На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Отражение времени. Валентин Александрович Серов.

"Автопортрет. 1901"

 

Валентин Серов прожил внешне очень размеренную жизнь. Учился – работал – счастливо женился. Однако внутренняя жизнь Серова была необычайно насыщенной. Вот несколько фактов о творчестве художника, которые по-новому раскроют его талант:

 

Физиономист.

Валентин Серов был одним из лучших портретистов своего времени.

"У окна. Портрет О. Ф. Трубниковой. 1886"

 

 

"Портрет П. А. Мамонтовой. 1889"

 

 

Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. На портрете два персонажа – Юсупов и его мопс Клоун, - такой же своенравный, как хозяин. Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель».

"Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова- Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой. 1903"

 

 «Жертвой»  Серова стала княгиня Ольга Орлова, которая хоть и не отличилась высокими интеллектуальными способностями, но была самой модной и манерной дамой при дворе императора. Высокую, с прекрасной фигурой, художник посадил на низкий табурет, создав несуразность позы. Черная шляпа огромных размеров, будто бы давит сверху на княгиню, но даже в таком полукомичном образе, указательный пальчик её левой руки показывает значимость собственного «я»…

"Портрет княгини Ольги Орловой"

 

"Портрет Е. И. Лосевой. 1903"

 

"Портрет кн. В. Н. Голицына. 1906"

 

"Портрет А. К. Бенуа. 1908"

 

 

Придворный живописец.

 

"Портрет великого князя Павла Александровича. 1897"

 

"Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900"

 

"Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902"

 

"Петр I на псовой охоте. 1902"

 

"Петр I в Монплезире. 1910-1911"

 

Парадоксально, но именно Валентин Серов, крайне независимый в своем творчестве, около десяти лет был придворным живописцем последнего русского царя. Его даже допустили на коронацию Николая II в Успенский собор. Правда, работа так и осталась эскизом – сановникам не понравилось слишком приземленное и совсем не торжественное изображение таинства. Даже фигура императора, отодвинутая в край композиции, не сразу различима.

 

"Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе. 1896"

 

А знаменитый портрет Николая II дался Валентину Серову непросто. Работа продвигалась с большим трудом, и художник решил отказаться от заказа. Государь, услышав это, с неподдельной грустью сел за стол. Только тогда Серов увидел образ императора: мягкость, интеллигентность и слабость последнего русского царя.

 

"Портрет императора Николая II. 1900"

 

Портрет царю понравился и вслед был заказан ещё один — Марии Федоровны, императрицы. Валентин Серов не очень любил официозную живопись, но здесь всё-таки согласился. После первого же сеанса позирования императрица подошла к мольберту и заметила:

Тут слишком широко, здесь надо пониже а здесь поднять...

Художник опешил. Потом взял палитру и подал ее с поклоном Марии Федоровне:

Вот, Ваше Величество. Вы сами и пишите, если так хорошо умеете рисовать. А я — слуга покорный!

Императрица вспыхнула и ушла. За ней побежал встревоженный супруг — утешать. Через некоторое время Николай вернулся.

Валентин Александрович, голубчик, вы уж извините за это вмешательство, — сказал он. — Но ведь Мария Федоровна в молодости училась живописи у Кноблоха и действительно неплохо в ней разбирается. Вот и не выдержала, захотела поправить... исключительно из азарта. Надеюсь, это не повлияет на дальнейшие сеансы?

Но дальше писать Валентин Серов наотрез отказался. И с тех пор вообще не делал портреты членов царской семьи.

 

Любимая картина художника.

 

"Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович). 1888"

 

Картину «Девушка, освещенная солнцем» (портрет М.Я. Симонович, двоюродной сестры художника) сам Валентин Серов считал лучшим своим произведением.  Картина была создана, когда ему было лишь 23 года. Современники вспоминали, что незадолго до своей смерти, художник, долго рассматривал картину в Третьяковской галерее, после чего махнул рукой и сказал «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».Но с этим чрезмерно самокритичным заявлением художника, я уверена, не согласится ни один посетитель выставки, Серов – великий портретист, который в неповторимой живописной манере сумел создать для истории целую энциклопедию лиц и образов рубежа 19 и 20 веков.

Художник скончался в возрасте 46 лет от сердечного приступа, когда шел к заказчику писать портрет.

 

"Открытое окно. Сирень. 1886"

 

Источники:

http://gallerix.ru/album/Serov

http://www.artcontext.info/stories-about-artists/125-serov/671-obuchenie.html

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/142862/

http://opisanie-kartin.com/serov-valentin/



Картина дня

наверх