На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Художник Georges-Pierre Seurat (1859 – 1891). Первый и последний неоимпрессионист


Художник Georges-Pierre Seurat (1859 – 1891)

Биография и картины Жоржа-Пьера Сёра – французского живописца, основателя неоимрессионизма и постимпрессиониста, одно из основателей метода живописи, который получил название «дивизионизм» или «пуантилизм».

Биография художника Жоржа-Пьера Сёра (Georges-Pierre Seurat)

Пасмурная погода, Гранд Жатт

Художник Жорж-Пьер Сёра (Georges-Pierre Seurat) родился в декабре 1859 года в Париже, в весьма состоятельной и очень странной семье. Отец художника, Антуан-Кристозом Сёра, был высокопоставленным министерским чиновником, а в последующие годы – успешным юристом. Мать, Эрнестин Февр была истинной парижанкой. Долгие годы Эрнестин с маленьким Жоржем жила в Париже, а отец будущего художника – в загородном доме, где устроил себе в подвале молельню и регулярно совершал богослужения. А семью навещал раз в неделю. Человек был, мягко скажем, очень странным. И Жорж Сёра пошёл характером в родителя.

Впрочем, благодаря солидному капиталу родителей Жорж-Пьер Сёра никогда не знал нужды, а безумно любящая сына мама была готова оплатить любой каприз своего чада. В общем, родители не препятствовали желанию Georges-Pierre Seurat стать художником, тем более, что в тот момент было понятно, что сын избранным «делом всей жизни» не должен будет зарабатывать себе на кусок хлеба – денег в семье было достаточно.

Для обучения Жоржа искусствам был нанят известный в те времена французский скульптор Жюстен Лекьен, и с поступлением в Школу изящных искусств у Жоржа проблем не возникло. Он учился у Лемана и Энгра, успешно овладел начальными навыками академического живописца, что было вполне предсказуемо – одарённый отпрыск состоятельного семейства должен был стать ещё одним традиционным художником.

У истоков неоимпрессионизма

Сена в Гранд Жатт, весна

Но, в какой-то момент Сёра стало скучно, он охладел к классической живописи и скоро, через два года обучения, оставил Школу изящных искусств. Ещё будучи студентом Школы, Жорж увлёкся научной литературой, особенно его увлекла книга директора школы искусств Шарля Бланка «Грамматика искусства рисования», которую молодой человек просто выучил наизусть – Бланк очень доступно и точно описал законы света и цвета в живописи. А Сёра из законов Бланка вывел свой метод, который назвал пуантилизмом (от французского «точка») или дивизионизмом. Эти понятия со временем стали синонимами.

В основе пуантилизма – дивизионизма лежит разложение сложного цвета на чистые цвета, которые наносятся на холст в виде близко расположенных точек. А в результате такого сложного наложения простых чистых цветов возникает особенная глубина цвета и оригинальные цветовые эффекты.

В результате изучения трудов Бланка и Шевреля (этот художник написал книгу о сочетании расположенных рядом контрастных цветов), Жорж-Пьер Сёра пришёл к выводу, что для живописи совсем не важна индивидуальность художника, а само искусство можно разложить на некие закономерности, эдакие константы, после изучения которых любой желающий будет в состоянии создавать шедевры мировой живописи. Сегодня над такой теорией можно смеяться. Да, Georges-Pierre Seurat ошибался. Но эта ошибка оказалась очень плодотворной для мировой живописи.

Кроме книг Бланка и Шевреля на творческую судьбу художника большое внимание оказала четвёртая выставка французских импрессионистов 1870 года на которой, кроме прочих, были экспонированы работы Моне и Дега – эти полотна настолько очаровали Сёра, что молодой художник решил больше не откладывать и от теоретических изысканий в области живописи уже переходить к практике.

Как всякий французский мужчина Жорж-Пьер Сёра служил в армии, но как сын состоятельных родителей он совмещал службу с уроками рисования, а после демобилизации из армии молодой художник снял мастерскую «на пару» со своим единомышленником и другом Аман-Жаном. Сёра полюбил писать на меленьких дощечках – твёрдое дерево, в отличии от вибрирующего холста, отлично сохраняло направленность каждого мазка кисти и каждая точка оказывалась на строго отведённом ей месте в красочной палитре создаваемого этюда. А ещё Жорж «возродил» забракованный импрессионистами метод работы с эскизами и этюдами – он делал наброски на пленэре, а на основании этих набросков, уже в мастерской, писал полотно большого формата.

Первые неудачи и успех

Купание в Аньере

В 1883 году Georges-Pierre Seurat предложил парижскому Салону свою первую значительную работу, написанную чистыми цветовыми точками, «Купание в Аньере». К огромному удивлению, а потом и бешенному возмущению Сёра, Салон отклонил предложенный художником холст… В результате Жорж Сёра навеки отклонил Салон, объявил, что он и названия этого больше слышать не желает, и, как большинство отверженных Салоном художников, решил связать свою дальнейшую судьбу с сообществами независимых художников.

Тут нужно принять во внимание личность художника. Современник отмечают нелюдимость и необщительность Сёра. Художник мог просидеть весь вечер в шумной компании и не произнести ни одного слова – разговоры «вообще» молодого человека не интересовали. Но как только возникала тема живописи, так сразу «отмирал» Сёра и из вялого и равнодушного становился чрезвычайно, до дикости, агрессивным. Не особенно выбирая слова, он начинал объяснять окружающим «истину» и любая попытка эту истину оспорить, приводила Жоржа в неописуемую ярость – себя он считал живописцем-интеллектуалом, кистью которого управляет не низменные и изменчивые чувства и инстинкты, а научный разум и отработанный метод.

Впрочем, Сёра не занимался изложением теоретических основ своего метода. С этой задачей на начальном этапе замечательно справился близкий друг художника Поль Синьяк. Позднее метод описал арт-критик Феликс Фенеон, который ввёл в обращение термин «неоимпрессионизм». Ещё позднее Камиль Писсарро назвал метод Жоржа Сёра «научным импрессионизмом», как противоположность просто импрессионизму, в основе которого лежит интуитивный подход и романтичность.

В 1884 году Сёра сумел выставить свою картину «Купание в Аньере» на выставке Группы независимых художников в павильоне Тюильри. Поль Синьяк, увидев это полотно, написал:

Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов — света, тени, локального цвета, — правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию.

Большой успех и кризис жанра

В 1884 году Georges-Pierre Seurat, совместно с другими независимыми художниками, создаёт творческое сообщество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса» и в том же году начинает писать «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» — это полотно было завершено в 1886 году. За два года художником было сделано огромное количество предварительных рисунков, была написана целая серия пейзажей с видами Сены.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт

На восьмой выставке импрессионистов «Воскресный день…» был встречен с восторгом, публика пребывала в блаженном экстазе, а критики писали, что «наглядно объявлен манифест новой живописной школы». В том же году картину показали на Салоне независимых художников и на выставке бельгийских художников «Группы двадцати». Успех был огромным – к работе Жоржа Сёра было невозможно пробиться из-за многочисленных зрителей, которые неизменно создавали толпу у картины.

Буквально в течении месяца неоимпрессионизм стал популярным.

Гоген заявил:

В Париже есть сейчас только один молодой человек, который пишет так же хорошо, как я – Жорж Сёра.

Сам же Сёра попал в очень сложное положение. С одной стороны, он доказывал вторичность личности художника и ратовал за научный подход к живописи, когда любой может написать значимое полотно. А с другой стороны его чрезвычайно злило, что коллеги «похищают» его наработки и идеи.

В технике пуантилизма начали писать Гоген, Лотрек, Ван Гог, Матисс, Писсарро, Синьяк и многие другие.

Впрочем, не все импрессионисты двинулись за модным течением. Так Дега, в ответ на утверждение Камиля Писсарро  о интересной картине Сёра, написал:

Я заметил бы это, но уж очень она велика.

Дега едко намекал на некие оптические особенности пуантилизма, при которых картину можно увидеть только издалека, а при боле близком рассмотрении она больше похожа на цветовое месиво.

Неоимпрессионизм становился всё популярнее, Сёра метал молнии в «подражателей» и даже начал уклоняться от выставок, чтобы «воры» не похищали его идеи. Однако, мода  — это всегда волна. Она доходит до своего пика и уходит, оставляя на пустынном бреге всех тех, кто не успел за модным трендом.

Но Жорж-Пьер Сёра этой «отхлынувшей волны» уже не увидел. Он внезапно умер в возрасте 31 года. Сгорел буквально за 3 дня от инфекции. Через два дня после смерти Сёра скончался и его маленький сын.

Жизнь художника была короткой, яркой, неоднозначной. Не все идеи и методы художника прижились, но революцию в искусстве он совершил. И кубисты, и абстракционисты, и… В общем, огромное количество родившихся много лет спустя течений и методик в живописи были бы невозможны без «цветовых точек» Жоржа-Пьера Сёра.

Картины художника Жоржа-Пьера Сёра (Georges-Pierre Seurat)

Парад алле

Пудрящаяся женщина

Канкан

Цирк

Женщины на берегу

Лошади в воде

Поля люцерны. Сан-Дени

Пришвартованные лодки и деревья

Модель со спины

Купальщики и белая лошадь в реке

Стог сена

Натурщица

Белая собака

Сена в Курбевуа

Ожидание у берега

Натурщицы

Берег реки

Сидящая обнажённая брюнетка

Мост в Курбевуа

Канал в Гравелине. Малый порт Филипп

источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх