Художник Жюль Бастьен-Лепаж: моменты французского натурализмаЗа право покупки «Деревенской любви» на посмертной выставке работ Бастьена-Лепажа Музей в Люксенбургском саду спорил с С.М. Третьяковым. В результате картина отправилась в Россию и стала настоящей гордостью коллекции мецената.
Российская публика с восторгом встретила незамысловатый сюжет, разглядев в нём особую, чистую и светлую романтику любви.
Михаил Нестеров, например, считал, что это полотно близко русскому характеру даже больше, чем французскому, и смело предполагал, что обряд венчания перед ней был бы более проникновенным, чем перед иконой.Роль Жюля Бастьена-Лепажа в европейском искусстве второй половины XIX века тем более велика, что за краткий срок биографии он успел подарить миру яркие, наполненные живыми эмоциями полотна. Один из лучших представителей французского натурализма, художник стремился с фотографической точностью улавливать моменты окружающей действительности. Родившийся в доме простых землевладельцев из лотарингской глубинки, Жюль глубоко понимал и всем сердцем любил незатейливую сельскую жизнь с её трудовыми буднями и бесхитростными радостями.
Свидание по обе стороны от покосившейся изгороди – дело обычное для деревенских жителей. Оторвавшись на несколько минут от работы, соседи спешат перекинуться новостями, обсудить общие проблемы или, как в случае с лепажевскими героями, успеть объясниться в любви. Высокий стройный красавчик облокотился на перекладину забора, чтобы быть ближе к своей подруге. Смущение и робость написаны на его лице, читаются в застывшей в ожидании позе; во взгляде, сосредоточенном на рассматривании собственных пальцев. Будто страшно ему поднять глаза и прочитать ответ на любимом лице.
Впрочем, юноше нечего опасаться. Его подружка замерла в волнении, внимательно прислушиваясь к тому, что он говорит. Головы влюблённых склонились друг другу, их плечи, локти, тела словно притягиваются внутренним магнитом, но целомудренность сковывает движения и не позволяет открыто проявлять чувства. Только цветок, сжатый в девичьей ладони, такой же нежный и хрупкий, как она сама, выдаёт сердечные тайны. Лицо главной героини намеренно скрыто от зрителей, – художник даёт возможность каждому представить свой милый образ. Одно ясно точно: это самая прекрасная девушка на свете, раз первый парень на деревне робеет и теряет дар речи в её присутствии.
Влюблённая парочка изображена на зелёном фоне окрестного пейзажа с домами и сельхозпостройками, с сельским храмом на заднем плане. В глубине огорода маячит фигура женщины, напоминая о том, что пора возвращаться к работе, но парень с девушкой, забыв обо всём на свете, как зачарованные, стоят, прислонившись к забору. Возможно, предчувствуя свой ранний уход, Бастьен-Лепаж торопился рассказать о самом важном в человеческой жизни, используя простые и понятные образы. Его художественный язык стал настоящим открытием и школой мастерства для многих поколений просвещённых людей во всём мире.
Свежие комментарии