На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Галина Розум
    Какое изящество и одухотворённость к важдой его работе! Песня души и страстное желание художника воплощенные в его тв...Пока есть цветы, ...
  • Nadya Tertyshnik
    Замечательные произведения!Чувственно-нежные...
  • Nadya Tertyshnik
    Благодарю за знакомство с замечательным живописцем!Легкий эротизм и ...

Федор Александрович Васильев

 

 

   Кто хотя бы несколько раз побывал в Третьяковской галерее или Русском музее, наверняка запомнил произведения Федора Васильева. «Оттепель», «Мокрый луг», «В Крымских горах», «Осень на болоте» по праву соседствуют в нашей памяти с такими образами родной природы, как левитановская «Золотая осень», саврасовские «Грачи прилетели», шишкинская «Корабельная роща».

 
   Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года, 24 сентября 1873 года он скончался. Казалось бы, в столь скупо отмеренные годы едва начинает созревать характер, только начинают определяться общие черты мировоззрения и лишь смутно намечается перспектива жизненного пути. Обычно, да. Но к Васильеву обычной мерки не применишь. Это человек исключительной судьбы и феноменальной силы дарования; этот юноша, необыкновенно чуткий и восприимчивый, наделенный сверхъестественной зрительной памятью и творческим воображением, имел свои собственные критерии и темпы роста. Ему хватило и его двадцати трех лет не только для того, чтобы окрепнуть как художнику, но и для того, чтобы прокладывать новую тропу в русском искусстве. И дело здесь не только в нем самом, не только в таланте и трудолюбии Васильева, но и в том, что с детства он неизменно встречал на своем творческом пути заботливых и опытных руководителей. 
   Формирование личности Васильева проходило при непосредственном и сердечном участии И.И.Шишкина и И.Н.Крамского. Васильев был близко знаком с большинством членов Артели петербургских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Особенно тесной личной дружбой связан был Васильев с молодым поколением передвижников - с Репиным, Виктором Васнецовым, Савицким... Но, пожалуй, главным в его духовном и творческом развитии было то, что сама общественная атмосфера, как никогда, стимулировала рост всего передового, молодого, талантливого. Годы, когда начинал работать Ф.А.Васильев, были самым кипучим и бурным временем в истории русской культуры; это был период становления нового реалистического искусства, когда каждый передовой художник горел общим воодушевлением и стремился своим творчеством ответить идеалам боевого, демократического искусства. 

Крамской. Портрет Ф. Васильева

   Трудным и горьким было детство Федора Александровича Васильева. Семья постоянно бедствовала. Не имея средств, Васильевы часто переезжали с квартиры на квартиру, тщетно подыскивая комнату подешевле. Неделями семья сидела в темноте, так как часто не на что было купить свечей. От тяжелых условий жизни отец, брат, сестра Васильева и сам он были больны туберкулезом. С двенадцати лет будущий художник вынужден был зарабатывать себе на хлеб. В 1862 году Федор Васильев поступил на службу в Петербургский почтамт почтальоном. Несколько позже он служил писцом в Адмиралтействе. 
   Отец Федора, мелкий почтовый чиновник, бывший воспитанник сиротского дома, рано вышел в отставку и умер, когда будущему художнику едва исполнилось пятнадцать лет. Однако еще больше, чем постоянная нужда, угнетала юношу его участь «незаконнорожденного». Несмотря на то, что родители вступили в брак вскоре после его рождения, существующие тогда законы не позволяли им усыновить своего собственного ребенка. Рисовать Васильев начал очень рано, уже в десять лет он довольно бегло владел техникой масляной живописи, а с карандашом и акварелью был знаком еще раньше. Любимым его занятием в раннем детстве было срисовывание журнальных картинок. Когда Федору исполнилось тринадцать лет, в его жизни произошел первый серьезный поворот в сторону искусства. Он бросил свою должность писца и нанялся в услужение к реставратору картин в Академии художеств П.К.Соколову. 
   Соколов сам был художником, но главное, это то, что Петр Кириллович Соколов лично был знаком со многими художниками, в том числе с И.Н.Крамским, П.П.Чистяковым, И.И.Шишкиным. 
   В том же 1863 году Васильев поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художников и окончил ее в 1867 году. Именно те годы, когда там учился Васильев, были периодом расцвета рисовальной школы - в это время там преподавали Чистяков, Крамской, Журавлев, Корзухин, М.К.Клодт. 
   Школа дала Васильеву неплохую профессиональную подготовку, которая наилучшим образом дополнялась его совместной работой со старшими друзьями-художниками. В период обучения Васильева в школе определилось его призвание пейзажиста. 

   Шишкин, принявший близкое участие в судьбе Федора Васильева, пригласил его на все лето на остров Валаам, который был излюбленным местом работы многих учеников Академии художеств. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. 
   Поездка на Валаам под руководством Шишкина была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1867 году Шишкин и Васильев выставили свои валаамские произведения в Обществе поощрения художников. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Васильев был признан профессиональным художником.

    В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Оформились его основные эстетические воззрения. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников, и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И.Н.Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» [...] Вы - точно часть меня самого, и часть очень дорогая, Ваше развитие - мое развитие. Ваша жизнь - отзывается в моей...» Главным достоинством этой удивительной дружбы была прямота и честность.

   Васильев одним из первых выдвинул требование в среде передовых художников: «Чем проще, тем художественнее», которое окончательно утвердилось как ведущий принцип русского реалистического искусства лишь несколько лет спустя. Борясь за полноту средств художественной выразительности идейного искусства, Васильев призывал передовых художников «пробовать делать так, чтобы и жанр не пострадал и колорит явился». 

    Умер Федор Александрович Васильев 24 сентября 1873 года в Ялте, где и был похоронен. Закончилась жизнь этого беспримерного по одаренности художника, который «умер на пороге новой фазы развития своего таланта, очень оригинальной и самобытной». Выражая мнение передовых людей России, И.Н.Крамской сказал: «Русская школа потеряла в нем гениального художника». Прошло много лет со дня кончины пейзажиста Васильева, и мнение это не устарело. Художник он действительно гениальный. Разве что хочется опустить в этом высказывании слово «потеряла». Этим именем гордится русская культура, как одним из своих достижений национального значения. 

Юрий Дюженко. Творчество художника Федора Васильева 

Крестьянский домик. 1863

 

После дождя (Весна в Петербурге). 1867

 

Пейзаж со скалой и ручьем. 1867

 

В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря. 1867

 

Берег. Штиль. 1867

 

После грозы. 1868

 

Перед грозой. 1868

 

В окрестностях Петербурга. 1868

 

 Пейзаж. Парголово. 1868

 

У водопоя. 1868

 

Близ Красного села. 1868

 

Возвращение стада. 1868

 

Деревенская улица. 1868

 

 

После дождя. 1869

 

После дождя. Проселок. 1869

 

На реке. Ветреный день. 1869

 

 

Перед грозой. 1869

 

Березовая роща к вечеру. 1869

 

 Дорога в лесу. 1869

 

Летний жаркий день.1869

 

Иллюминация в Петербурге. 1869

 

Утро в деревне. 1869

 

На острове Валааме. 1869

 

Дорога в березовом лесу. 1869

 

Берег. Пасмурный день. 1869

 

После проливного дождя. 1870

 

Баржи на берегу. 1870

 

Вид на Волге. Барки. 1870

 

Лодка. 1870

 

Заря в Петербурге. 1870

 

Крестьянская семья в лодке. 1870

 

Лето. Речка в Красном селе. 1870

 

Рожь. 1870

 

Деревья. 1870

 

Волжские лагуны. 1870

 

На Мойке. 1871

 

На Неве. 1871

 

Грозовые облака. 1871

 

Берег Волги после грозы. 1871

 

Зима. 1871

 

Мокрый луг.1872

 

Мокрый луг. 1872

 

Заброшенная мельница. 1873

 

Осенний лес. 1873

 

Крымский пейзаж. 1873

 

Рассвет. 1873

 

Вечер в Крыму. 1873

 

В Крыму. После дождя. 1873

 

В Крымских горах. 1873

   В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Ее достоинства самому Васильеву казались сомнительными, весьма критично отзывался он и о живописи картины, потребовавшей от него таких усилий и поисков. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Этим общим и первым впечатлением от картины и начинается отзыв Крамского, присланный Васильеву в письме от 28 февраля. 
«Настоящая картина - ни на что уже не похожа, - писал Крамской, - никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т.е. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это - гениально». Наиболее удачным, по мнению Крамского, было решение всей верхней части картины, начиная с пригорка за дорогой налево. 
   Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед, и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».

 

Пейзаж. Крым. 1873

 

Утро. 1873

 

Крымские горы зимой. 1873

 

На берегу моря. 1873

 

Прибой волн. 1873

 

Облака. 1873

 

Пирамидальные тополя на берегу озера. Вечер. 1873

 

Тополя, освещенные солнцем. 1873

 

Быстрый поток. 1873

 

Волна. 1873

 

Водяная мельница на горной реке. Крым

 

 

Картина дня

наверх