На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Средневековые миниатюры.

В связи с распространением христианского учения появляется раннехристианское искусство миниатюры. Основой христианского учения, как известно, стали Ветхий и Новый Заветы, которые в больших количествах переписывались и распространялись среди общин для укрепления в вере, а также для ведения богослужений. В течение I-IV вв. наблюдается постепенный переход от свитка к пергаментному кодексу, который оказался не только более удобным при ведении божественной службы, но именно книжный формат, а также характер, фактура бумаги предоставляли обширные возможности при иллюстрировании. Одна из ранних экземпляров книг Ветхого Завета – «Венский генезис» (Книга Бытия, конец IV в.). «Венское Бытие» написано серебряными, теперь почерневшими от времени буквами на пурпурном пергаменте и украшено цветными миниатюрами.

Огромным спросом стала пользоваться иллюминированная книга - кодекс, украшенный миниатюрами, инициалами и орнаментом. Для богатых заказчиков появляются роскошные манускрипты (от лат. manus – «рука» и scribo – «пишу»). Именно в это время изготовление рукописной книги и переходит из исключительного ведения монахов в городские мастерские. Основным отличием здесь стала иная, более специализированная, организация труда. Если мастер монастырского скриптория часто сам изготавливал всю рукопись от выделки пергамена до переплета кодекса, то теперь ремесленники работали независимо друг от друга.

  Особо отделялись от переписчиков мастера-иллюминаторы. Со временем орнаментирование текста (украшение его орнаментом) выделилось в отдельную специальность. И часто получалось, что разные части кодекса выполнялись на разном художественном уровне. Особенно отставало искусство книжной миниатюры (тогда миниатюры называли "историями"). А мастера-рубрикаторы, выполнявшие украшения и инициалы (в то время такие украшения получили название «филигранных») умело вписывали пером и очень тонкой кистью прихотливые узоры. Именно к концу XIII века искусство мастеров каллиграфического орнамента достигло в Европе наивысшего развития. Тем более что из скриптория эти мастера первыми получали рукописи. И лишь обильно украшенная она поступала в распоряжение иллюминатора. Такая специализация явно не способствовала созданию целостности художественного образа книги, но зато сильно ускоряла работу. Значительно повысилось в середине XIII века (50-60-е годы) и искусство изготовления самого пергамена. Обычно его долго вымачивали в известковом растворе для окончательного сведения волоса и удаления жирных веществ, а затем сушили и упорно шлифовали, растянув на специальных рамах - пяльцах. Завершался процесс выглаживанием пемзой и мелованием. 

В меровингском наследии видное место занимают рукописи с миниатюрами. Украшение рукописей носило орнаментальный характер; особенно типичен для них так называемый изоморфический тип инициалов: остов этих инициалов образуют стилизованные образы рыб, птиц, животных, реже человеческие фигуры (Гелазианский сакраментарий середины VIII в.: инициалы; орнаментальные композиции 

Распятие в данном случае играет роль заглавной буквы Т


А изображение Марии играет роль заглавной буквы I

 

В 568 г. в Италию под предводительством Альбоина вторгаются германские племена – лангобарды (современная Ломбардия, столица – Милан). Искусство лангобардов – искусство латинизированных варваров (с нем. Langobarden – длиннобородые). Латинизация проявилась в ювелирном деле 

Своеобразная художественная школа образовалась на Британских островах. Англо-ирландское искусство. В V-VI веках в Британию, где проживал древний народ бритты (самые непокорные из завоёванных римлянами народов), вторглись англо-саксонские племена, но культура бриттов сохранилась, несмотря на значительное истребление самих носителей этой культуры. Наиболее ярко синтез традиционных художественных форм и нового христианского мировоззрения воплотился в искусстве миниатюры. Евангилие из Дарроу ок 680 г.

Евангелие из Личфилда VIII в. 

Марк и телец.

Ковровый лист из евангелия из Лимчфилда. 

Каролингская эпоха уходит как последняя вспышка Античности. В 911 г. завершилось правление династии Каролингов, и политический центр Германии сместился в Саксонию. Представители саксонской династии сумели на время восстановить сильную королевскую власть; наиболее выдающимся из них был Оттон I, считавший себя продолжателем каролингской имперской традиции и с самого начала заявивший притязания на такую же державную власть, которой обладал Карл Великий. Ему удалось объединить на время земли в единое государство – Оттоновскую Империю, а заняв в 962 году Рим, он венчается римской короной и принимает титул императора Августа. При Оттонах появляется Священная Римская Империя.

Оттоновское Возрождение (950-1050 гг.). 

 

Вследствие династического брака Оттона II и византийской принцессы родился Оттон III, считавший себя «чудом мира». Он пытается обновить Римскую империю, но народ Рима восстаёт и через некоторое время он умирает от малярии; его наставником был будущий Сильвестр II, ставший папой как раз благодаря своему подопечному. Явление, в значительной мере определившее облик культуры и повседневной жизни эпохи Оттоновского Ренессанса – ожидание 1000 года и конца света.

В целом упадок образованности. Двор не знает того размаха меценатства и тех культурных запросов, какие были при Карле.

Но основным источником знаний об оттоновском искусстве как определённом стилистическом направлении остаются рукописи. Выделяется несколько школ: Райхенау, Регенсбургская и Кёльнская.

Самые многочисленные императорские заказы делаются в монастыре Райхенау. Стремление к лаконизму, простоте, колористическому однообразию; чаще всего – пустой фон, на котором помещены фигуры (нет деталей).

Деталь миниатюры

Передача ключей Петру

Манесский песенник содержит исключительно поэтические произведения на средневерхненемецком языке. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и источником сведений об искусстве миннезанга. Основная часть кодекса, написанная в начале XIV в., охватывает творчество 110 авторов, позднее в него были внесены ещё 30 авторов. Расположение авторов в кодексе в целом соответствует их сословному положению.

Псалтырь Эгберта Трирского тот же пустой фон на миниатюре без пейзажа.

А вот изображение Оттона III на троне. 

4 части света с шарами преподносят ему свои символы. Влияние апокалиптических настроений ближе к началу тысячелетия и распространение мнения, что Оттон III – последний император. Средневековье характерно своим сиволизмом.

Вот изображения из евангелия Оттона

 

Ярким примером  совмещения дискурсов – религиозного и политического – является Евангеларий Оттона III (Мюнхен, Баварская государственная библиотека), который можно смело назвать одной из самых знаменитых рукописей школы Рейхенау. Евангеларий был создан около 1000 г. по заказу императора.

Религиозный пафос Евангелария воплощен с шокирующей экспрессией в портрете св. Луки (илл.14). Как обычно, евангелист пребывает под сводом затейно декорированной арки, которая опирается на две колонны; но на этом дань западной иконографии можно считать исчерпанной – св. Лука из Евангелария Оттона III скорее походит на восточных святых (что, впрочем, не удивительно, учитывая "византийский уклон" всего императорского двора).

Св. Лука, окруженный бирюзово-зеленой мандорлой, восседает не на троне, но на некоем подобии радуги. В энергично воздетых к небу руках он держит одиннадцать небесных сфер, населенных ангелами, пророками и святыми. Сферы-сателлиты, подобно лепесткам небесного цветка, окружают сферу центральную, где помещен символ св. Луки – осиянный нимбом крылатый телец, а в сфере, что расположена над ним, мы видим самого Вседержителя, в чьих руках – развернутый свиток, символ христианского учения.

 

Евангилие Генриха II

 

Школа Регенсбурга. Латинизированное понимание образного строя и сюжетов. Сюжет трактуется как формула, наслоение смыслов. Евангелие аббатисы Уты. Распятие Христа.

 

Огромный крест, на котором изображён распятый Христос в пурпурной одежде и епитрахили (знак священного достоинства); всё изображение – смысловой ребус. У Креста стоят две фигуры: синагога и Церковь торжествующая, наверху – помрачившиеся солнце и луна, внизу сцены (восстание мертвых и разодранная завеса), рама – изображение Иерусалима; по центральной поперечной оси изображен «Закон», не увидевший Христа, и Вера с Евхаристической чашей на голове; рядом с Христом – музыкальная гармония Космоса (благозвучие). Система организации изображения не связана с византийскими памятниками – это собственная образная система.

 

Регенсбургскую школу книжной миниатюры отличало от школ-соперниц очевидное пристрастие к богатым, развитым орнаментам и выраженное стремление к сложной аллегорической и теологически глубокой интерпретации изображаемых сюжетов. Достаточно репрезентативны в этом отношении миниатюры Евангелария аббатисы Уты из Нидермюнстера, созданного в Регенсбурге в первой четверти XI в. Исполнена мистического символизма иллюстрация, изображающая служащего мессу св. Эрхардта (илл.27). Рядом со святым – содействующий ему дьякон. Оба стоят перед алтарем с литургическими предметами (на него указывает правая рука св.Эрхардта).

Сцена взята в роскошную золотую раму, украшенную разноцветными побегами и листами, в верхней части которой находится круглый медальон с Агнцем (здесь, редкий случай, агнец выполнен в синем цвете). В углах рамы помещены квадратные вставки. В одной из них, справа вверху – портрет заказчицы, самой аббатисы Уты, в трех других – аллегории христианских добродетелей.

 


Кельнская школа.

Пример евангилие аббатисы Хитды. 

Буря на Галилейском море из евангелия Хильды.

. Корабль, влекомый ветром, летит диагонально, пересекая поле листа и рамку, парус сорван, снасти развеваются, испуганные апостолы будят уснувшего на корме Христа, и в этом хаосе, переданном не через изображение волн пейзажа, а лишь через движение корабля, остается один остров покоя – единственная правильная вертикаль – неподвижно свисающий рукав Христа. Так, через деталь, выраженная Его способность повелевать ветру и буре могла прийти только из византийского мира. 

 

Книги переписывались в средневековье монахами. Это считалось богоугодным делом. Церковь была заодно и цензурой.

 

Картина дня

наверх