Родился 23 февраля 1878 года в Астрахани - умер 26 мая 1927 года в Ленинграде.
Трудно, наверное, найти в мировой живописи пример более преданного служения именно русскому искусству, чем жизнь и творчество нашей отечественной любви и гордости - Бориса Михайловича Кустодиева. Прикованный последнее десятилетие жизни к инвалидной коляске, испытывающий постоянные мучительные боли, часто работающий лежа под установленным над ним холстом, художник именно в эти годы создал особенно много полных красочности и жизнелюбия полотен.
Много русского раздолья и удали в "Масленице" (1916), таланта и широты русского человека в "Портрете Федора Шаляпина" (1921), доброго, женского и, следовательно, прекрасного в "Красавице" (1915, 1921), "Купчихе за чаем" (1918), "Купчихе с зеркалом" (1920), "Русской Венере" (1925-1926). А родился Кустодиев в небогатой семье в Астрахани, где до сих пор чувствуются следы некогда процветавшего купеческого сословия. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет).
"Автопортрет" 1912
"Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина" (1901) и "Портрет профессора гравирования Василия Васильевича Матэ" (1902) приносят Б. Кустодиеву широкую известность. Окончив в 1904 году Академию, художник уезжает в пенсионерскую поездку, побывает во Франции и Испании. До окончания срока командировки возвращается в Россию, где продолжается его интенсивная жизнь в русском искусстве: портреты, широкие народные гуляния и просто быт, русские красавицы, иллюстрирование книг, борьба с болезнью и снова живописные полотна, рисунки, иллюстрации, оформление спектаклей.
"Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина" 1901
"Постановка натуры в мастерской И. Репина" 1899
"Портрет И.Е.Репина" Этюд. 1902
"Император Николай II" 1915
"Портрет А.Н.Протасовой" 1900
"Монахиня" 1901
"Портрет Д.Ф.Богословского" 1900 ГТГ
"Натурщик в шинели" 1900
"Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси)" 1897
"Выход царя Ивана Грозного" 1900
"Портрет М.Е.Хейлика" 1901
"Портрет писателя Д.Л.Мордовцева" 1901
"Автопортрет" Начало 1900-х
"Портрет Степана Лукича Никольского, дяди художника" 1901
"Портрет Василия Васильевича Матэ" 1902
"Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой, жены художника" 1903
"Масленица" 1916
"Провинция" 1919
"В старом Суздале"
"Венеция" 1907
"Кони Св. Марка" 1907
"Портрет коменданта Мариинского дворца генерал-майора Павла Аркадьевича Шевелева" 1903
"Утро" 1904
"Портрет женщины в голубом (Портрет П.М. Судковской)" 1906
"На террасе" 1906
"Портрет священника и дьякона" 1907
Портрет А.Д.Романовой" 1908
"Портрет писательницы Александры Васильевны Шварц" 1906
"Портрет Ф.К. Сологуба" 1907
"Портрет Ю.Е.Кустодиевой"
"Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой" 1907
"Монахиня" 1908 (Игуменья Страроладожского монастыря Олимпиада )
"Портрет Р.И.Нотгафт" 1909
"В ложе" 1909
"Монахиня" 1908
"Портрет П.Л.Барка" 1909
"Портрет дамы. Модель" 1908
"Портрет Т.Ф. Давыдовой" 1912
"Купание"
"Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт" 1914
"А.С.Пушкин на набережной Невы" 1915
"Лежащая натурщица" 1915
"Одалиска"
"Красавица" 1915
Станислав Садальский пишет: "Несомненно и сам художник был влюблен в свою натурщицу.
Позировала ему 21-летняя актриса МХАТ Фаина Шевченко - будущая народная артистка СССР, орденоносец и лауреат двух Сталинских премий ))
Позировать красавица согласилась легко, но когда узнала, что раздеться надо полностью, отказалась.
- Мне такой позор не нужен, - сказала она. Я – актриса Художественного театра. И что? Тысячи людей увидят меня голой?
Долго и нежно уговаривал Фаину Борис Михайлович. Не для себя, а «для искусства ради».
И уговорил.
Фаина Шевченко в спектакле МХАТ "Царь Федор Иоаннович"
"Балаганы" 1917
После революции художник не оставил своего «призвания»; однако, в его творчестве появились новые типы и мотивы в которых он видит тот же русский быт. «Говорят, что русский быт умер, что он «убит» революцией. Своей новой композицией «Матрос и милая», вызывавшей нарекания его друзей, он особенно гордился и дорожил, замечая, что эта сцена «подсмотрена из жизни».
"Матрос и милая" 1921
С 1911 года обострилось давнее недомогание художника – мучительные боли в спине. Он подолгу лечился в больницах и клиниках, в том числе и за границей, перенес несколько тяжелых операций. В 1916 году опухоль на позвоночнике была удалена, но художник оказался до конца жизни прикованным к постели и инвалидной коляске. Однако, он продолжает работать и поражает своей неутомимостью, силой воли и желанием жить и радоваться.
Революционные события 1917 года воспринимались им как проявление самой жизни. Он искал новые пути в творчестве: если и раньше он, интересуясь литографией, работал в мастерской В.В.Мате, теперь начинал осваивать линогравюру и много работать для иллюстрирования книг, занялся политическим и рекламным плакатом. Кустодиев участвовал в оформлении Петрограда к революционным праздникам, сотрудничал со многими петроградскими издательствами (с 1919).
Несмотря на трудности передвижения, Кустодиев работал над театральными постановками. С 1911 года он был художником нескольких московских театров: театра К.Н.Незлобина, МХТ (1914–1915), МХАТ-2 (1924). Дебютом художника как театрального художника стало оформление пьесы А.Н.Островского "Горячее сердце" в московском театре Незлобина.
"Площадь на выезде из города" Эскиз декорации к спектаклю А. Н. Островского «Горячее сердце»
Он много работал над декорациями, костюмами, придумывал грим в постановках пьес Островского, Салтыкова-Щедрина, к операм Н.А.Римского-Корсакова А.Н.Серова, М.П.Мусоргского. Оформил спектакль "Блоха" по Н.С.Лескову. Работа для театра привлекала художника возможностью воссоздания «воображаемой жизни», когда на сцене возникает иллюзия ожившей картины – игра актера соединяется с работой художника.
В послереволюционном Петрограде полупарализованный художник оказался в тяжелейших условиях. Не имея уже возможности выехать за границу для лечения, прикованный к креслу, он продолжает работать. Многие люди, даже и не бывшие его близкими знакомыми раньше, приходили навестить Кустодиева, зная о его бедственном положении. Так к нему заходили М.В.Нестеров, К.А.Сомов. Маленький Дмитрий Шостакович, друг его дочери Ирины, приходил к ним в гости и играл на фортепиано.
В 1920 году в Петрограде прошла единственная прижизненная персональная выставка художника. В 1923 его приглашали в образованную в 1922 году Ассоциацию художников революционной России (АХРР) единственного члена объединения "Мир искусства".
Незадолго до смерти художника, в 1925 году, вышла монография Воинова о Борисе Михайловиче Кустодиеве. Эта книга создается при непосредственном участии художника; Воинов часто бывал в их доме, зачитывал свои главы, Кустодиев сам работал над оформлением книги.
Весной 1927 года, не достигнув 50-летия, художник умирает в Ленинграде, окруженный любящей семьей. Многие откликнулись на смерть Кустодиева статьями, некрологами, воспоминаниями: М.Горький, Ф.И.Шаляпин, К.С.Петров-Водкин, И.Э.Грабарь, И.И.Бродский, М.В.Добужинский.
"Купчиха пьет чай" 1918
"Купчиха за чаем" 1918
"Пасхальный обряд (Христосование)"
"Купчиха" 1918
"Kупчиха с зеркалом" 1918
"Купчиха за чаем" 1920
"Купчиха и домовой" 1922
"Купчиха за чаем" 1923
Купчиха с покупками. 1920
Купчиха. 1919
Купчиха. 1920
Купчихи. 1912
В березовой роще
Варвара. 1920
Встреча (Пасхальный день). 1917
Девушка на Волге. 1919
Купчиха
"Портрет искусствоведа и реставратора А.И.Анисимова" 1915
Эскиз группового портрета художников объединения «Мир искусства». 1916-1920
"Портрет А.П.Остроумовой-Лебедевой" Этюд к неосуществлённой картине 1910
"ПОРТРЕТ Н.К. РЕРИХА" 1915
"Портрет художника Е.Е.Лансере"
"Портрет художника К.А.Сомова" 1914
"Портрет Льва Бакста" 1910
"Портрет художника и историка искусства И.Э.Грабаря" 1916
"Портрет Я.И.Лаврина" 1909
"Портрет графини Грабовской" 1917
"Портрет Любови Борисовны Боргман" 1915
«Заснеженный русский город» 1917
"Морозный день" 1913
"Масленница"
«Зимний пейзаж» 1919
"Летний пейзаж"
"Портрет Георгия Семеновича Верейского" 1917
"Женщина с чашкой"
"Портрет Н. К. фон Мекка" 1913
"Портрет Т.Н.Чижовой" 1925
"Женщина с зеркалом" 1926
"Евгений Замятин"
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника" 1926
"Портрет композитора Д.В.Морозова" 1919
"Портрет академиков Петра Леонидовича Капицы и Семёнова" 1921
«Фурначева» 1914
«Зимняя ярмарка» 1921
«Машка - дочь купеческая» 1924
"Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского" 1922
"Портрет Ф.И.Шаляпина" 1922
"У окна" 1921
"Портрет Ю.Е.Кустодиевой" 1915
"Портрет К.Б.Кустодиева" 1922
"Наталья Оршанская"
"Портрет Волошина" 1924
"Портрет Н.И.Ивановой" 1926 изображения кликабельны
Русская венера. 1926. http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post209750940/ http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post155330261/
Свежие комментарии