На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Хроники одиночества. Датский художник Вильгельм Хаммерсхёй

Вильгельм Хаммерсхёй (Vilhelm Hammershøi; 1864 - 1916) - один из выдающихся символистов конца XIX — начала XX века, которого называли «нордическим Вермеером модерна», один из самых известных и покупаемых ныне творцов Скандинавии наряду с Эдвардом Мунком. Он прожил всего 51 год, но вошёл в историю как признанный мастер атмосферных и психологических интерьеров.

Вильгельм Хаммерсхёй родился в Копенгагене в семье зажиточного торговца. Мальчик начал рисовать в восемь лет, и семья всячески поощряла его увлечение. В 1885 году он дебютировал на Весенней выставке в Шарлоттенборге (ныне Выставочный центр Шарлоттенборг, официальная галерея Королевской академии искусств Дании) с «Портретом девушки». Моделью для картины, восхитившей самого Ренуара, была сестра художника Анна.

Портрет девушки. Сестра художника Анна Хаммерсхёй

Творчество Хаммерсхёя оценил не только знаменитый французский импрессионист. Им восторгались его современники в Европе и Соединённых Штатах, например, немецкий поэт и искусствовед Райнер Мария Рильке, а также художники Эмиль Нольде и Джон Сингер Сарджент. В 1889 году датчанин был удостоен медали на Всемирной выставке в Париже, а спустя 22 года его работа была отмечена главным призом Международной выставки в Риме.
В 1909 году после X Международной выставки мюнхенского Художественного общества немецкий критик Георг Бирман назвал Хаммерсхёя «нордическим Вермеером модерна».

Работы Хаммерсхёя наполнены одиночеством, тишиной, умиротворением и меланхолией. Он воздерживался от использования ярких цветов (за исключением ранних академических произведений), отдавая предпочтение ограниченной палитре из оттенков серого, белого, ненасыщенного жёлтого, зелёного или синего. Люди на его полотнах чаще всего обращены спиной к зрителю, что придаёт атмосфере на картинах налёт таинственности. Вместе с тем его сельские пейзажи и изображения зданий полностью безлюдны. Натурщицей для многих произведений Хаммерсхёя была его жена Ида.

Обустраивая свою квартиру, датский художник проигнорировал царившую в то время моду на викторианский стиль и не стал создавать «интерьер с обложки». Он оставил белые и серые стены пустыми, светлый деревянный пол не застеленным ковром, окна – без сложных драпировок. По сути, назвать интерьер домашним сложно даже для нашего времени, а в те времена так и вовсе подходило одно определение – спартанский.

Спокойные и меланхоличные образы Хаммерсхёя снова завоёвывают популярность у современных зрителей. Сейчас наряду с норвежцем Эдвардом Мунком он входит в число самых известных художников Скандинавии. Об этом свидетельствуют и ценовые показатели на аукционах. Так в июне 2012 года картина Хаммерсхёя «Ида читает письмо» была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 1,7 млн фунтов стерлингов, что стало рекордом для произведений искусства из Дании.

Ныне самое дорогое полотно датского символиста — это «Интерьер. Страндгед, 30» (1904), за которое в мае 2015 года частный коллекционер заплатил на торгах Sotheby’s более 2 млн фунтов стерлингов (3,2 млн долларов).

Ида читает письмо

Интерьер. Страндгед, 30

Ранние произведения Хаммерсхёя, полные «простоты и банальности повседневной жизни», завоевали признание критики. Эмиль Нольде и Райнер Мария Рильке отмечали его «склонность к уединению и нежелание говорить». Но после поездки в Париж работы датчанина стали слишком детализированными. По словам искусствоведа Сурена Меликяна, «живописное мастерство осталось, но магия была утеряна».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх