Self-Portrait (detail)
Филиппино Липпи, настоящее имя Филиппо Липпи (итал. Filippino Lippi * бл. 1457, Прато - † 18 апреля 1504, Флоренция) - известный художник эпохи итальянского Возрождения. Талантливый портретист.
Он - внебрачный ребенок, как и Леонардо да Винчи или папа римский Климент 7-й.
Отец - художник и монах Филиппо Липпи, мать - Лукреция Бути. Имя получил в честь отца, который добился папы римского ради брака с любимой женщиной и разрешение на брак получил. Чтобы не путать отца и сына - Последнего прозвали Филиппино. Отец умер в 1469 году, когда сыну было 12-14 лет. Родился в городке Прато, Тоскана. Точной даты рождения не сохранилось.
--------------------
Любопытна история , связанная с рождением Филиппино Липпи. ( Взято у antoin)
Фра Филиппо Липпи
Трудно удержаться от улыбки, когда наталкиваешься на некоторые истории из жизни художников Ренессанса, даже если эти анекдоты давно знакомы. В последние дни в рамках погодного диссидентства я как раз читаю про солнечную Италию, в частности книгу Хибберта о Медичи (если интересно, то это довольно неплохой, умиротворяющий науч-поп, который хорошо идёт после рабочего дня), и там, конечно, подобные рассказы встречаются на каждом шагу. В частности, хочу поделиться с вами цитатой о Фра Филиппо Липпи:
«...его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником. Его старшие товарищи вздохнули с большим облегчением, когда он оставил монастырь, отрёкся от клятв и во время плавания с друзьями близ побережья Анконы угодил в плен к мусульманским пиратам. После освобождения он добрался до Неаполя, а потом вернулся во Флоренцию, где его замечательный запрестольный образ, выполненный для монахинь из Св. Амброзио, открыл его незаурядный талант самому Козимо де Медичи. Не обращая внимания на репутацию Филиппо как блудника и воришки, Козимо пригласил его к себе на работу. <...>
Во время написания запрестольного образа для монахинь из Св. Маргариты в Прато похотливый взгляд Фра Филиппо пал на одну из молодых послушниц, Лукрецию, дочь Франческо Бути из Флоренции. Он начал ухаживать за нею и уговорил монахинь разрешить ему использовать её как модель для Мадонны на его картине, после чего соблазнил её и выкрал. Она родила ему сына, Филиппино. Козимо, считая, что пора бы счастливому отцу остепениться, получил для Липпи разрешение на брак от Папы, которому тактично подарил несколько маленьких примеров работы Фра Филиппо.
На тот момент распутство Филиппо уже доставило Козимо немало неприятностей во Флоренции. Когда его охватывала неутолимая страсть, Филиппо более не мог концентрироваться на работе и потому постоянно сбегал из своей студии во Дворце Медичи, поспешно выбирался на улицы через задний двор и исчезал на Виа Ларга в поисках женщин. В итоге Козимо, который всегда любил чётко договариваться с художниками о работе, цене и твёрдом сроке, запер Липпи в его комнате и сказал, что художника не выпустят, пока он не закончит картину, за которую взялся. Липпи тогда раздобыл ножницы, разрезал на полосы простыни со своей кровати, связал их, спустился по этой верёвке на улицу и был таков. Найдя его и уговорив вернуться, Козимо был так благодарен, что «решил в будущем пытаться удержать его хорошим расположением и добротой и разрешил ему уходить и приходить по желанию». Потом многие слышали, как Козимо говорил, что к художникам надо относиться с уважением вместо того, чтобы считать их простыми ремесленниками, как привыкли патроны того времени».
Ничего не могу поделать, но такие художники во всех отношениях интереснее какого-нибудь благостного и унылого Фра Беато Анджелико.
-----------------------
Первые художественные навыки получил от отца. Затем перебрался из Прато в Сполето, где работал на строительстве кафедрального собора. Считается, что учеником отца был Сандро Боттичелли, помощником которого и стал Филиппино. Близость стилистики Филиппино Липпи к стилю Боттичелли на утреннем этапе запутала атрибуцию работ обоих мастеров. Среди картин утреннего периода Филиппино-мадонны в збрках Берлина, Лондона и Вашингтона, «Товия и ангел» в галерее Сабауда в городе Турин, Италия. Как мастера фресок, Филиппино (вместе с Перуджино, Гирляндайо и Боттичелли) привлекли к стенописей на вилле Лоренцо Медичи в Сполето.
Именно Филиппино поручили завершить фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине Флоренции после преждевременной смерти гениального Мазаччо.
в 1487Филиппино получил заговорку на стенописи капеллы Филиппо Строцци в церкви Санта Мария Новелла Флоренции и выполнил их.
Его слава достигла Рима. В 1488 г. он получил заговорку на стенописи в церкви Санта Мария Сопра Минерва, которой в Риме занимались тосканци. Над фресками в Риме работал до 1493 года.
Филиппино Липпи и манера Боттичелли
Их художественные манеры очень похожи. Хотя Филиппино больше любил детали и мелочи, которыми насыщены и его фрески, и его станковые картины. Художник позаимствуют у Боттичелли и ветер, подхватывает одежду персонажей. А его ангелы удивляли смелыми ракурсами и грацией.
Но образам Боттичелли присущи или большая поэзия, или больший драматизм, переходящая в настоящую трагедию, к которым Филиппино не дошел.
Портреты
Филиппино хороший мастер портрета. К сожалению, он мало выполнил станковых портретов, к которым мы привыкли. Но и среди них есть чрезвычайно талантливые (портрет неизвестного юноши, Вашингтон, Нац. галерея. Значительно больше портретов на фресках Филиппино, которые мало известны широкой публике. Среди них и автопортет молодого Филиппино в Капелли Бранкаччи.
«Поклонение младенцу Христу»
1480-е гг.
Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.
Медь, темпера, переведена с дерева. Круг, диам. 53 см.
Эрмитажное тондо со сценой Поклонение младенцу Христу» — превосходное произведение Филиппино Липпи, характерный образец искусства медицейской школы.
Группу переднего плана составляют фигуры мадонны и ангелов. Вытянутые пропорции, изящные формы резко отличают их от полнокровных, земных» образов в искусстве предшествующего времени. Впечатление нереальности события усиливает изображение двух парящих над землей ангелов, написанных легкими мазками белил и золота, отчего они кажутся бесплотными. Наряду с этим, в картине есть характерная для кватроченто конкретность обстановки и предметов: каменная балюстрада, украшенная вазонами, тщательно выписанные трава и цветы, мельчайшие детали одежды.
С условностью композиции первого плана контрастирует пейзаж, переданный вполне реалистично. Одиноко стоящее темное дерево помогает объединить передний и задний планы, уводя взгляд зрителя вдаль и подчеркивая глубину пространства. Предметы постепенно утрачивают четкость контуров и определенность колорита, у самого горизонта они как бы подернуты легкой дымкой. Филиппино использовал здесь воздушную перспективу, которая впоследствии была освоена практически и обоснована теоретически Леонардо да Винчи.
Известно, что картину купил в Ареццо князь В. Трубецкой и подарил ее сенатору Д. Мордвинову, который завещал тондо А. Муравьеву. У последнего Поклонение младенцу Христу» приобрел граф П. Строганов. Из его петербургского собрания по завещанию владельца картина поступила в Эрмитаж в 1911 году.
Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Сцены из жизни Петра. Воскрешение Феофила, сына византийского вельможи. Фрагмент. Голова придворного»
1425-1428
Фреска
Флоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи
Начата Мазолино и Мазаччо
Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Павел навещает Петра в темнице»
1481-1482
Фреска
Флоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи
Начата Мазолино и Мазаччо
«Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Ангел освобождает Петра из темницы»
1481-1482
Фреска
Флоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи
Начата Мазолино и Мазаччо
«Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Мученичество апостола Петра. Фрагмент»
1481-1482
Фреска
Флоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи
Начата Мазолино и Мазаччо
«Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Мученичество апостола Петра. Фрагмент»
1481-1482
Фреска
Флоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи
Начата Мазолино и Мазаччо
«Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция). Мученичество апостола Петра. Фрагмент. Автопортрет художника»
1481-1482
Фреска
Флоренция. Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи
Начата Мазолино и Мазаччо
«Вознесение. Фрагмент»
1489
Фреска
Рим. Санта Мария сопра Минерва
«Аллегория Музыки»
Последняя четверть 15 века
61 x 51 см
Дерево
Берлин. Картинная галерея
«Мадонна»
Последняя четверть 15 века
Дерево, масло
Рим. Национальная галерея античного искусства
«Мадонна с младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори)»
208 х 244 см.
Дерево
Лувр. Париж
«Портрет молодого человека»
«The Coronation of the Virgin»
c. 1480
Tempera on panel, 90,2 x 222,3 cm
National Gallery of Art, Washington
«Adoration of the Child»
c. 1483
Oil on wood, 96 x 71 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
«The Intervention of Christ and Mary»
Oil on wood, 156,1 x 146,7 cm
Alte Pinakothek, Munich
«Virgin from the Annunciation»
1483-84
Wood, diameter 110 cm
Museo Civico, San Gimignano
«Four Saints Altarpiece»
c. 1483
Wood
San Michele, Lucca
«Portrait of an Old Man»
1485
Detached fresco, 47 x 38 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
«Signoria Altarpiece (Pala degli Otto)»
1486
Tempera on wood, 355 x 255 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
«Apparition of The Virgin to St Bernard»
1486
Oil on panel, 210 x 195 cm
Church of Badia, Florence
«Madonna with Child and Saints»
c. 1488
Oil on wood
S. Spirito, Florence
«The Penitent St Jerome»
c. 1485
Tempera on panel, 57 x 42 cm
Museum of Fine Arts, Budapest
«St Jerome»
1490s
Oil on wood, 136 x 71 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
«Adoration of the Magi»
1496
Oil on wood, 258 x 243 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
«The Marriage of St Catherine»
1501
Panel
San Domenico, Bologna
«Deposition from the Cross»
c. 1506
Panel, 333 x 218 cm
Galleria dell'Accademia, Florence
«Три сцены из Истории Виргинии: Аппий Клавдий останавливает Виргинию; Децемвиры присуждают отдать Виргинию в рабство; Виргинию убивает Виргинии.»
Прато, 1457 ? — Флоренция, 1504
Дерево, доска из свадебного сундука (кассоне)
45 х 127 см.
Происходит из коллекции Кампана в Риме, поступила в Лувр в 1863 г.
«Три сцены из Истории Эсфири: Мардохей приходит с жалобой; Эсфирь падает в обморок перед Артаксерксом; Аман безуспешно умоляет о милости.»
Прато, 1457 ? — Флоренция, 1504
Дерево, доска из свадебного сундука (кассоне), 48 х 132 см.
Поступила в Лувр в 1972 г.
Свежие комментарии