Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

развернуть

Русские народные росписи: мезенская, городецкая, жостовская, хохломская 

 

Мезенская роспись по дереву

 или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. 

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. 

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

File:Vologda PTO museum 74.jpg

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. 

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. 

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. 

File:Gorodetskaya rospis 01.jpg

File:Gorodetskaya rospis 02.jpg 

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская. 

1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. 

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи. 

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

 

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. 

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контурорнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.


Ключевые слова: Мебель
Опубликовала Свободное Облако , 13.03.2014 в 15:51

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Елена Кройтор
Елена Кройтор 13 марта 14, в 16:45 Очень красиво! Текст скрыт развернуть
7
Татьяна Амосова
Татьяна Амосова 15 марта 14, в 20:44 Здорово. У нас дома два хохломских стола, много всяких плошек, хохломской самовар и жёстовский поднос. Текст скрыт развернуть
6
александр батурин
александр батурин 15 марта 14, в 22:18 Жостово-это что то! Текст скрыт развернуть
3
ВЯЧЕСЛАВ ГРИЦЕВ
ВЯЧЕСЛАВ ГРИЦЕВ 16 марта 14, в 02:14 Удивительная красота, особенно, жостовская роспись! Текст скрыт развернуть
4
Елена Клименко
Елена Клименко 16 марта 14, в 04:22 Спасибо за пост Текст скрыт развернуть
3
Natalia Fjodorova
Natalia Fjodorova 16 марта 14, в 10:27 Как хорошо, что обратили внимание на тему народных промыслов. Спасибо большое за замечательные иллюстрации и хороший текст. Текст скрыт развернуть
6
Ино ~ планетянка ~
Ино ~ планетянка ~ 16 марта 14, в 11:51 ЧУДО....Кое что из этой КРАСОТЫ у меня ДОМА есть, пользуюсь... Текст скрыт развернуть
2
Антонина Баленко
Антонина Баленко 17 марта 14, в 10:30 Радует на кухне четверть века 50см круг с яркой росписью золотистых птиц и красной рябины . Текст скрыт развернуть
1
Татьяна ЛЕЛЕКОВА
Татьяна ЛЕЛЕКОВА 24 марта 14, в 06:12 жостовская роспись конечно сложнее и для восприятия посильнее Текст скрыт развернуть
1
Светлана силина (СИЛИНА)
Светлана силина (СИЛИНА) 27 марта 14, в 12:01 БРАВО РУССКИМ НАРОДНЫМ УМЕЛЬЦАМ !!! Текст скрыт развернуть
2
никита машин
никита машин 30 марта 14, в 01:00 Хохлома по прежнему жива! И спасибо умельцам мастерам,что можно приобретённый вчера предмет, поставить рядом с 50илетним! Остальное.....матрёшка например,или палех........не то. Может не там искал?)))))))) Текст скрыт развернуть
1
Елена Кулишева
Елена Кулишева 26 января 16, в 16:01 красота Текст скрыт развернуть
0
Татьяна Симонова
Татьяна Симонова 26 февраля 16, в 19:00 Русское народное творчество - это СИЛА!!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 13
Комментарии Facebook
Свежее
Меланхолия и волшебство британских долин. Художник Edward Wilkins Waite
Маритта Кесич 26 апр, 02:42
+2 3
Как во сне — необыкновенные цветочные поляны художника Александра Желонкина
Белка Затейница (Шелл) 25 апр, 22:59
+15 1
Художница-меланхолик делает коллажи, которые переносят в другую реальность
Анатолий 好 25 апр, 16:06
+3 0
Полевые цветы Светланы Родионовой, согревающие душу
Олег Смирнов 25 апр, 15:30
+5 0
Кондитер-виртуоз рисует мини-картины на пряниках и печенье, съесть которые рука не поднимется
Олег Смирнов 25 апр, 15:25
+6 0
Картина живая и лёгкая, как …

Картина живая и лёгкая, как танец... Художница Ольга Абрамова

20 апр, 02:56
+26 6
Романтика цвета... Художник …

Романтика цвета... Художник Юрий Обуховский

21 апр, 07:13
+25 5
Простые вещи. Болгарский худ…

Простые вещи. Болгарский художник Атанас Мацурев

24 апр, 02:55
+22 6

Последние комментарии

Маритта Кесич
Елена Марченко
Елена Литвинова

Поиск по блогу