Последние комментарии

  • Маритта Кесич19 сентября, 13:30
    Коты и море - это всегда прекрасно!! :-)«Полюбивший море уносит его с собою...»
  • Татьяна Толстова19 сентября, 13:18
    Много-много моря и два кота :-) Прекрасные акварели!  Благодарю,  Маритточка :-)«Полюбивший море уносит его с собою...»
  • Galina Arhangelska19 сентября, 10:28
    Забыли Левшу, что блоху подковал..20 невероятно красивых артефактов прошлого

«Короткий, но блестящий след ...» - заслуженно ли Василий Пукирев считается "художником одной картины"?

Его работы не только замечались, но, временами, ценились. Творчество мастера было известно мэтрам изобразительного искусства, таким, как Карл Павлович Брюллов.

"Неравный брак",  1862, 173×136.5 см

Русский художник Василий Владимирович Пукирев — один из мало известных в наши дни художников. Его жизненный путь полон взлётов, падений, противоречий, поисков творческого совершенства.

Оставленное им наследие подобно его жизни: известные работы сочетаются с «не дотягивающими до художественного уровня». В кавычках мы поместили мнение некоторых его критиков, сыгравшее свою роль в судьбе художника.

"Автопортрет". Фрагмент картины «Неравный брак», 1862

"Автопортрет". Фрагмент картины «Неравный брак», 1862

Василий Пукирев родился в Тульской губернии зимним декабрьским утром сто восемьдесят семь лет назад в крестьянской семье. Творчество русского живописца крайне неоднородно по своему содержанию. Академическое образование, школа иконописи, происхождение «из народа» и яркое дарование — четыре движущие силы. И они, то объединившись возносили на высоты почитания и восторгов, а то в противоборстве приводили и к поражениям.

"Игрок", 1855, 57×49 см

"Игрок", 1855, 57×49 см

"Приданое",  1873, 73×66 см

"Приданое", 1873, 73×66 см

"В мастерской художника"

"В мастерской художника"

"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда", 1868

"Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда", 1868

Нельзя сказать, что самолюбие или заносчивость Василия Пукирева были причинами неудач в его карьере. Но критики того времени и, к сожалению, последующих периодов, высоко оценивают только одну его работу: «Неравный брак». Это единственное полотно маэстро удостоенное места в Третьяковской галерее.

"Неравный брак",  1862, 173×136.5 см

"Неравный брак", 1862, 173×136.5 см

Что-то не сложилось в его судьбе? Или творчество талантливого художника пострадало стараниями предвзятых критиков? Возможно, исписалась его кисть? Почему ещё и в наши дни фамилия Пукирева часто дополняется высказыванием: «Художник одной картины» - едким определением одного из искусствоведов?

"Мальчик с птичьим гнездом",  1856, 179×124 см

"Мальчик с птичьим гнездом", 1856, 179×124 см

В багаже творца, когда он жил в Москве и на Старой Лубянке, и в казённом общежитии, было написано много интересных картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «Сбор недоимок», «Приём приданого».

Кроме этого написано и много портретов — в большей части по заказам. Вместе с А. К. Саврасовым, он выпускает «Курс рисования» - учебное пособие для академических учебных заведений. На протяжении всей жизни Пукирев не оставляет и иконопись. Им создан целый ряд образов и росписей в московских и губернских храмах.

Два раза живописец предпринимал поездки по разным странам. Причём поездки были организованы силами и на средства Академии.

 При этом «лубочность» Пукирева в его технике и композиции не достигала кустодиевского размаха и бескомпромиссности, тяготея к академической традиции, правилам и стилю письма. Недостаточно могуч? Или слишком требователен к себе?

"Строительство железной дороги", 1871, 84×63 см

"Строительство железной дороги", 1871, 84×63 см

"Сбор недоимок", 1875

"Сбор недоимок", 1875

"Прерванное венчание. Двоеженец", 1877

"Прерванное венчание. Двоеженец", 1877

В нужде, нищете и неизвестности прошли последние годы живописца, несмотря на старания друзей и полученную пенсию. «Короткий, но блестящий след ...» - так было сказано "уходящему" художнику, покинувшему наш мир в пятьдесят восемь лет.

Как бы то ни было, но лишь одна картина Василия Пукирева находится в Третьяковской галерее. Многие иконы его кисти не обозначены авторством. Многие портреты его работы утеряны или забыты в неизвестных частных домах. Другие картины находятся в музеях, но, возможно, не оценены по их достоинству.

zen.yandex.ru

'

Популярное

))}
Loading...
наверх