Искусство

71 978 подписчиков

Свежие комментарии

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Итак, продолжим тему про нимф. В  общее знакомство с этим племенем, также читатель мог познакомиться с классификацией нимф по их дислокации и назначению, ну и — в конце был рассказ о взаимоотношениях этих созданий с соседями — сатирами и фавнами. Теперь же настал черёд несколько конкретизировать или, скорее, персонифицировать представительниц этой формации. То есть, сегодня вам предстоит посмотреть картины о конкретных нимфах, или их вполне определённых компаниях, ну, или о случаях, связанных с конкретными людьми в их взаимоотношениях с нимфами.

74. Ретроспектива: Нимфы-II

Там, где речь у меня шла о греческой мифологии, я всегда старалась сделать оговорку о двойственности имён героев и персонажей; делаю её и сейчас. Есть греческий и латинский варианты (Зевс — Юпитер, Гера — Юнона...) Причём художники и Возрождения, и более поздние предпочитали вариант латинский, что, впрочем, вполне объяснимо — центром европейской культуры тогда была ведь всё же Италия, а отнюдь не Греция, и добрая половина знаменитых художников тех веков родилась именно на Апеннинах. Но я предпочитаю придерживаться греческих имён, конечно же, с упоминанием латинского варианта. Поэтому первая сегодняшняя тема будет называться.

..

Нимфы Артемиды,

хотя в названиях картин фигурирует не Артемида а римский вариант её имени — Диана. Она почиталась как богиня охоты, плодородия. женского целомудрия, покровительница счастливых браков, помощница при родах. Сама она строго блюла девственность, того же требовала от своих спутниц, нимф, которых, вроде бы, было 80 — 60 океанид (дочерей Океана и Тефиды) и 20 амнисийских нимф с Крита. Судя по всему, это была основная свита Артемиды, но иногда к ней примыкали и другие нимфы, на которых столь строгие требования, в частности, вечный обет безбрачия, не распространялись. Но об этом будет чуть позже.

Историю про одну из нимф Артемиды — Каллисто, вступившей в связь с самим Зевсом и забеременевшей от него, мы уже подробно рассмотрели. Желающие могут почитать и посмотреть картины на эту тему, так что про Каллисто мы сегодня распространяться не будем.

Давайте сначала сведём общее знакомство с нимфами Артемиды (Дианы), а потом остановимся на персоналиях и конкретных эпизодах.

Ян Брейгель Старший (Jan Brueghel I, 1568 — 1625, Фландрия)
Диана и нимфы после охоты
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)
Диана и нимфы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.


Бадалоккио (Sisto Badalocchio Rosa, 1585 – 1619, Италия)
Диана и ее нимфы ловят птиц
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Якопо Амигони (Jacopo Amigoni, 1675 — 1752. Италия)
Диана, купающаяся с нимфами
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Жан-Франсуа де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 – 1752, Франция)
Диана и нимфы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts, 1817 – 1904, Британия)
Нимфы Дианы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Джулиус Леблан Стюарт (Julius LeBlanc Stewart, 1855 – 1919, США)
Охота нимф
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Жил в древней Греции парень по имени Актеон. Из «золотой молодёжи» — внуком приходился он самому Аполлону, папа с мамой тоже были, понятно, не простые. Воспитывал его кентавр Хирон, обучивший его искусству охоты, как позже выяснилось — на погибель. Актеон был весьма крут и смел — участвовал в покорении Индии Дионисом, гонял на гелендвагенах колесницах — типа, соревнования — ну и, конечно, был непревзойдённым охотником — одних собак у него было под сотню.

В один злополучный день Актеон со своей собачьей сворой вышел на берег реки и совершенно случайно увидел, как Артемида и её нимфы забавлялись купанием, предаваясь играм и неге. Нет бы ему удалиться молча — и всё, инцидент был бы исчерпан. Но он мало того, что беззастенчиво пялился на голых красавиц, да еще и, по всей видимости, отпускал скабрёзные шуточки, сопровождая их недвусмысленными намёками, а может быть, и прямыми призывами к вступлению с ним в близость — ну, то есть вёл себя как типичный мажор, показав себя при этом человеком не слишком умным — мог бы сообразить, с кем связался. Ну и — возмездие последовало незамедлительно — Артемида такого хамства уж точно никогда не терпела. Она превратила Актеона в оленя и науськала на него его же собак, которые его и разорвали. Имена собак известны — Овидий в «Метаморфозах» приводит 35 имён, а из разных источников складывается целая стая в 92 собаки, не только с именами, а и с указанием, кто кобель, а кто сука. Кому интересно — здесь.
Бернарт де Рийкере (Bernaert de Rijckere, ок. 1535 – 1590, Фландрия — Нидерланды)
Диана и Актеон
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere, 1472 — 1553, Франкония — Германия)
Диана и Актеон
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 — 1576, Италия)
Смерть Актеона
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Теперь рассмотрим персонально некоторых нимф Артемиды (она же Диана). Вот нимфа Исмения из её свиты. Может быть, с ней и связана какая-то история, но я ничего отыскать не смогла.
Шарль-Зашари Ланделл (Charles Zacharie Landelle, 1812 – 1908, Франция)
Исмения, нимфа Дианы
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
А вот с Артемидиной нимфой по имени Дафна связана довольно известная и популярная история, отражённая не на одном художественном полотне. Правда, почему-то живописцы разных эпох уделили особое внимание истории Аполлона и Дафны, а вот, скажем так, предысторию, которая не менее интересна — художники напрочь проигнорировали.

Короче, Дафна была, по всей видимости, одной из самых привлекательных нимф в Артемидиной свите. Сначала на неё запал некий Левкипп, из смертных. Дафна, понятное дело, блюдя целомудрие, даже и разговаривать с ним не стала. Тогда Левкипп пошёл на хитрость. Отрастил себе локоны, вырядился в женскую одежду, чтобы быть допущенным к забавам нимф — те, в принципе, не гнушались общения и совместных мероприятий с простыми девицами. Купался так Левкипп с нимфами, купался, хватал при этом Дафну наверняка за разные соблазнительные места, ну и всё такое... Но, на его беду, на ту же несчастную Дафну, которой этого совсем было не надо, запал сам Апполон. Ну и, конечно, он отсёк мужскую сущность ряженого Левкиппа, да и настучал Артемиде, а та натравила на него наиболее свирепых девушек из своих нимф, и те растерзали беднягу. Аполлон праздновал свою первую победу.

Но дальше и у него случился натуральный облом — Дафна была абсолютно неприступна, оставаясь верной обету целомудрия, хотя Аполлон гонялся за ней, по словам Овидия, «как собака за зайцем». Устав от преследований назойливого ловеласа, Дафна попросила то ли своих родителей, которые, само собой, были тоже не из простых — папа там был, типа, речной бог, а то ли и самого Зевса — превратить её в лавровое дерево. Что в результате и случилось. Только Аполлону удалось настичь предмет своей влюблённости, только он приготовился заключить её в объятия — как на тебе! девушка превратилась в лавр... Именно этот момент и послужил источником вдохновения для многих живописцев.
Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 – 1588, Италия)
Аполлон и Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 – 1640, Фландрия – Нидерланды)
Аполлон и Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Корнелис де Вос (Cornelis de Vos, 1585 — 1661, Фландрия – Нидерланды)
Аполлон и Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Есть, мягко говоря, некоторое сходство с Рубенсом. Как говорится, «найдите 10 отличий»...

Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 — 1665, Франция)
Аполлон и Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Питер ван Линт (Pieter van Lint, 1609 – 1690 Фландрия – Нидерланды)
Аполлон и Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Карло Маратта или Маратти (Carlo Maratta, 1625 — 1713, Италия)
Аполлон, догоняющий Дафну
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Карло Чиньяни (Carlo Cignani, 1628 — 1719, Италия)
Метаморфоза Дафны
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo, 1696 — 1770, Италия)
Аполлон и Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 1702 — 1789, Швейцария)
Аполлон и Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse, 1849 — 1917, Британия)
Аполлон и Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Арман Пуант (Armand Point, 1861 — 1932, Франция)
Превращение Дафны
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Артур Хакер (Arthur Hacker, 1858 — 1919, Британия)
Дафна
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Нимфы-сёстры под объединяющим названием Плеяды также входили в состав эскорта Артемиды, но обета целомудрия и безбрачия они не давали, и все повыходили замуж, да и внебрачных связей они не гнушались. Например, одна из плеяд, Майя, родила от Зевса, и не кого-нибудь, а Гермеса, а потом ещё вроде бы вышла замуж за бога огня Гефеста (Вулкана).

Плеяды относились к горным нимфам (ореадам), родителями их были титан Атлант и океанида Плейона — в честь неё они и получили своё прозвание. Звали Плеяд так: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Астеропа, Тайгета и Электра.
Илайхью Веддер (Elihu Vedder, 1836 – 1923, США)
Плеяды
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Бартоломеус Спрангер (Bartholomeus Spranger, 1546 – 1611, Фландрия – Нидерланды)
Вулкан и Майя
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Есть две версии вознесения сестёр-Плеяд на небо в качестве звёздного скопления. По одной из них, сестриц домогался охотник по имени Орион, причём сразу всех. Плеяды попросили защиты у Зевса, а тот их превратил в голубок и вменил в обязанность доставлять на Олимп амброзию. Странно — они ведь все были мужними жёнами, наверняка кучу детей имели — ну, Зевс — он вот такой, что с этим поделаешь... Но Орион, вроде бы как, раскусил эту хитрость Зевса и продолжал преследовать сестричек. И тогда Зевс вознёс их на небосклон, а заодно и Ориона, причём одноимённое созвездие расположил неполалёку от Плеяд — чтоб тот вечно гонялся за ними, но настичь не мог. Сейчас в скоплении Плеяд насчитывают около 120 звёзд, а в античные вреена сумели разглядеть всего 9, и назвали их по именам сестёр, а также их родителей — Атланта и Плейоны. Самая слабая из девяти звёзд, едва видимая — это Меропа. А знаете почему? А потому что Меропа — единственная из сестёр, вышедшая замуж за простого смертного. Её так и называли — «потерянная Плеяда».
Вильям Адольф Бугро (William Adolphe Bouguereau, 1825 — 1905)
Потерянная Плеяда (Меропа)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
А по другой версии, Плеяды дружно покончили с собой и вознеслись на небеса в качестве звёзд. Поводом для коллективного суицида послужила коллективная же смерть их сестёр Гиад, нимф дождя, которые, в свою очередь, так жалобно и безутешно оплакивали гибель на охоте своего брата Гиаса, что Зевс не выдержал и взял их на небо в качестве одноимённого звёздного скопления.
Макс Эрнст (Max Ernst, 1891 — 1976, Германия — Франция)
Приближение половой зрелости или Плеяды
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Нимфа по имени Калипсо, то ли была одной из Гиад, количество и состав которых сильно варьируется в разных источниках, то ли приходилась родной сестрой и Плеядам, и Гиадам. но была сама по себе. Жила она на острове Огигия (предположительно, это Гоцо возле Мальты) и прославилась тем, что приютила попавшего на этот остров Одиссея и сожительствовала с ним семь лет. У Калипсо было хобби — ткачество, и у неё даже имелся ткацкий станок. Тем не менее, одеждами, судя по свидетельствам живописцев, она себя старалась не обременять.
Корнелис ван Пуленбург (Cornelis van Poelenburch, 1594 — 1667, Нидерланды)
Калипсо спасает Одиссея
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Калипсо уговаривала Одиссея остаться на острове навсегда, при этом сулила ему вечную молодость, секретом которой она обладала, но Одиссей очень тосковал по родине и жене Пенелопе. И всё время обращался к богам, чтобы те предоставили ему возможность вернуться домой. Гермес — а мы помним, он был сыном Зевса и плеяды Майи, сестры Калипсо — внял его молитвам и лично обратился к своей тётке — мол, отпусти ты его! не томи мужика, а? Добросердечная Калипсо скрепя сердце вошла в положение, отпустила Одиссея и даже помогла ему с постройкой плота. У Калипсо от Одиссея осталось то ли один, то ли два сына, ну и пару детишек она ещё прижила с Гермесом — не просто же так он в это дело вмешивался, профит какой-то должен же быть, нет?
Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen, ок. 1575 — 1632, Фландрия — Нидерланды)
Одиссей в гостях у Калипсо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Ян Брейгель Старший (Jan Brueghel I, 1568 — 1625, Фландрия)
Одиссей у нимфы Калипсо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Герард де Лересс (Gerard de Lairesse, 1640 — 1711, Нидерланды)
Меркурий приказывает Калипсо освободить Одиссея
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Меркурий — это латинский вариант Гермеса.

Анри Леман, он же Карл Рудольф Генрих Леман (Henri Lehmann, 1814 — 1882, Германия — Франция)
Калипсо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Видать, по Одиссею скучает...

Герберт Джеймс Дрейпер (Herbert James Draper, 1863 — 1920, Британия)
Остров Калипсо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Брисон Барроуз (Bryson Burroughs, 1869 – 1934, США)
Остров Калипсо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Нимфы из свиты Артемиды в основном относились к числу горных нимф — ореад. Есть несколько историй, связанных и с другими ореадами. Пожалуй, самая известная из ореад — Эхо — была одной из самых красивых нимф и обладала чудесным голосом. По некоторым сведениям, Эхо входила в эскорт богини любви Афродиты (Венеры). В истории нимфы Эхо есть много противоречий. Одни говорят, что она была любовницей или даже женой козлоногого бога Пана, и вроде бы у них даже была дочка, а другие утверждают, что наоборот — Пан был влюблён в Эхо, но она отвергала его домогательства...

Две основные версии истории нимфы Эхо, связанные с эхом как природным явлением, таковы. По одной версии, Зевс приставил красавицу-нимфу к Гере, чтобы та отвлекала строгую жену Громовержца разговорами, когда он ходил «налево». Гера прознала про это, да и лишила Эхо возможности говорить, вменив ей в обязанность повторять последние услышанные фразы или их обрывки.

Другая версия более популярна. Эхо влюбилась в юношу-красавца по имени Нарцисс, а тот никого, кроме себя, не любил. Эхо всячески пыталась соблазнить парня, но тот не обращал на прекрасную нимфу никакого внимания. Тогда Эхо, безмерно страдавшая от неразделённой любви, попросила свою покровительницу Афродиту, чтобы та её развоплотила — не хотела она больше жить на Земле без ответной любви Нарцисса. Афродита пошла навстречу своей подопечной, отправив Эхо на небеса, а здесь оставив лишь её голос. А Нарциссу богиня отомстила — он стал испытывать болезненное чувство к своему отражению в воде. Часами, сутками сидел или лежал у воды, любуясь своим отражённым обликом. Ни ел, ни пил, ни спал — и в результате совсем зачах, превратившись в одноимённый цветок. Именно миф о Нарциссе и Эхо и вдохновил многих художников на написание полотен. Смотрим.
Александр Кабанель (Alexandre Cabanel, 1823 — 1889, Франция)
Эхо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Александр Жак Шантрон (Alexandre Jacques Chantron, 1842 – 1918, Франция)
Эхо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts, 1817 – 1904, Британия)
Эхо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse, 1849 — 1917, Британия)
Эхо и Нарцисс
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 – 1805, Франция)
Эхо и Нарцисс
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Никола Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 — 1665, Франция)
Нарцисс и Эхо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Руперт Банни (Rupert Charles Wulsten Bunny, 1864 — 1947, Австралия)
Эхо и Нарцисс
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Арман Пуант (Armand Point, 1861 — 1932. Франция)
Нарцисс и Эхо — смерть Нарцисса
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Вроде бы как Эхо раньше нарцисса из этого мира исчезла, нет?

Кеньон Кокс (Kenyon Cox, 1856 — 1919, США)
Эхо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Тед Сет Джекобс (Ted Seth Jacobs, 1927, США)
Эхо
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Ещё одна горная нимфа, Энона прославилась тем, что была возлюбленной, а затем и женой Париса, который был знаменит много чем — он знался с богинями, и именно его они позвали судить свой «конкурс красоты»; он похитил Елену Прекрасную, из-за чего случилась Троянская война... Жили они с Эноной себе на горе Ида, в счастии и гармонии, да вот торкнуло что-то Париса отправиться в плавание за Еленой... Энона отговаривала мужа, мол, удачи тебе эта авантюра не принесёт — а она, между прочим, обладала даром прорицательства. Парис не послушал Энону, и действительно — всё в итоге кончилось плохо — Париса ранил ядовитой стрелой некий Филоклет. Раненный Парис отправился к Эноне — та еще и целительницей была, но она отказала ему в помощи. Потом спохватилась, раскаялась, притащила целебные снадобья — да поздно было. Помер Парисушка наш. Энона тоже не смогла такого потрясения пережить и то ли повесилась, то ли бросилась в погребальный костёр Париса. Вот такая печальная история. А послушайся Парис умную жену — так бы и жили они, долго и счастливо, на своей горе Ида...

Восемь картин, представленных ниже, имеют одно и то же название — «Парис и Энона».
Корнелис Корнелиссен (Cornelis Cornelissen или Cornelis van Haarlem, 1562 – 1638, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Агостино Карраччи (Agostino Carracci, 1557 — 1602, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Адриан ван дер Верфф (Adriaen van der Werff, 1659 — 1722, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Виллем ван Мирис (Willem van Mieris, 1662 – 1747, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Питер Ластман (Pieter Lastman, 1583 – 1633, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Якоб де Вит (Jacob de Wit, 1695 — 1754, Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Андреа Аппиани (Andrea Appiani, 1754 — 1817, Италия)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Адриен Тевено (Adrien Thevenot, 1889 — 1942, Франция)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Ещё одна нимфа из семейства ореад — Питида, или Питис — была возлюбленной козлоногого бога Пана. И всё у них вроде бы пучком складывалось, любовь-морковь, и всё такое — да на беду влюбился в Питиду бог северного ветра Борей. И из ревности, мол, не доставайся же ты никому! — взял, да и превратил её в сосну. Пан остался ни с чем.
Эдвард Калверт (Edward Calvert, 1799 – 1883, Британия)
Пан и Питис
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Не повезло Пану и с нимфой по имени Сиринга, или Сиринкс, из гамадриад. Очень она ему по душе пришлась, и уж как он только её ни уговаривал — всё бесполезно. Сиринга была известна своим целомудрием, и разменивать его на козлоногого страхолюдину уж никак не хотела. Гонялся Пан за ней, гонялся — совсем бедную девушку достал. И Сиринга при содействии других нимф, а может быть и богов — превратилась в болотный тростник, предпочтя растительное существование, только чтобы не терпеть больше домогательств Пана. Тот погоревал-погоревал, а потом вырезал из тростника флейту, которая так и называется — сиринга, в русском переводе — свирель.
Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen, ок. 1575 — 1632, Фландрия — Нидерланды)
Пан, преследующий Сирингу
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 – 1640, Фландрия – Нидерланды)
Пан и Сиринга
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Адам Эльсхаймер (Adam Elsheimer, 1578 – 1610, Германия)
Пан и Сиринга
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Якоб Йорданс (Jacob Jordaens, 1593 — 1678, Фландрия – Нидерланды)
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Жан Франсуа Де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 — 1752, Франция)
Пан и Сиринга
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Ещё одна картина Де Труа на ту же тему
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 — 1770, Франция)
Пан и Сиринга
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Артур Хакер (Arthur Hacker, 1858 — 1919, Британия)
Сиринга
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Карло Альберто Палумбо (Carlo Alberto Palumbo, 1976, Италия)
Пан и Сиринга
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Пан и Сиринга — тростник
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Ещё одна группа нимф — сёстры Геспериды. По одной версии, родителями их были титан Атлант и океанида Гесперида, то есть они приходились сводными сёстрами уже упомянутым Плеядам и Гиадам. По другой версии — отцом их был Геспер (то ли сын, то ли брат Атланта) и богиня ночи Нюкта. Сестёр было семь. Скорее всего, они относились к гамадриадам, потому что вроде бы как 3 из них в конце концов превратились в деревья — в тополь, иву и вяз.

Жили они на блаженных островах вместе с Атлантом — то ли их отцом, то ли дедом, то ли дядей. На островах был сад, где росли золотые яблоки, подаренные титанидой Геей Гере в честь её свадьбы с Зевсом. Девушки норовили нет-нет, да и спереть яблочко, поэтому Гера посадила охранять сад стоголового змея Ладона. Гулять в саду змей нимфам позволял, а брать яблоки — ни-ни. Но на яблоки положил глаз Геракл, так как добыча трёх яблок должна была стать его последним, двенадцатым подвигом. Но связываться со змеем Ладоном было себе дороже, и Геракл не знал, как подступиться к злосчастным яблокам.

Помог случай. Египетский царь Бусирид заимел виды на сестёр Гесперид и послал на острова своих бандитов, чтобы те похитили девушек. Это им удалось, но Геракл как-то узнал о случившемся и догнал разбойников — понятно, что участь их была незавидна. Сестричек-нимф Геракл вернул Атланту (отцу, деду или дяде девушек), а за это тот одарил Геракла тремя яблоками Геры.
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere, 1472 — 1553, Франкония — Германия)
Геракл срывает яблоки в саду Гесперид
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Вообще-то, говорят, что яблоки сорвал всё же Атлант, при этом Геракл держал за него небесный свод.
Но кто ж его знает, как там всё на самом деле было...


Лоренцо Вайяни (Lorenzo Vaiani, 1540 — 1598, Италия)
Геракл убивает дракона в саду Гесперид
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Да, а змея Ладона Геракл всё же убил, хотя это было и не обязательно. Видать, девчонки нажаловались...

Ханс фон Маре (Hans von Marees, 1837 — 1887, Германия)
Геспериды
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent, 1856 — 1925, США)
Атлант и Геспериды
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Борис Израилевич Анисфельд (1878 — 1973, Россия — США)
Сад Гесперид
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.

Альберт Хёртер (Albert Herter, 1871 – 1950, США)
Сад Гесперид
Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 74.
Я планировала уложиться с персонифицированными историями нимф в один пост, но материала подобралось много, и публикация грозила стать информационно перенасыщенной, что утомило бы моих уважаемых читателей. Поэтому эту тему я разбиваю на два поста, так что скоро будет ещё продолжение — «Нимфы-III». Оставайтесь на линии!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх