На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Рейссельберге, Тео ван (1862 - 1926)

 

Бельгийский художник - пейзажист и портретист, иллюстратор и скульптор, работавший в нескольких стилях - через импрессионизм к пунтуализму и обратно.
Родился в Генте во франкоговорящей буржуазной семье. Учился сначала в художественной Академии Гента в мастерской Тео Канниля, а в 1880 поступает в Академию живописи Брюсселя в мастерскую Жана - Франсуа Порталя. Североафриканские и восточные темы на картинах Порталя были в то время в моде в Бельгии. И они оказали большое влияние на творчество молодого художника. В период между 1882 и 1888 годами он совершил три путешествия в Марокко, оставаясь там, в общей сложности, полтора года.

 

 

Self Portrait with Pipe , c. 1880


В 18 лет Тео уже участвовал в Салоне Гент, показав два портрета. Вскоре после этого им был написан «Автопортрет с трубкой» (1880), выполненный в мрачных цветах бельгийской реалистичной традиции того времени. Но уже в картине «Ребенок на поляне в лесу» (1880), он отходит от этого стиля и делает первые шаги знакомства с импрессионизмом.

 

Child in a Clearing, 1880



 

Sailing Boats on a River, c. 1880

 

 

Among the Cabbages, 1881 

 

 

Portrait of Jean Cepeinick, 1881 

 

 

Spanish Woman, 1881

 

В 1881 году Рейссельберг впервые экспонируется на Салоне в Брюсселе.

В 1882, он осуществляет по совету Жана-Франсуа Порталя свою первую поездку в Испанию и Марокко вместе с другом Францем Шарле и астурийским художником Дарио де Регойос.

В Музее Прадо Тео восхищался "старыми мастерами", в Севилье встретился с художником Константином Менье, который копировал картину Педро Кампанья «Снятие с креста». Из этой испанской поездки Рейссельберг привез портрет испанской женщины (1881) и портрет женщины из Севильи (1882), уже совершенно разные по стилю.

Когда в конце октября 1882 года он прибыл в марокканский Танжер, совершенно новый мир открылся для него. В Марокко Тео пробыл четыре месяца, рисуя множество живописных уличных сцен.



 

Dario de Regoyos Playing the Guitar
, 1882


 

 

Guard Resting, 1883 

 

  

La Ile a Spaarnwoude, c. 1883

 

 

Fantasia: Gunpowder Games, Morocco
, 1884

Вернувшись в Бельгию, он показал около 30 работ, привезенных из путешествия, в "Центре литературы и искусства» в Генте, и они имели большой успех.
В апреле 1883 он выставил эти картины на средиземноморском Салоне «L'Essor» в Брюсселе.

Кроме того, примерно в это же время, что он познакомился и подружился с писателем и поэтом Эмилем Верхарном, которого позже не раз изобразит на своих полотнах.

В сентябре 1883 ван Рейссельберг отправился в Харлем, где знакомится с творчеством Франса Халса и Уистлера, которое оказывает на него большое влияние. В Харлеме он также встретился с американским художником Уильямом Меррит Чейзом.

Ван Рейссельберг был одним из основателей авангардистской "Группы двадцати" (Les XX), созданной 28 октября 1883 г. Это было общество молодых радикальных художников под патронатом юриста и любителя искусств Октава Мауса (1856-1919). Они, как и многие в Европе, восстали против устаревшего академизма и преобладающих художественных стандартов.

Среди наиболее заметных членов «Les XX» были Джеймс Енсор, Вилли Финч, Фернанд Кнопфф, а затем и Огюст Роден, и Поль Синьяк.

 


 

 

The Schlobach Sisters, 1884



 

В ноябре 1883 Рейссельберг вместе с Францем Шарле возвращается в Марокко. Он купается в жарких лучах горячего марокканского солнца. Отныне свет будет одержимой темой для художника.

В апреле 1884 он посетил Андалусию в компании американского художника Джона Сингера Сарджента и пожилого художника Ральфа Кертиса. Кроме того, он пригласил их принять участие в выставке «Les ХХ» в Брюсселе.

Отсутствие средств заставили Тео вернуться в Бельгию в конце октября 1884.

Тео способствовал укреплению связей с Францией, распространению и пропаганде новаторского искусства. В 1884 году он организовал в «Les XX» выставку англичанина Джеймса Уистлера Абботт МакНилла. Влияние этого художника на Рейссельберга видно на портрете Октава Мауса (1885).
Кстати, Ван Рейссельберг между 1883 и 1890 написал несколько портретов Мауса и его жены.

 

  

Portrait of Octave Maus, 1885

Помимо многочисленных портретов, Тео Рейссельберг любит рисовать те края и страны, которые он посещает, чему свидетельство - многочисленные пейзажи и марины.

На второй выставке «Les XX» в 1885 году Тео показал свои «фантазии Аравии» и другие картины из второй марокканской поездки.
Французские импрессионисты Моне и Огюст Ренуар были приглашены на выставку «XX» в 1886 году. Картины Моне и Ренуара показывают художнику новый подход в выполнении картин, свободные мазки и ясные цвета, такие далекие от фламандской традиции. Он был глубоко впечатлен картинами Моне и Ренуара.

 

Woman in a Green Dress, c. 1885

 

 

Lady in a Veil, c. 1886

 

Он начал экспериментировать в этой технике, что можно увидеть в «Женщине с японским альбомом» (1886). Влияние импрессионизма стало видно и в его картинах «Мадам Пикар в своей ложе» (1886) и в портрете «Мадам Оскар Гусбрехт» (1886), окрашенных в палитре ярких цветов.

  

Madame Edmond Picard in Her Box at Theatre de la Monnaie, c. 1886

 

 

Madame Edmond Picard in Her Box at Theatre de la Monnaie, c. 1886

В этом же 1886 г., Октав Маус направляет Рейссельберга в Париж для поиска новых талантов для следующей выставки Les XX .
Будучи вместе с бельгийским поэтом Э. Верхарном в Париже, Тео посетил Восьмую выставку импрессионистов, где был так возмущён картиной Жоржа Сёра "Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт", что от возмущения сломал свою трость.

Несмотря на это, Сёра был приглашен на салон Les XX в Брюсселе в 1887 году.

Но и там его «La Grande Jatte» была подвергнута суровой критике со стороны искусствоведов, как "непонятная тарабарщина применительно к благородному искусству живописи".

Всего год спустя его возмущение сменится восхищением, и он станет одним из самых последовательных пуантилистов в истории искусства. Вместе с Генри Ван де Вельде, Жоржем Лемменем, Ксавье Меллери, Вилли Шлобахом, Альфредом Виллемом Финчем и Анной Бош он "импортировал" этот стиль в Бельгию.
Увлечение к пунтуализмом привело к тяжелому конфликту с Джеймсом Енсором.

Во время пребывания летом 1887 в течение несколько недель с Эженом Бошем (братом Анны Бош) в Батиноле, недалеко от Парижа, Тео встретился с несколькими художниками парижской сцены, такими, как Сислей, Синьяк, Дега и Анри де Тулуз-Лотрек.

 

 

On the Terrace at Sevres, 1886

 

Portrait of a Woman in Black, c. 1886-1888

 

 

Voiliers et estuaire, 1887

 

Pierre Marie-Olin, c. 1887



.

Особенно высоко Тео оценил талант Тулуз-Лотрека. Его портрет Пьера-Мари Олин (1887) напоминает стиль Тулуз-Лотрека того времени.
Рейссельбергу удалось предложить Синьяку, Форейну и Тулуз-Лотреку выставить свои работы на следующей выставке Les XX .

В 1887 Тео Рейссельберг испытывает технику, свет и цвета импрессионистов на морских картинах, выполненных на бельгийском побережье в Хайсте и так же на марокканских жанровых сценах, осуществленных в течение третьей поездки в Марокко. Он стремится к пуантилизму.


Тео ван Рейссельберг пытался сочетать на одном полотне точки разных размеров, обрабатывая задний план и другие большие поверхности точками более крупными, чем те, которые он применял для деталей, в частности для лиц моделей; в последнем случае он пользовался крохотными точками, дающими возможность более тонкой моделировки. При таком методе мелкие точки на определенном расстоянии совершенно исчезали, в то время как более крупные были отчетливо видны.



В 1887 г. он выставил свои первые картины в пунтуалистской манере на выставке "Группы двадцати". Художник заимствует, конечно, технику и темы у Поля Синьяка и Жоржа Сёра, но представление увиденного очень отличается. Персонажи остаются пластичными, а пейзажи очень реалистичны.
В декабре 1887 Рейссельберг был приглашен вместе с Эдмондом Пикаром сопровождать бельгийскую делегацию в Мекнесе, Марокко. В течение трех месяцев он сделал множество эскизов карандашом.

Он даже нарисовал портрет султана Хасана Первого. Возвратившись в Брюссель, он продолжил рисовать марокканские сцены, основываясь на свои впечатления, опираясь на фотографии, заметки и очерки. Закончив эти картины, полностью закончился марокканский период в его жизни.
Теперь Тео увлекся портретом, в результате чего появился ряд замечательных нео-импрессионистских работ.

 

Portrait of Alice Sethe, 1888



Среди них знаменитый портрет Алисы Сете (1888), которая позже станет женой скульптора Поля Дюбуа, или портрет ее сестры, Марии Сете, тоже бывшей моделью Рейссельберга, но потом вышедшей замуж за известного архитектора Югендстиля Генри Ван де Вельде.

 

Тео женился на Марии Монном в 1889 году.

Свой медовый месяц они провели на юге Англии, а затем в Бретани.

 

The orchard or The family in the garden , 1890

 

Portrait of Madame Charles Maus
, 1890

 

Portrait of Mathilde Vereeken, 1891

 



Но даже во время медового месяца Тео не забывал о творчестве, он много рисовал. В Париже он провел встречу с Тео Ван Гогом и договорился пригласить Винсента Ван Гога на следующую выставку «ХХ» в Брюсселе.

 

L'homme à la barre, 1892

 

 

Coastal Scene, 1892

 

 

Portrait of Maria Van Rysselberghe-Monnom , 1892

 

Denise Marechal, c. 1892

 

 

Girl in Green, c. 1892

 

Sailboats on the River Scheldt
, 1892

 

Sète Harbour, the Tartans, c. 1892

 

The Scheldt upstream from Antwerp: After the Fog, 1892

 

 

Ile du Levant, View from Cape Benat, Brittany, c. 1892-1893

 

 

Big Clouds, 1893

 

 

 

 

Anna Boch in Her Studio, c. 1893

 

  

View of the River Scheldt, 1893


В 1895 Рейссельберг совершил длинное путешествие, побывав в Афинах и Константинополе, Венгрии, Румынии и даже в Москве и Санкт-Петербурге, с тем, чтобы сделать плакаты для "Compagnie des Wagons-lits".

К концу 1890 г, на рубеже веков, искусство Рейссельберга достигает апогея.

 

Paul Signac (at the helm of the Olympia)
, 1896

 

 

Pointe-Saint-Pierre, Saint-Tropez
, 1896

 

 

L'Heure Embrasee, 1897

 

 

Èlisabeth van Rysselberghe, 1897-1898

 

Portrait of Laure Fle, 1898

 



В 1897 году он переезжает в Париж, продолжает рисовать портреты и пейзажи, осуществляя также семейные и групповые портреты.
Наиболее известные: «Чай в саду» и «На прогулке».

 

Boulogne-sur-Mer, 1899

 

Madame Theo van Rysselberghe and Her Daughter, 1899

 

Reading lady or Lady wearing a blue hat or The blue hat , 1900

 

 

Portrait of Constantin Meunier , 1900

 

 

Portrait de Maria Van Rysselberghe, 1900

 

 

Summer Afternoon, c. 1900-1902

 

 

Elisaeth van Rysselberghe in a Straw Hat
, 1901

 

 

Portrait of Helene and Michette Guinotte
, 1901

 

The Promenade, 1901

 

 

Anthemis in Flower, 1904

 

 

Pine trees near Cavalière , 1904

 

 

Madame Theo van Rysselberghe in the Garden, 1904

 

 

 

 

 В 1902 Солвей заказывает ему декоративное панно, предназначенное для украшения величественной лестницы его отеля на проспекте Луизы в Брюсселе.
После многих лет своего таланта находить новые имена для Октава Мауса и выставок «ХХ», ван Рейссельберг сделал первую ошибку в своей жизни: он не признал талант молодого Пабло Пикассо (который был в это время в «Голубом периоде» своего творчества). Он нашел его произведения "уродливыми и неинтересными".

 

Sylvie Lacombe, 1906

 

 

The Scarlet Ribbon, 1906

 

 

Andre Gide at Jersey, 1907

 

 

Moonlight, 1907

 

Madame Theo van Rysselberghe
, 1907

 

 

Maria van Rysselberghe in Jersey
, 1907

 

 

Portrait of Jean-Marie Gevaert as a Boy
, 1907

 

 

Maria van Rysselberghe in front of the Fire
, c. 1907-1908

 

Terrace of Hotel Palumb at Ravello
, 1909

 

 

Madame Von Bodenhausen avec son enfant Luli, 1910

 

После 1903, его пунтуалистская техника стала более спокойной, и после 1910 г. Рейссельберг полностью от нее отказался, возвратившись к более реалистичному стилю.

После некоторых поисков, путешествия на велосипедах вместе со своим другом Анри-Эдмоном Кроссом по средиземноморскому побережью между Хейресом и Монако, Рейссельберг нашел интересные места в Сент-Клер.

Его брат, архитектор Октав ван Рейссельберг (1855-1929), построил там дом еще в 1911 году.

 

Etude de femme nue, 1913

 

 

Maria Van Rysselberghe with Crossed Arms, 1913

 

 

White Peonies, 1913

 

 

Portrait d'Auguste Perret, 1914

 

 

Emile Verhaeren, 1915

 

 

Emile Verhaeren Writing, 1915

 

 

Portrait of Elizabeth van Rysselberghe, Seated, Her Hands on the Table
, 1915

 

 

Nude Woman, 1916

 

 

Pine by the Mediterranean Sea
, 1916

 

 

Self Portrait with Palette, 1916

 

 

Large Tree near the Sea, c. 1919

 

 

Pine at La Fossette, Sunset, 1919

 

 

Portrait of Madame Monnon, 1919

 

 

Bathers, c. 1920

 

 

Swimmer Resting, 1922

 

 

The Bay of Saint Clair, 1923 

Vase of Flowers, 1923

 

 

Le Fonds de Saint-Clair, 1924

 

 

Self Portrait in a Green Waistcoat
, 1924

 

 

Portrait of Maria van Rysselberghe



Тео решил уйти на пенсию и поселиться на Лазурном берегу, где он стал все больше и больше отдаляться от художественной жизни Брюсселя. Но, как и прежде, Тео рисует многочисленные портреты, главным образом своей жены и дочери Элизабет, пейзажи и картины в стиле «ню».

В конце своей жизни, он также обратился к портретной скульптуре, сделав голову поэта Андре Жида. Последствием случайной связи Андре Жида и Элизабет ван Рейссельберг, дочери художника, явилось рождение девочки Катрин в апреле 1923 года в г. Аннеси. Так Андре, будучи женатым человеком, стал отцом своего единственного ребенка и одновременно внучки Рейссельберга.

Умер художник в Сент-Клере 14 декабря 1926 года и был похоронен на кладбище Лаванду, рядом со своим другом и соседом - живописцем Анри-Эдмоном Кроссом.

Большая часть его произведений все еще находится в частных коллекциях. Зрители могут их видеть только на ретроспективных выставках художника. Одной из последних была выставка Тео ван Рейссельберга в Брюсселе, а затем в Гааге в период с февраля по сентябрь 2006 года.



 

Still Life with Plums, 1926

 

 

Theo van Rysselberghe, self portrait

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Картина дня

наверх