Джованни Джусто Филиппо Мария (Giovanni Giusto Filippo Maria) Болдини (31.12. 1842, Феррара, Папская область — 11.07.1931, Париж, Франция) — итальянский живописец. Один из лучших портретистов конца XIX — начала XX века.
Он был восьмым из 13 детей художника Антонио Болдини. Лучше всего у него получалось рисовать людей. Есть сведения, что уже в подростковом возрасте Джованни считался хорошим портретистом, а самые ранние его самостоятельные работы (портреты) датируются серединой 1850-х, когда художнику было 14–15 лет. С 1869 году Болдини работал в Лондоне, а с 1871 года и в Париже, где наконец почувствовал, что такое слава портретиста: его прозвали Маленьким итальянцем (прозвище для художника — знак абсолютного признания публикой), а желающие иметь портрет его кисти буквально записывались в очередь.
«В его работах чувствуется влияние импрессионизма, с его характерными зарисовками момента и живостью штриха. Еще для Болдини характерно виртуозное владение живописной техникой и замечательной гармонией колорита. Его портреты отличаются чувственностью и проницательностью. Эмоции персонажей легки и понятны, а образы воздушны и незабываемы»
В 1933 году журнал «Тайм» в статье, посвященной ретроспективной выставке художника в Нью-Йорке, не без основания назвал его «мастером шика» (Master of Swish) (игра слов: swish — это еще и взмах со свистом, шелест, шуршание, а изображать словно летящие подолы женских платьев Болдини был мастер), и подражать этому его мастерству уже полторы сотни лет стремятся многие художники.
“Portrait of Princess Marthe Lucile Bibesco 1911”
Женские портреты Болдини — яркий пример мидкульта. Верхняя часть этих портретов написана согласно всем канонам чувственного натурализма, особенно тело — лицо, шея: Болдини тщательно прописывает сияющую кожу, приоткрытые блестящие губы, мечтательный взгляд и т. д. Однако нижнюю часть работы — платье, фон — он пишет в совсем другой манере: контуры утрачивают четкость, сложные оттенки расслаиваются на отдельные мазки, превращая предметы в сгустки красок, которые словно растворяются в вспышке света, так что эта часть его портретов напоминает эстетику импрессионизма и даже экспрессионизма
„Spanish Dancer at the Moulin Rouge”
Традиционно специалисты не считают светское, или, иначе, модное, искусство высокохудожественным. Умберто Эко в своей книге «История уродства» поместил портреты Болдини в главу о китче, считая их автора одним из творцов шаблона, по которому работают многие светские портретисты и сегодня. Однако с некоторыми оговорками. Различие между «высокохудожественным» и «интересным» определил еще Шопенгауэр, понимая под последним искусство, воздействующее на чувства потребителей, но подражающее при этом высокому искусству. В дальнейшем эта мысль развилась в идею противопоставления высокому (элитарному) искусству массовой культуры, с одной стороны (masscult), и мелкобуржуазной (midcult — салонное искусство, мидкульт) — с другой. Так или иначе, но живопись Болдини присутствует в большинстве крупнейших мировых музейных собраний — в Лувре, музее Орсе в Париже, музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, Лондонской национальной галерее, в Национальной галерее Австралии в Канберре и др.
Однако еще больше его работ и по сей день находятся в частных коллекциях — семьях заказчиков его портретов. Именно оттуда картины Болдини время от времени попадают на страницы каталогов крупнейших аукционных домов по всему миру. Кстати, так было и при жизни автора: его картины выставлялись на открытые торги чуть ли не с мольберта.
„Marthe de Florian, age 24, circa 1898”
Этот портрет был не так давно найден в заброшенной в квартире, оставленной хозяевами более семидесяти лет назад, и продан с аукциона за 2,1 миллиона евро, пишет The Daily Telegraph.
Последняя владелица квартиры, некая мадам Флориан, уехала из Парижа еще до начала Второй мировой войны. Она скончалась несколько месяцев назад в одном из городов на юге Франции в возрасте 91 года, но до самого последнего дня аккуратно вносила квартирную плату, надеясь, что когда-нибудь она сможет вернуться в столицу. Однако этого так и не случилось. Ее квартира простояла нетронутой до июня 2010 года, пока в нее не пришли оценщики, чтобы подготовить имущество мадам Флориан к торгам. Квартира, обставленная старомодной мебелью, с высокими лепными потолками и дровяным очагом на кухне, напоминала "замок спящей красавицы", в котором остановилось время. Но особое внимание оценщика привлек висящий в гостиной портрет, изображающий красивую женщину в вечернем платье из розового муслина. Как оказалось, это был портрет Марты, бабки мадам Флориан, выполненный Джованни Болдини. Как установили эксперты, женщина на портрете была артисткой и, скорее всего, дамой "полусвета", о чем свидетельствует ее смелый наряд и ворох любовных писем, которые мадам Флориан сохранила в старом комоде. Среди адресантов "незнакомки в розовом" был премьер-министр Франции Жорж Клемансо и сам художник Болдини. "Она сортировала письма от своих поклонников, перевязывая их разноцветными лентами", - сообщил один из оценщиков.
Портрет был продан с торгов частному коллекционеру, который, по словам Шоппэна-Жанври, влюбился в него с первого взгляда.
„Self Portrait” Giovanni Boldini 1892 g.
Джованни Болдини был знаком с Сарой Бернар, Огюстом Ренуаром, Эдуаром Мане, Клодом Моне и другими крупнейшими представителями Belle Époque — периода расцвета европейской культуры между 1890 и 1914 годами, когда была построена Эйфелева башня, создавался стиль ар-нуво, развивался кинематограф и т.д.; в российской культуре те двадцать пять лет называют Серебряным веком. Он дружил с Эдгаром Дега, Джоном Сарджентом, Полем Эллё. Оставил портреты многих заметных фигур Прекрасной эпохи, был одним из наиболее известных и хорошо оплачиваемых портретистов своего времени. Завоёвывал гран-при на Всемирных выставках в Париже (1889, 1900).
В последние годы своей жизни Болдини практически не работал, однако слава его от этого не страдала, его портреты не теряли популярности. Более того, в 1929 году, на 87 году жизни, он сумел эпатировать публику так, что о нем написали все газеты, — Болдини наконец женился. На 30-летней женщине, ради него оформившей развод с первым мужем. Скандал был грандиозный. Однако когда в 1930-м здоровье художника резко ухудшилось, она показала себя с самой лучшей стороны, поддерживая своего мужа на протяжении всей болезни. Джованни Болдини не стало 11 января 1931 года.
„Portrait of Giuseppe Verdi 1886”
„Portrait of Emanuele Muzio 1892”
„Il Pianista A Rey Colaco 1883”
“The Woman in Red”
„Fanciulla con Scialle Rosso”
„Portrait of a Young Man”
„Profile Of A Young Woman”
„Girl In A Black Hat”
„Portrait Of The Artist Ernest Ange Duez”
„The Hammock”
„The Model And The Mannequin”
„Signore al Pianoforte”
„Woman At A Piano”
„La Divina in Blu”
Источники:
http://www.giovanniboldini.org/
http://gallerix.ru/storeroom/1829578589/
http://www.liveinternet.ru/users/5119261/post350511555/
http://scifi11.livejournal.com/55542.html
Свежие комментарии