Искусство

72 078 подписчиков

Свежие комментарии

Эдгар Дега.

Вдохновение и одиночество

degaРожденный в богатстве, Дега впоследствии вынужден был продать свой дом и большую часть имущества, чтобы расплатиться с долгами, оставшимися после смерти отца. Выросший в большой семье, он умер в полном одиночестве.

Эдгар де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное — Дега) родился в Париже 19 июля 1834 года и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и высокообразованной семье.

Его отец, Огюст, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара, Рене Иле-ром де Га. (Тот эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности.) Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Мать умерла, когда Эдгару исполнилось всего лишь 13 лет, и это было тяжелым ударом для обожавшего ее сына.

Эдгар был умным ребенком и с успехом, хотя и без особого блеска, закончил школу. Из школьных предметов ему особенно нравились история и латынь, однако больше всего на свете мальчик любил рисовать. Интерес к рисованию поддерживал в нем отец, который сам всегда гораздо больше интересовался искусством, чем финансами.

Предприняв несмелую попытку стать юристом, Эдгар решил уделить самое серьезное внимание занятиям живописью.

Его первым учителем, у которого Эдгар начал брать уроки в 1854 году, стал Луи Ламот, фигура по тем временам достаточно известная, хотя в наше время творчество этого художника практически забыто. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени, и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».

Имея богатого отца, который к тому же всячески поддерживал стремление сына к славе, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило, сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Эдгару не нужно было думать о средствах к существованию, и он имел возможность спокойно изучать живопись так, как ему того хотелось.

galereja Apollona v Luvre

На этой фотографии конца XIX века изображена галерея Аполлона в Лувре, Париж. Именно так галерея выглядела в те годы, когда юный Дега проводил долгие часы, копируя выставленные здесь картины старых мастеров.

Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников. В Италии Эдгар познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив при этом главные культурные центры страны — Флоренцию, Неаполь и Рим. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.

После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, однако наибольшее внимание Дега начал уделять картинам на исторические темы. Это были сложные, большие полотна, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Однако уже в начале 1860-х годов он вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками. В 1861 году, во время своей поездки в Нормандию, Дега посетил конный завод и был очарован племенными лошадьми.

В следующем году он познакомился с Эдуаром Мане, который, желая углубить интерес своего нового друга к современной жизни, ввел Дега в круг молодых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов.

В своих портретах Дега отошел от изображения самого себя и членов своей семьи и начал писать других людей, интересовавших его как художника. Его картины время от времени выставлялись в Салоне, однако Дега редко продавал свои работы, предпочитая оставлять их у себя.

Тихая, спокойная жизнь Дега была прервана разразившейся в 1870 году Франко-прусской войной, в которой Франция потерпела сокрушительное поражение от Германии. Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако на первых же стрельбах обнаружилось, что художник плохо видит правым глазом, — это было началом болезни, которая обернулась в конце жизни почти полной слепотой. Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк.edgar dega

В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.

После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Дела покойного оказались в полном беспорядке, и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Некоторые выставки он помогал организовывать. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.

 

Эдгар Дега.

«Гладильщицы» (1884), одна из самых известных картин Дега, изображающая жизнь прачек. Несколькими годами раньше, во время поездки в Новый Орлеан, Дега писал своему другу, Джеймсу Тиссо, что парижские девушки-прачки с обнаженными руками кажутся ему прекраснее всех чудес, которые он увидел в Америке.

В отличие от остальных импрессионистов у него никогда не возникало трудностей с продажей своих картин. Это свидетельствует о том, что, будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.

Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался кратковременным, и уже к 1880 году он стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусства.

Эдгар Дега.

«Дети на крыльце» (Новый Орлеан). На этой картине изображен дом дяди художника, Мишеля Мюссона. Это одна из целого цикла работ, которые были написаны Дега во время поездки в Америку в 1872-1873 годах.

Парадный портрет деда, Рене Илера написанный Дега в 1857 году.

Парадный портрет деда, Рене Илера написанный Дега в 1857 году.

После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины. Фигуры, изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.

По мере того как старость брала свое, Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни.

Велосипед он называл «смешным», а телефон — «глупым» изобретением, и в то время как один за другим умирали его сверстники, Дега все чаще мучили мысли о предстоящей кончине. Его зрение ухудшалось, работать становилось все труднее, и после 1908 года он уже почти ничего не писал.

В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать, и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».

Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».


Эдгар Дега. 

"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

Эдгар Дега.

"Звезда" 1877 Музей д'Орсе, Париж

Эдгар Дега.

"Певица с перчаткой" 1878 

Эдгар Дега.

"Абсент" 1876, Музей д'Орсе, Париж

Эдгар Дега.

"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

Эдгар Дега.

"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Эдгар Дега.

"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон


Эдгар Дега.



Эдгар Дега.

"Семья Беллелли" 1858

Эдгар Дега.

Ранний период. 1854-1861

Эдгар Дега.

"Хлопковая биржа" 1866-1868

Эдгар Дега.

"Мадам Валпинсон с хризантемами"

Эдгар Дега.

"Портрет мисс Кэссет" 1878 

Эдгар Дега.

"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

" Эдмон и Тереза Морбилли" 

Эдгар Дега.

"Рысаки у трибуны" 1866-1868

Эдгар Дега.

"Гладильщица"


Эдгар Дега.

"Интерьер (Изнасилованная)" 1869

Эдгар Дега.

"Магазин дамских шляп"

Эдгар Дега.

"У модистки"

Эдгар Дега.

"У модистки"

Эдгар Дега.

"На скачках"

Эдгар Дега.

"На скачках в Каунтри"

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"На пляже"

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"На балете"

Эдгар Дега.

"Оркестр"

Эдгар Дега.

"Оркестровая яма"

Эдгар Дега.

"Эдмон Дуранти"


Эдгар Дега.

"Балерина и женщина с зонтом" 1882

Эдгар Дега.

"Четыре танцовщицы" 1884

Эдгар Дега.

"Кабаре «Амбассадор»" 1876

Эдгар Дега.

"Туалет" 1885

Эдгар Дега.

"Женщина в ванне" 1885

Эдгар Дега.

"Женщина, моющая спину" 1886

Эдгар Дега.

"Женщина, выходящая из ванны"

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"Причесывающаяся женщина" 1887-1890

Эдгар Дега.

"После купания" 1885

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"Женщина, вытерающаяся после умывания"

Эдгар Дега.

"Женщина за туалетом"

Эдгар Дега.

"После умывания" 1884

Эдгар Дега.

"Прима" 1877

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"Балерины на поклонах" 1885

Эдгар Дега.

"Арлекин и Коломбина" 1886

Эдгар Дега.

"Балетный класс мадам Кардиналь"

Эдгар Дега.

"Балетная школа" 1877

Эдгар Дега.

"Финал арабеска" 1877

Эдгар Дега.

"Отдыхающая танцовщица"

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"Танцавщица с тамбурином" 

Эдгар Дега.

"Танцовщицы"

Эдгар Дега.

"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"

Эдгар Дега.

"Пейзаж с танцовщицами"

Эдгар Дега.

"Танцовщица в зелёном"

Эдгар Дега.

"Класс"

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"Танцовщицы"

Эдгар Дега.

"Урок танца" 1872

Эдгар Дега.

"Танцовщица у станка" 1880

Эдгар Дега.

"Репетиция на сцене"

Эдгар Дега.

"Танцовщицы, занимающиеся у станка"

Эдгар Дега.

"Две юные танцовщицы "

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"Балет на сцене парижской Оперы"

Эдгар Дега.

"Балетная сцена"

Эдгар Дега.

"Две танцовщицы" 1898-1899

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"

Эдгар Дега.

"Репетиция"


Эдгар Дега.

"Сидящая балерина" 1879-1880

Эдгар Дега.

"Три русские танцовщицы"

Эдгар Дега.

"Танцовщица" Эрмитаж

Эдгар Дега.

"Танцовщицы в розовом" 1880-1885

Эдгар Дега.

"Балетная репетиция"

Эдгар Дега.

Эдгар Дега "Побережье в Эббе"

Натюрморт с ящерицей (Э. Дега)
Эдгар Дега.


Эдгар Дега.
Море и горы 1890г.


Эдгар Дега.
Аделаида Де Га


Эдгар Дега.
Всадники.1862

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

 

Эдгар Дега.

 

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Эдгар Дега.

Картина дня

наверх