Джованни Антонио Каналь
Человек, посвятивший всю свою жизнь живописи, наполнивший свои картины необычайным действием и удивительной игрой света и тени, не мог остаться в анналах мировой культуры незамеченным.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто) был признанным венецианским мастером городских пейзажей-панорам (ведутов). Его картины поражали топографической точностью деталей городского вида и обилием сцен городской жизни, и принесли популярность его родному городу среди иностранных туристов.
Площадь Сан-Марко (1730 г.)
Дворец Дожей (1730-е гг.)
На раннем этапе своего творчества Каналетто писал виды с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. В дальнейшем стал работать в мастерской, пользуясь камерой-обскурой.
Камера-обскура – прародитель фотокамеры. Светонепроницаемый ящик, с отверстием в одной из стенок, позволял получить оптическое изображение объектов на экране, расположенном на противоположной стенке устройства. Это сильно облегчало работу живописца.
Камера-обскура, схема
Творческую жизнь художника условно можно разделить на два периода: венецианский и лондонский.
Каналетто был верен своему родному городу, и именно красочные виды Венеции принесли ему славу. В свои ранние творческие годы художник уделял особое внимание светотеневой моделировке, картины именно этого периода были выдержаны в более светлом колорите.
Двор камнетеса (1727-28 гг.)
Венецианские регаты, регулярно проводившиеся на Большом канале в честь значимых для города события, явились прекрасным для художника поводом совместить традиционный городской вид с праздничным действом. Большой канал Каналетто писал неоднократно. Не меняя ракурсов картин, он менял лишь их «декорации». На его картинах представлена будничная жизнь города: различные социальные типажи, дети, собаки, все живет своей исключительной жизнью.
Регата на Большом канале (1733-34 гг.)
Регата (1730-е гг.)
Большо канал (1730-е гг.)
Вид на мост Реальто с юга (1730-е гг.)
Второй период своего творческого пути Каналетто провел в Лондоне. Это была больше вынужденная мера, связанная с упадком спроса на его картины и начавшейся в Европе войны. В своем позднем творчестве художник по большей части избегал сильных светотеневых контрастов. В Лондоне, как и в Венеции, Каналетто занимался тем же – писал подробные городские пейзажи. Однако его лондонские ведуты значительно уступают видам его родного города.
Вид на Лондон через арку Вестминстерского моста (1746-47 гг.)
Лондон. Госпиталь Гринвич в устье Темзы (1753 г.)
Тема праздников красной нитью проходит через все творчество художника. Он писал их не только в родной Венеции, но и в Англии.
Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе (ок. 1749 г.)
Помимо топографических видов Каналетто любил писать каприччио - архитектурные фантазии, составленные из деталей, собранных из разных мест. Они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.
Каприччио с классическими руинами (ок. 1740 г.)
Каприччио с колоннадой (ок. 1765 г.)
Последняя известная работа Каналетто – рисунок пером и тушью. В нижней части листа написано: "Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год". Спустя два года художник умер, оставив после себя поношенную одежду, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.
Собор Сан-Марко с певчими (1766 г.)
Свежие комментарии