Последние комментарии

  • Людмила Лиханова (Беговщиц)24 августа, 17:20
    Спасибо. Очень нежные и красивые работу с русской душойРусские Берегини в лаковой миниатюре Светланы Беловодовой
  • Лариса Безпрозванная24 августа, 11:15
    Прекрасная самоделка😊"Больше всех цветов я люблю лица, ждущие в окне или у порога..." Художник Александр Сердюк
  • Lyudmila Mironova24 августа, 8:15
    Спасибо!"Больше всех цветов я люблю лица, ждущие в окне или у порога..." Художник Александр Сердюк

Заставляет не просто всмотреться, а вздрогнуть - батальная живопись Василия Верещагина

Художник Василий Верещагин написал эти полотна, когда был еще молод.

 

В Третьяковской галере есть зал, где душа замирает от ужаса и от восхищения силой живописи. «Апофеоз войны» и «Панихида по убитым» застревают в памяти навсегда – это шок, отчаяние, приговор. Шедевр, посвященный «всем великим завоевателям», в 1871 году создал человек, которому еще не было тридцати лет.

Василий Васильевич Верещагин. Побежденные. Панихида

Художник отдал военным темам столько душевных сил, что почти невероятно. По признанию самого Верещагина, ему приходилось убивать во время сражений. Оказаться в центре сражения и поведать о нем – необычайная заслуга этого человека. Быть художником войны, которую ненавидишь, – уникальное величие духа.

Но вот:

«У крепостной стены. Пусть войдут», 1871, 95×160.5 см

«У крепостной стены. Пусть войдут», 1871

«Смертельно раненый», 1873, 73×56.6 см

«Смертельно раненый», 1873

Батальная живопись Верещагина заставляет не просто всмотреться, а вздрогнуть.

"На большой дороге. Отступление, бегство...", 1890-е , 179×303 см

"На большой дороге. Отступление, бегство...", 1890-е

«Последний привал»,

«Последний привал»,

"Перед атакой. Под Плевной", 1881, 179×401 см

"Перед атакой. Под Плевной", 1881

- страшно, реалистично и очень печально. Никакого псевдопатриотизма. Скорбь и осознание бессмысленности жертвы. Таких картин у художника много. По словам Верещагина, ему хотелось писать солнце, но война стала фурией, преследующей его. Действительно, на каждый шаг, который художник делал, чтобы уйти с военной стези, приходилось два других – они возвращали его в буквальном смысле на поле боя. Выпускник кадетского корпуса Василий Верещагин служил недолго, молодой мичман поступил в Академию художеств. Казалось бы, никакие невзгоды военной службы уже не должны были его волновать. Но судьба упорно направляла его к баталиям и схваткам.

"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной",  1881, 183×40.2 см

"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881

"Апофеоз войны", 1871, 127×197 см

"Апофеоз войны", 1871

Что может быть сильнее масштабного и глубокого по мысли «Апофеоза войны», на котором гора человеческих черепов белеет под палящим солнцем?

"Два ястреба (Башибузуки)", 1878, 78.5×110 см

"Два ястреба (Башибузуки)", 1878, 78.5×110 см

Но мастерская в Париже опять оставлена. Началась русско-турецкая война. Верещагин не просто побывал в местах сражений, а участвовал в них, был ранен, но дела его пошли на поправку.

"После удачи"

"После неудачи"

"Афганец", 1868, 41.5×26.8 см

"Афганец", 1868

https://russian7.ru/wp-content/uploads/2018/12/46-1.jpg

Расстрел индийского восстания англичанами»

"Нападают врасплох"

обзор по материалам из интернета

Популярное

))}
Loading...
наверх