюстрирован в работах Джозефа Бойса (1921-86), таких как Евразийская Сибирская симфония (1963, панно, рисунок мелом, войлок, жир, заяц, нарисованный столб, Музей современного искусства Нью-Йорка); Эда Кинхольца (1927-94), таких как "Заднее сиденье Dodge '38" (1964, автомобиль с укороченным Доджем, смола, краска, стекловолокно, одежда, проволочная сетка, пивные бутылки, штукатурка, Художественный музей округа Лос-Анджелес); Ники де Сен-Фалль (1930-2002), например, ее "Монстр из Суази" (1963, краска, различные предметы, металлическая рама, Центр Джорджа Помпиду); Марисоль (р. 1930), например, ее "Женщина и собака" (1964, дерево, гипс, синтетический полимер, таксидермированная собачья голова и разные предметы, Музей американского искусства Уитни).
Британское мусорное искусство
В 1990-е годы художественная группа, известная как "Молодые британские художники" (YBAs), широко, но противоречиво использовала найденные "предметы" и другой хлам. Дэмиен Херст (р. 1965) выставил ряд таких работ, в том числе "Тысяча лет" (1990, коллекция Саатчи), выполненных из разлагающейся коровьей головы, личинок и мух. Трейси Эмин (р. 1963) выставила "Мою кровать" (1998, коллекция Саатчи), состоящую из ее собственной неубранной кровати с простынями, испачканными потом, и других очень личных вещей, таких как испачканное нижнее белье.
Популярность того, что сейчас рассматривается как вид современного искусства с более современным чувством эстетики, настолько велика, что ненужные объекты начинают появляться во многих различных видах искусства, включая живопись, скульптуру, ассамбляж, инсталляцию и концептуальное искусство
Свежие комментарии