Эдгар Дега.

Вдохновение и одиночество

dega

Рожденный в богатстве, Дега впоследствии вынужден был продать свой дом и большую часть имущества, чтобы расплатиться с долгами, оставшимися после смерти отца. Выросший в большой семье, он умер в полном одиночестве.

Эдгар де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное — Дега) родился в Париже 19 июля 1834 года и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и высокообразованной семье.

Его отец, Огюст, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара, Рене Иле-ром де Га.

(Тот эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности.) Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Мать умерла, когда Эдгару исполнилось всего лишь 13 лет, и это было тяжелым ударом для обожавшего ее сына.

Эдгар был умным ребенком и с успехом, хотя и без особого блеска, закончил школу. Из школьных предметов ему особенно нравились история и латынь, однако больше всего на свете мальчик любил рисовать. Интерес к рисованию поддерживал в нем отец, который сам всегда гораздо больше интересовался искусством, чем финансами. Предприняв несмелую попытку стать юристом, Эдгар решил уделить самое серьезное внимание занятиям живописью.

Его первым учителем, у которого Эдгар начал брать уроки в 1854 году, стал Луи Ламот, фигура по тем временам достаточно известная, хотя в наше время творчество этого художника практически забыто. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени, и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».

Имея богатого отца, который к тому же всячески поддерживал стремление сына к славе, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило, сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Эдгару не нужно было думать о средствах к существованию, и он имел возможность спокойно изучать живопись так, как ему того хотелось.

galereja Apollona v Luvre

На этой фотографии конца XIX века изображена галерея Аполлона в Лувре, Париж. Именно так галерея выглядела в те годы, когда юный Дега проводил долгие часы, копируя выставленные здесь картины старых мастеров.

Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников. В Италии Эдгар познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив при этом главные культурные центры страны — Флоренцию, Неаполь и Рим. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.

После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, однако наибольшее внимание Дега начал уделять картинам на исторические темы. Это были сложные, большие полотна, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Однако уже в начале 1860-х годов он вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками. В 1861 году, во время своей поездки в Нормандию, Дега посетил конный завод и был очарован племенными лошадьми.

В следующем году он познакомился с Эдуаром Мане, который, желая углубить интерес своего нового друга к современной жизни, ввел Дега в круг молодых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов.

В своих портретах Дега отошел от изображения самого себя и членов своей семьи и начал писать других людей, интересовавших его как художника. Его картины время от времени выставлялись в Салоне, однако Дега редко продавал свои работы, предпочитая оставлять их у себя.

Тихая, спокойная жизнь Дега была прервана разразившейся в 1870 году Франко-прусской войной, в которой Франция потерпела сокрушительное поражение от Германии. Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако на первых же стрельбах обнаружилось, что художник плохо видит правым глазом, — это было началом болезни, которая обернулась в конце жизни почти полной слепотой. Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк.edgar dega

В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.

После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Дела покойного оказались в полном беспорядке, и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Некоторые выставки он помогал организовывать. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.

 

 (700x660, 97Kb)

«Гладильщицы» (1884), одна из самых известных картин Дега, изображающая жизнь прачек. Несколькими годами раньше, во время поездки в Новый Орлеан, Дега писал своему другу, Джеймсу Тиссо, что парижские девушки-прачки с обнаженными руками кажутся ему прекраснее всех чудес, которые он увидел в Америке.

В отличие от остальных импрессионистов у него никогда не возникало трудностей с продажей своих картин. Это свидетельствует о том, что, будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.

Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался кратковременным, и уже к 1880 году он стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусства.

«Дети на крыльце» (Новый Орлеан). На этой картине изображен дом дяди художника, Мишеля Мюссона. Это одна из целого цикла работ, которые были написаны Дега во время поездки в Америку в 1872-1873 годах.

«Дети на крыльце» (Новый Орлеан). На этой картине изображен дом дяди художника, Мишеля Мюссона. Это одна из целого цикла работ, которые были написаны Дега во время поездки в Америку в 1872-1873 годах.

Парадный портрет деда, Рене Илера написанный Дега в 1857 году.

Парадный портрет деда, Рене Илера написанный Дега в 1857 году.

После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины. Фигуры, изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.

По мере того как старость брала свое, Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни.

Велосипед он называл «смешным», а телефон — «глупым» изобретением, и в то время как один за другим умирали его сверстники, Дега все чаще мучили мысли о предстоящей кончине. Его зрение ухудшалось, работать становилось все труднее, и после 1908 года он уже почти ничего не писал.

В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать, и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».

Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».


 (560x699, 152Kb) 

"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

 (500x600, 62Kb)

"Звезда" 1877 Музей д'Орсе, Париж

 (537x699, 130Kb)

"Певица с перчаткой" 1878 

 (508x699, 111Kb)

"Абсент" 1876, Музей д'Орсе, Париж

 (600x600, 100Kb)

"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

 (540x570, 84Kb)

"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург


 (469x699, 163Kb)

"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон


 (497x500, 126Kb)



 (700x570, 87Kb)

"Семья Беллелли" 1858

 (700x493, 104Kb)

Ранний период. 1854-1861

 (700x558, 126Kb)

"Хлопковая биржа" 1866-1868

 (700x558, 226Kb)

"Мадам Валпинсон с хризантемами"

 (480x600, 78Kb)

"Портрет мисс Кэссет" 1878 

 (700x462, 132Kb)

"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"

 (531x699, 134Kb)

 (698x699, 155Kb)

 (531x699, 65Kb)

" Эдмон и Тереза Морбилли" 

 (700x525, 115Kb)

"Рысаки у трибуны" 1866-1868

 (478x600, 113Kb)

"Гладильщица"


 (690x480, 117Kb)

"Интерьер (Изнасилованная)" 1869

 (657x600, 140Kb)

"Магазин дамских шляп"

 (671x600, 177Kb)

"У модистки"

 (683x600, 151Kb)

"У модистки"

 (700x528, 202Kb)

"На скачках"

 (699x441, 107Kb)

"На скачках в Каунтри"

 (693x570, 73Kb)

 (700x415, 130Kb)

"На пляже"

 (700x398, 88Kb)

 (513x600, 138Kb)

"На балете"

 (500x600, 113Kb)

"Оркестр"

 (449x600, 84Kb)

"Оркестровая яма"

 (585x600, 168Kb)

"Эдмон Дуранти"


 (650x550, 98Kb)

"Балерина и женщина с зонтом" 1882

 (699x585, 176Kb)

"Четыре танцовщицы" 1884

 (460x600, 105Kb)

"Кабаре «Амбассадор»" 1876

 (490x600, 94Kb)

"Туалет" 1885

 (451x495, 188Kb)

"Женщина в ванне" 1885

 (700x525, 144Kb)

"Женщина, моющая спину" 1886

 (466x550, 102Kb)

"Женщина, выходящая из ванны"

 (419x699, 61Kb)

 (456x698, 99Kb)

"Причесывающаяся женщина" 1887-1890

 (700x385, 139Kb)

"После купания" 1885

 (508x600, 163Kb)

 (579x600, 178Kb)

 (506x600, 149Kb)

"Женщина, вытерающаяся после умывания"

 (645x600, 156Kb)

"Женщина за туалетом"

 (539x600, 154Kb)

"После умывания" 1884

 (485x699, 122Kb)

"Прима" 1877

 (580x600, 101Kb)

 (650x500, 80Kb)

"Балерины на поклонах" 1885

 (415x550, 70Kb)

"Арлекин и Коломбина" 1886

 (506x550, 104Kb)

"Балетный класс мадам Кардиналь"

 (616x699, 68Kb)

"Балетная школа" 1877

 (420x700, 124Kb)

"Финал арабеска" 1877

 (648x607, 61Kb)

"Отдыхающая танцовщица"

 (700x619, 148Kb)

 (461x698, 153Kb)

"Танцавщица с тамбурином" 

 (611x699, 184Kb)

"Танцовщицы"

 (530x699, 141Kb)

"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"

 (401x550, 87Kb)

"Пейзаж с танцовщицами"

 (511x550, 116Kb)

"Танцовщица в зелёном"

 (636x415, 26Kb)

"Класс"

 (700x525, 117Kb)

 (565x699, 183Kb)

"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873

 (419x550, 87Kb)

 (510x699, 116Kb)

 (587x698, 240Kb)

"Танцовщицы"

 (699x474, 124Kb)

"Урок танца" 1872

 (466x699, 119Kb)

"Танцовщица у станка" 1880

 (699x501, 168Kb)

"Репетиция на сцене"

 (700x665, 140Kb)

"Танцовщицы, занимающиеся у станка"

 (507x699, 119Kb)

"Две юные танцовщицы "

 (534x699, 148Kb)

 (700x340, 82Kb)

"Балет на сцене парижской Оперы"

 (699x478, 151Kb)

"Балетная сцена"

 (528x699, 207Kb)

"Две танцовщицы" 1898-1899

 (518x700, 142Kb)

 (536x698, 46Kb)

"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"

 (699x444, 148Kb)

"Репетиция"


 (524x698, 36Kb)

"Сидящая балерина" 1879-1880

 (582x550, 140Kb)

"Три русские танцовщицы"

 (400x496, 205Kb)

"Танцовщица" Эрмитаж

 (700x587, 165Kb)

"Танцовщицы в розовом" 1880-1885

 (699x557, 169Kb)

"Балетная репетиция"

 (700x385, 77Kb)

Эдгар Дега "Побережье в Эббе"

Натюрморт с ящерицей (Э. Дега)



Море и горы 1890г.



Аделаида Де Га



Всадники.1862

 

 

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх