Неутомимый искатель талантов, Алексей Венецианов (русский живописец, 1780–1847) познакомился с Тырановым в стенах Теребенского монастыря, куда часто приходилось наведываться художнику. Юноша помогал в росписях храма, растирая краски. Его незаурядные способности были прозорливо замечены Венециановым, который взял его в ученики.
В короткий срок Тыранов достиг столь выдающихся успехов, что был замечен общественностью. Один из критиков писал, что он "успехами и поведением... породнил себя со своим наставником". Действительно, Венецианов нередко представлял Тыранова как своего сына.
Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859). Интерьер Большой церкви Зимнего дворца. 1828
Он быстро овладел профессиональными навыками. За свои "перспективные виды" интерьеров Зимнего дворца молодой художник получил высокие академические награды, и картины эти были приобретены Николаем I.
Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859). Вид реки Тосны. 1827
Дошедшие до наших дней пейзажи, портреты, автопортреты свидетельствовали о том, что в его лице Венецианов нашел достойного продолжателя своих идей.
Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859). Мыльный пузырь (Мальчик, пускающий мыльный пузырь)
Но возвращение из Италии в 1836 году прославленного Карла Брюллова несколько сместило акценты в творчестве Тыранова. Трудно было устоять перед блистательной сверкающей живописью "божественного" Карла, как называли его современники. Тыранов перешел к Брюллову. Этот период творчества плохо представлен в экспозициях музеев и мало освещен в литературе. Наверное, смена критериев не способствовала развитию индивидуальности художника. Однако современные критики высоко оценивали его работы с тех пор, как он "оставил перспективную живопись и начал заниматься историческою и портретною, и скоро из верного копииста мертвой натуры сделался замечательным воспроизводителем живых, грациозных типов", – так писал один из них.
Худ. Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859). Девушка, выжимающая из волос воду
"Девушка, выжимающая из волос воду" относится именно к этому периоду творчества художника. Здесь мы уже не найдем черт венециановского влияния. Индивидуальность художника отступила на второй план. Тыранов словно стремиться воплотить в картине вневременные черты. Этот профессионально построенный образ обнаженной модели дает представление о новых художественных тенденциях в творчестве мастера. Они не стали плодотворными для художника. Может быть, поэтому Тыранов и остался в памяти потомков произведениями, темы и образы которых навеяны творчеством его учителя и друга Алексея Венецианова.
Худ. Алексей Васильевич Тыранов (1808–1859). Портрет неизвестной в лиловой шали.
Свежие комментарии