Алексей Гаврилович
Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780
года в купеческой семье. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и
торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П.
Венецианов. Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком
Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и
щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от
учителей, которых мальчик боялся.
Однажды его за это чуть не выгнали из
пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал
свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на
бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов,
имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу
«Любопытный художник и ремесленник».
Далее в «Моих записках» говорится о занятиях юного
художника у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам
изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом
этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на
полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал
учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого
художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель
была первым материалом, в котором он начал работать.
О несомненном таланте молодого живописца можно судить по
первому известному его произведению - портрету матери А.Л. Венециановой
(1801).
Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях»
появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы
с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме».
Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на
петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал
совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.
В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим»Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.
Некоторое время спустя Венецианов начинает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящий из листов с гравюрами. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что навлек гнев самого Александра I. Император раздраженно приказал Венецианову заниматься «приучением себя к службе, в коей находится», т.е. заниматься делами
почты, а не нравами дворянства. Правительство в день его выхода запретило
дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры
Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.
В 1811 году Венецианов получил признание академии как
портретист, за представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание
назначенного. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет
инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками
академии.
Академии художеств, с тремя
воспитанниками,1811,ГРМ
Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В. Жуковского и И. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера.
На средства общества Венецианов открыл школу, где
обучал рисованию одаренных детей. Эта школа находилась на окраине Петербурга.
Воспитанников учили грамоте, арифметике, а также рисованию и скульптуре. Из ее
стен вышли многие известные художники - Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е.
Крендовский. Ученики Венецианова стали называться «венециановской
школой».
В эти годы дом Венецианова становится своеобразным
литературно-художественным салоном, где собираются крупнейшие деятели русской
культуры - К. Брюллов, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь. По инициативе
Венецианова был освобожден от крепостной зависимости украинский писатель Тарас
Шевченко. Написав портрет помещика Энгельгардта, Венецианов сумел договориться с ним о выкупе Шевченко за две с половиной тысячи рублей. Чтобы собрать эту сумму,
была устроена лотерея, на которой разыграли портрет Жуковского, написанный
Брюлловым.
В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых.
Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и
поэтичность родной русской природы. Уже первые картины Венецианова в новом жанре убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре».
В 1820-1821 годах Венецианов пишет картину «Гумно». Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Первый план освещен ровным светом, далее - там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине - снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны - это результат тонких наблюдений художника на натуре.
Гумно.ГРМ
Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но
художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок движению создает сидящая слева крестьянска. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовое решение картины очень гармонично,отличается плавными переходами оттенков коричневого цвета.
Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь
внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе
рассматривания многих полотен французского живописца Гране. Особенно впечатлила
художника картина под названием «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского
монастыря на площади Барберини в Риме». На язык сразу приходит фраза:
«неисповедимы пути искусства». Встреча Венецианова с таким прекрасным
художником, как Гране, подарила нам новую, выстроенную по всем правилам
перспективы, тему в русской живописи. Так же это привело к рождению нового,
профессионального и прекрасного мастера.
На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября
1824 года, картина была показана в первый раз. Она сразу понравилась
многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел
картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей
для сформированной системы Академии.
Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею было положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы
такие вещи, как «Чистка свеклы», «Жница», «Утро помещицы» и другие работы.
Жница
Утро помещицы, 1823г,ГРМ
«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и
«Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже
создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним
из первых полотен, которые попали на эту выставку. В газете «Отечественные
записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что
наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное,
близкое народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть
Свиньину. Венецианов изображал на полотнах то, что его окружает. На картине
«Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо,чтобы не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать.Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такое сравнение всегда имело место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.
Интерьер в картине играет одну из важных ролей. Интерьер вообще является
одной из особенностей картин Венецианова. Не является исключением и картина
«Утро помещицы». Автор вводит в картину мебель из красного дерева, которая была
постоянным атрибутом в 1820 годах. В этой картине также использован
устойчивый прием Венецианова – выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее
при помощи досок пола. Перспектива является основной чертой картин Венецианова.
Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях,
когда пишет портреты. Жанр венецианских картин не является чем-то новым,но
. автору удается найти что-то неповторимое, необычное даже в обыденных ситуациях – например, в выдаче льна крестьянам, запечатлеть мгновения жизни в вечном потоке жизни.
Подлинный расцвет творческого дарования Венецианова падает
на двадцатые - тридцатые годы 19 в. Вершиной зрелого творчества художника являются картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».
На пашне. Весна. ГТГ
На жатве. Лето. Середина 1820-х,
Представленные на выставке 1824 года в Петербурге картины
Венецианова были тепло приняты современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему», - писал журнал «Отечественные записки».
Венецианов создал целую галерею русских крестьян - сильных,
работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством
собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем
картины, доказал его физическую и моральную красоту.
Крестьянка с васильками. 1820-е, ГТГ
Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками».
Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков.
Другая по характеру «Девушка с бураком» - энергичен поворот головы молодой
красавицы. Типично русское лицо с правильными чертами исполнено деловитой
озабоченности: сдвинуты брови, сжаты губы, взгляд пристален. Красное звучное
пятно платка подчеркивает темпераментность лица. С необычайной живописной
свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». Выражение
одухотворенного мыслью лица говорите большом жизненном опыте, душевной
силе.
Голова старого крестьянина, 1825, ГТГ
Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова
дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его
замечательный портрет Захарки.
Захарка, 1825, ГТГ
Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с
ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми
щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и
основательность. Также и «Капитошка»: девочка с коромыслом, по-бабьи повязанная
платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой,
степенной маленькой крестьянкой.
В 1823-26 годы Венециановым была написана картина "Спящий
пастушок". Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен
пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью.
Автор последовательно меняет цветовую гамму картины, здесь он опять показывает
себя мастером создания перспективы.
Спящий пастушок. 1823-1826,ГРМ
В картине воплощена идея слияния человека с окружающим миром.
Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по
противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов –
картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого
раза.
Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в
Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел
ее слишком необычной. Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении.
Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны.
Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам
пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного
расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался реалистическим
фрагментом природы.
Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал
в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура
пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился
реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой живописны открытий Саврасова и Левитана.
«Жнецы» - такое название носит ещё один шедевр знаменитого
художника и новатора – Венецианова.
Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть
«жатвенный» мотив. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих
крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. И крестьяне могут чувствовать красоту природы в полной мере.. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.
Жнецы. Вторая половина 1820-х,ГРМ
Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам
понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет
изображенного пейзажа.
Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о
его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный
праздник.На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это
усталость не только после проделанной работы.Естественно, бабочки улетели,
как только автор картины приблизился: они потом писались с засушенных материалов.
Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись академическими художниками в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы».
Купальщицы. 1829, ГРМ
«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию
двух фигур - одной в рост, другой - присевшей и изображенной со спины, - пишет
Э.В. Кузнецова. - Но этим и кончается связь этой композиции с академическими
канонами. Купальщицы Венецианова - это обычные русские крестьянки со здоровыми
и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями. Несмотря на
некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее
чувство».
В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей
Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу
Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года
художник слег и сам.
Он пишет: «В 57 лет у человека, который жил не для того,
чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования
спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и
споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и снадобья в рот влили. Дня
через два-три я глядь - ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так.
Отняли у меня кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из
телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром. Мне велено жить на улице, и я,
невзирая на вьюгу и мороз, брожу - да как же, раз по пяти и по шести в день...
Устал…» К счастью, все обошлось.
В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин - «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, яркость и декоративность по сравнению с прежними вещами.
Гадание на картах. 1842. ГРМ
Крестьянка за вышивкой
Девушка в платке. ГРМ
Вот-те и батькин обед. 1824, ГТГ
Девушка с крынкой
Крестьянская девушка с серпом во ржи. ГРМ
Мальчик одевающий лапти.
Портрет Фонвизина
Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка II. А. Чичерина.
Портрет Марфы Афанасьевны Венециановой, урожденной Азарьевой 1780-1831, жены художника.ГРМ
Портрет В.П. Кочубея
Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова оборвалась случайно.
По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не
справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота.
Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это
случилось 16 декабря 1847 года.
Прошли десятки лет, но талант неповторимого русского живописца, воплотившего жизнь простого народа в своих полотнах, завоевал множество почитателей как на родине, так и за рубежом.Его имя достойно вошло в сокровищницу русского искусства.
http://bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm" rel="nofollow">http://bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm
http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/164/Venetsianov__Alex..." rel="nofollow">http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/164/Venetsianov__Alex...
http://artyx.ru/artyx/books/item/f00/s00/z0000006/st029.shtm..." rel="nofollow">http://artyx.ru/artyx/books/item/f00/s00/z0000006/st029.shtm...
Свежие комментарии