На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Человек, который не хотел работать

 

Бронюс Майгис родился в Литве в 1937 году, что предопределило его заковыристый путь, во время которого он пытался представить себя обществу как националиста и борца с Советским режимом. Ненавидеть Советы у Майгиса, кстати, причины имелись. Его отца в 1944 расстреляли за дезертирство.

Образование у Майгиса хромало, - всего четыре класса школы закончил он. Естественно, с такими показателями Майгис был обречен на труд физический, трудится при этом не желая. Он окончил курсы трактористов, отслужил в армии и начал мотаться по большой стране в поисках сладкой доли. Работал на лесозаготовках в Перми, на шахте в Прокопьевске, на бумажной фабрике в Каунасе, был учеником слесаря, упаковщиком, кочегаром. Вся трудовая книжка Майгиса была исчеркана, нигде надолго он не задерживался, все больше разочаровываясь. Одним из последних мест работы Майгиса стал радиозавод, где, по его словам, бедняга посадил зрение.

На рубеже 30 лет дядя решил, что работать хватит и принялся сутяжничать, выбивая пенсию по инвалидности. Он жаловался на плохое зрение, цирроз печени, проблемы с желудком, писал в газету «Труд», журнал «Человек и закон», Минздрав, Горсовет и в 1978 добился успеха, у него таки нашли грыжу. Не знаю, назначили Майгису пенсию и сколь большую, но с 1978 он официально не работал, занимаясь фарцой.

Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви – в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену – Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г., через 2 года после свадьбы с Саскией. Но семейное счастье было очень кратковременным. Слабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей – они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну – Титусу, но его матери это стоило жизни – в 1642 г. Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта.

Между любовниками часто вспыхивали ссоры – Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала. Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу – он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей.

Рембрандт. Гертье Диркс (*Женщина в постели*), ок. 1645

Современный рентгенографический анализ подтвердил внесение изменений в 1646-47 гг. в центральной части картины и в чертах лица – Даная действительно сочетала черты жены и любовницы одновременно. Назойливая Гертье на этом не успокоилась – она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры. Тогда Рембрандт отнес картину в кладовую, чтобы Гертье оставила свои придирки. Но на этом злоключения «Данаи» не прекратились.

Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки

В 1656 г. «Даная» была продана в числе других картин за долги Рембрандта. Она переходила от одного владельца к другому, пока не пополнила коллекцию Пьера Кроза, которую позже купила Екатерина ІІ. Так «Даная» оказалась в «Эрмитаже».

15 июня 1985 г. в «Эрмитаже» произошло ЧП: среди бела дня один из посетителей дважды полоснул картину «Даная» ножом, а затем облил ее серной кислотой. Вандалом оказался 48-летний литовский безработный Бронюс Майгис. Говорят, что перед этим он выкрикнул «Свободу Литве!», хотя литовцы этот факт отрицают. Преступника признали душевнобольным и освободили от уголовной ответственности.

Мотивы его поступка, совершенного 15 июня 1985 года, так и остались загадкой, поскольку, как увидим, Майгис менял показания несколько раз. В тот день он пришел в Эрмитаж и немудряще спросил смотрительницу, какая картина самая ценная. Поскольку диалог происходил в зале Рембрандта, дураку указали на «Данаю». Майгис тут же вылил на шедевр банку серной кислоты и два раза полоснул полотно ножиком.

Скрутил вандала находившийся рядом старшина милиции Василий Клешевский. Сделал он это вовремя, поскольку в левой штанине Майгис прятал аммоналовую шашку. Только взрыва залу Рембрандта не хватало…

Спасать шедевр бросились мгновенно, промывая полотно водой. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. В результате около 30% авторского письма было утрачено безвозвратно.

Арестованный вандал тут же начал гнуть из себя политическую фигуру, заявляя, что испортил шедевр в знак протеста против присоединения Литвы к СССР. Действительно, 15 июня 1940 советские войска вошли в Литву, то есть по датам Майгис совпадал. Это позволяло ему толкать заявы типа: «Думаю, что теперь будет уделяться больше внимания людям со стороны государства». Благодетель, блин…

Однако, вскоре вандал переобулся, нацепив маску женоненавистника. В итоге же договорился до признания в жажде Геростратовой славы.

Мне мотивы Майгиса не больно интересны. Мало ли что у дурака в башке. А дурость защитника национальных интересов признали врачи, выявив у пациента вялотекущую шизофрению.

Разобрались с Майгисом споро. Уже 26 августа 1985 года его отправили в психушку города Черняховск, где он жил привольно до 1992 года. Сбылась мечта идиота: Майгиса кормили и не заставляли работать. Этого он и хотел.

Едва Майгис вышел на свободу, как опять завел песню о своей борьбе с системой. Но даже в Литве 1992 года с ее пафосом отрицания всего советского не нашлось сочувствующих вандалу. Образ испорченной «Данаи» перевешивал все выкладки Майгиса в свою пользу. Раскаяния он не испытывал ни малейшего, говоря:

«Я лично считаю себя человеком здоровым. Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».

Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть – мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется.

Выяснилось, что утраты авторской живописи не превышают того процентного соотношения подлинного и утраченного, при котором можно говорить о гибели произведения. В течение полутора лет под микроскопом велись работы по удалению натеков - продуктов реакции кислоты, утоньшению и выравниванию поздних лаковых покрытий и старых реставрационных тонировок. В места утрат подводился новый реставрационный грунт из мела и пигмента на клеевом связующем.

Учитывая различную степень и глубину утрат, реставраторы Эрмитажа тонировали только отдельные поврежденные места, нарушающие общую целостность картины. Восполнение утрат проводилось в традиционной для Эрмитажа технике масляной живописи (идентичной подлиннику) на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки.

Так, в результате сложнейшей реставрации картина была возвращена к жизни.

В 1997 г. в Эрмитаже состоялась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта "Даная" - одно из самых знаменитых полотен в собрании Государственного Эрмитажа.

Сейчас вандал доживает свой век в доме престарелых.

А вечная «Даная» приветствует посетителей Эрмитажа.

"Данае удалось сохранить душу. Искалеченная, она тем не менее жива, излучает свой таинственный свет," - пишет М.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, во вступительной статье к книге "Даная. Судьба шедевра Рембрандта".

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх