На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...
  • Владимир Алтайцев
    не впечатляетКанадский художни...
  • Владимир Алтайцев
    Интересные картины, мирные, ностальгические5.Детлев Ничке (Det...

Символизм натюрморта

Символизм натюрморта

Любуясь красочным натюрмортом, мы порой и не подозреваем, что он наполнен скрытыми символами (особенно это касается средневековых картин).

Что же это за символы?

 

 
 

 

Срезанные цветы на картине Амброзиуса Босхарта означают быстротечность жизни и эфемерную красоту, обреченную на погибель. 

 

 

Стрекоз в Средние века относили к обычным мухам, и их изображение несло негативное значение – они олицетворяли дьявольское начало.

Бабочки же, напротив, благодаря своей способности вылетать из кокона перерожденными, были символами избавления от мук и воскрешения души. Бабочка и стрекоза символизировали извечную борьбу добра и зла. 

 

 

Чтобы правдоподобно изобразить в одной композиции цветы, произрастающие в разные времена года, художники пользовались «флориджели» – подборками цветочных изображений, сделанных по ботаническим гербариям, которые были популярны в Европе с конца XVI столетия. 

 

 

Различные цветы несут в натюрморте Якоба ван Вальскэпла и различное значение:
мак – символ сна и смерти, гиацинт означает траур, а в сочетании с розой и гвоздикой олицетворяет любовь и саму жизнь, а также вечный цикл жизни и смерти. В нижнем правом углу натюрморта на зеленом листке можно заметить ползущую улитку, которая в своей ракушке может пережить как холод, так и жару. Улитка – также символ воскрешения. Ползущая муха-символ зла. Два речных божества на вазе – Тритон и речной бог – напоминают о воде, как источнике жизни. 

 

 

Образ кошки, нападающей на мышь в мышеловке на картине Абрахама Миньона, предостерегает от опасностей романтических связей. Кошка – символ чувственной страсти. Одновременное присутствие этих объектов на натюрморте с цветами говорит о ловушке, таящейся в любовной страсти и плотских утехах (правда, в анатомии кошек живописец, судя по всему, был несилен).

 

 

Ящерицы и мухи в другом натюрморте Миньона так же олицетворяют зло и противостоят бабочке – т.е. добру. 
Мышь – символ дьявола. Пожирающего корень жизни.
Пшеница и виноград – символы Святого причастия, олицетворяющие плоть и кровь Христа. 
Щегол символизирует страсть, а также человеческую душу. 
Птичье гнездышко является отсылкой к библейскому тексту: «И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих».

 

 

В том же столетии сформировалось новое течение в натюрморте – «Ванитас» (букв. «суета»). Очень многие картины разных мастеров тех лет носят название «Суета сует». Чтобы усилить ощущение хрупкости человеческого бытия вместе с букетами изображался череп – символ бессмысленности суеты и тщеславия. Песочные часы – тоже символ мимолетности жизни.

 

 

На картине Яна Дэвидса деХэма также присутствует виноград как символ Святого причастия, а также пустая ракушка, олицетворяющая пустю гробницы Христа, т.е. символ воскрешения. На то же указывает и лангуст, т.к. может сбрасывать панцирь, т.е. перерождается.

 

 

На картине Андриса Бенедетти мартышка, выглядывающая из-за занавеси, призвана напоминать о дьяволе: образ обезьяны в Средневековье означал зло, ересь дьявольские происки. Часы – опять же, символ мимолетности всей той роскоши,что находится на столе. Лангуст и виноград – уже знакомые нам символы Христа – здесь также не забыты. Музыкальные инструменты тоже несут религиозное послание: как писал Святой Августин, музыка ниспослана людям самим Богом. В целом, картина призвана убедить людей не искушаться роскошью и богатством, а помнить о словах и деяниях Христа, который умер во спасение человеческого рода.

 

 

На картине Бальтазара ван дер Аста ящерица, мухи, стрекозы – все также символы зла, а бабочка - добра и воскрешения. Есть тут и гроздья винограда – символ Причастия. В целом, эта картина – отсылка к библейскому мифу о пророке, которого Бог призвал к себе и показал корзину спелых фруктов как знак приближающегося конца.

 

 

Драгоценная дичь (натюрморт Хуана Санчеса Котана) в Средневековье была самой популярной пищей высшего общества и являлась синонимом благосостояния. Охотничьи трофеи контрастируют с простыми дарами земли: зеленью,овощами и фруктами. Это противопоставление означает бессмысленность роскоши и нестабильность человеческого бытия. Композиция из мертвых животных и растений также отражает средневековое представление о красоте, опирающееся на библейское: «…но Ты все расположил мерою, числом и весом».

 

 

На картине Осиаса Беерста чаша с вином – это кровь Христа, хлеб – Христова плоть. Как обычно, присутвуют и стрекоза с бабочкой. Вишня – напоминание о Страстях Христовых, а клубника – образ Рая.

 

 

 Натюрморт Флориса ван Дейка содержит уже знакомые нам вино, хлеб и виноград. Яблоко – символ первородного греха. Сыр – у протестантов пища, разрешенная во время Великого Поста. Грецкий орех, если верить Святому Августину – символ самого Христа. Согласно этой интерпретации, орех означает плоть, скорлупка – вознесение, а ядро – божественное естество Иисуса.

  

 

Сами богатые букеты, кроме очередного напоминания о тщетности бытия, олицетворяют и вполне приземленный ботанический интерес :)

 

Перевела с английского Н. Окунева-Раракина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх