Последние комментарии

  • Маритта Кесич18 сентября, 1:45
    Возможно, он намеренно тривиален в композициях? Старые сюжеты и такое пронзительное чувство свежести...   Спасибо, Се..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin
  • Сергей 118 сентября, 1:17
    Сегодня мы имеем такое обилие цветочных натюрмортов ,что трудно кого либо удивить чем нибудь в этом жанре. Но этот ху..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin
  • Маритта Кесич18 сентября, 0:34
    Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки! Как блистателен взлёт окрылённой, Обнажённой девичьей руки!..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin

Арсений Иванович Мещерский

Таинственный Арсений Мещерский, полотна которого стоят в одном ряду с работами лучших пейзажистов России 19 века.
 

Таинственный Арсений Мещерский, полотна которого стоят в одном ряду с работами лучших пейзажистов России 19 века.


В истории искусства немало художников, жизнь которых изучена историками вдоль и поперек, подтверждена документально и засвидетельствована сведениями очевидцев. Но есть и такие, как Арсений Иванович Мещерский - загадочная личность, часть биографии которого покрыта тайнами и загадками. А что и вовсе интересно - Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы, а не живописцем, как принято.

 

«Водопад». Автор: А.И. Мещерский.
 

«Водопад». Автор: А.И. Мещерский.



О рождении и происхождении Мещерского до сих пор ведутся жаркие споры в кругах искусствоведов. По основному предположению Арсений Иванович был рожден в Тверской губернии и его происхождение шло от знатного княжеского рода Мещерских, что и по сей день является неподтвержденным фактом. Достоверно известно лишь то, что двадцатилетним юношей Арсений поступил в Императорскую Академию художеств, где постигал азы живописи в течении трех лет. Его учителями были Ф.А. Бруни, С.М. Воробьев, Т.А. Нефф.

Арсений Иванович Мещерский.
 

Арсений Иванович Мещерский.



Обучаясь в Академии, несколько раз получал за конкурсные работы серебряные медали. Но для амбициозного молодого художника этого было недостаточно, и он оставляет учебу в Петербурге и едет за свои средства в Швейцарию учеником к художнику А. Каламу - известному по тем временам швейцарскому пейзажисту.

 «Швейцарский вид». Автор: А.И. Мещерский.
 

«Швейцарский вид». Автор: А.И. Мещерский.



И совсем скоро он отправит из-за границы в Академию полотно "Швейцарский вид", за которое получит большую золотую медаль, звание первоклассного художника и право на полный пансион за границей за счет учебного заведения на четыре года.

«Швейцарский пейзаж». Херсонский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Швейцарский пейзаж». Херсонский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.



Пройдет немного времени и Арсений Мещерский будет иметь широкое признание и в России, и в Европе, а также станет академиком и профессором Петербургской Академии художеств.

 «У воды». (1860 год). Автор: А.И. Мещерский.
 

«У воды». (1860 год). Автор: А.И. Мещерский.



Всю последующую жизнь прожил в Петербурге, преподавая в Академии и работая над пейзажами в различных техниках: от акварели и сепии до масляной живописи. Да и сама пейзажная тематика у Мещерского была широкого диапазона. Обычные виды русской природы в любое время года, море и горы, изображаемые мастером, - все это было подчинено одному - великолепной технике рисунка, удивительному композиционному строению и необычайной передаче эффектов освещения.

«Тропинка в лесу». (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Тропинка в лесу». (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.



Все пейзажи мастера - удивительны, необыкновенно реалистичны, ярки, дышащие жизнью полотна. Нечто в манере живописца взято от талантливого учителя Калама. Однако вникнув глубже, видим четко просматривающийся собственный стиль художника, который был и остается его "фирменным знаком".

«Озеро в горах» 1860-е. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Озеро в горах» 1860-е. Автор: А.И. Мещерский.



«Горное озеро». (1865 год). Автор: А.И. Мещерский.
 

«Горное озеро». (1865 год). Автор: А.И. Мещерский.



Совершенная техника рисунка ярко прослеживается во всех работах Мещерского, поэтому он и называл себя "рисовальщиком", справедливо полагая, что рисунок - краеугольный камень изобразительной грамоты. Его полотна можно рассматривать долго, переводя взгляд от одной детали, прописанной со скрупулезной тщательностью к другой.

«Грот на берегу моря». Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Грот на берегу моря». Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.



А окинув взглядом все полотно, как бы целиком погружаемся в удивительный мир того уголка природы, который художник хотел нам показать. Русская зима и летние лесные чащи были любимыми мотивами в творчестве художника, а пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались небывалым успехом на академических выставках. 

«Горный пейзаж» (1860-е). Автор: А.И. Мещерский.
 

«Горный пейзаж» (1860-е). Автор: А.И. Мещерский.



«Река в горах Швейцарии». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Река в горах Швейцарии». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.



За свою жизнь пейзажист много путешествовал по России и Европе, неоднократно посещал Крым и Кавказ - отсюда великолепные горные и морские пейзажи. А в 1867 году Арсению Мещерскому посчастливилось сопровождать великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. Оттуда художник привез большое количество картин, этюдов, зарисовок.

«Вид Иверского монастыря на Афоне». (1900-е). Тверская картинная галерея. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Вид Иверского монастыря на Афоне». (1900-е). Тверская картинная галерея. Автор: А.И. Мещерский.



В 45 лет художник сильно переболел пневмонией, что сказалось на общем состоянии здоровья. Уже никто не надеялся, что он выживет, но Арсений Иванович "выкарабкался из лап смерти". Однако постоянное удушье и кашель отныне будут преследовать Мещерского до конца его дней. А умрет он в 68-летнем возрасте в Санкт-Петербурге

«Ледоход» (1869 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Ледоход» (1869 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.



В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга»… 

«Морской пейзаж» (1899 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Морской пейзаж» (1899 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.



«Горный пейзаж». (1899 год). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Горный пейзаж». (1899 год). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.



«Пейзаж с козами». (1868 год). Дагестанский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Пейзаж с козами». (1868 год). Дагестанский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.



«Прибой». Автор: А.И. Мещерский.
 

«Прибой». Автор: А.И. Мещерский.



«У родника». (1870 год). Автор: А.И. Мещерский.
 

«У родника». (1870 год). Автор: А.И. Мещерский.



«Парк в Сестрорецке». Тульский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Парк в Сестрорецке». Тульский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.



«Морской пейзаж». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Морской пейзаж». (1870-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.



«Пейзаж с озером». (1870-е). Автор: А.И. Мещерский.
 

«Пейзаж с озером». (1870-е). Автор: А.И. Мещерский.



«Крымский пейзаж» (1870 год). Частное собрание
 

«Крымский пейзаж» (1870 год). Частное собрание



«Кавказ». (1873 год). Омский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Кавказ». (1873 год). Омский музей изобразительных искусств. Автор: А.И. Мещерский.



«Вид турецкого города». (1878 год). Луганский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Вид турецкого города». (1878 год). Луганский художественный музей. Автор: А.И. Мещерский.



«Зима. Ледокол». (1878 год).Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Зима. Ледокол». (1878 год).Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.И. Мещерский.



«Горный поток». (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.
 

«Горный поток». (1880-е). Частное собрание. Автор: А.И. Мещерский.



«Обрывистый берег. Сосны» (1880-е).
 

«Обрывистый берег. Сосны» (1880-е).



«Солнечный день». (1884 год). Частное собрание.
 

«Солнечный день». (1884 год). Частное собрание.



«Мостик через речку. Летний день» 1890-е
 

«Мостик через речку. Летний день» 1890-е



«Лес в солнечный день». (1901 год). Частное собрание.
 

«Лес в солнечный день». (1901 год). Частное собрание.



Арсений Иванович Мещерский по праву считается одним из крупнейших мастеров пейзажной живописи в России последней трети XIX столетия, превосходным колористом и рисовальщиком. 

Его творчество представлено в крупнейших музейных собраниях мира, в частности, в Государственной Третьяковской галерее. А Павел Третьяков знал толк в истинной живописи, он чуял ее сердцем. 
Источник

'

Популярное

))}
Loading...
наверх