[]
В своё время я пообещала после каждых четырёх постов о французских художниках менять тему, дабы не утомлять уважаемых читателей одними французами, хотя они, безусловно, хороши. Меньше месяца назад у меня уже был такой пост-перебивка — публикация о советском соцреализме, помеченная римской цифрой I, что как бы намекало о наличии второй части по данной теме.
И вот, после очередных четырёх «французских» постов предлагаю посмотреть вторую часть подборки.161. Россия: советский соцреализм-II
В первой части я старалась хотя бы немного следовать хронологии, разместив там картины художников, чьё творчество большей частью пришлось на 1920-30-е годы, соответственно, оставив для второй части художников более современных. Но идеальной хронологической схемы здесь выстроить невозможно, поэтому сегодня я начну с представления художников, которые, наверно, скорее концептуально были бы уместны в первой части, но она и без того оказалась перегружена... Александр Михайлович Герасимов (1881 — 1963)
Этот художник прежде всего прославился тем, что написал массу картин с лидерами советского государства, вошедших в советскую, можно сказать, «иконографию». Например, его кисти принадлежат такие полотна как «Ленин на трибуне», «Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде», «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», «И.В. Сталин и А.М. Горький в Горках», «Гимн Октябрю», «И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова», а также «Тегеранская конференция руководителей трёх великих держав». Безусловно, перечисленные картины весьма хороши, но они как-то вот совсем, увы, не пересекаются с нашей тематикой — согласитесь, невозможно представить товарищей Сталина и Ворошилова в Кремле в окружении одалисок, или руководителей трёх великих держав в Тегеране среди восточных танцовщиц топлесс — поэтому я разместить эти картины здесь никак не могу. Но у художника Герасимова, помимо ликов советских вождей, была ещё одна слабость... Очень уж он уважал русскую баню!
Деревенская баня, 1938

В бане, 1940

В общественной бане, 1945

В бане

Деревенская баня, 1949

В деревенской бане, 1950

Горячая парилка

Обнаженная, 1939

Этюд к картине «Половецкие пляски», 1950-е

Этюд к картине «Половецкие пляски», 1950-е

Прогулка на лодке

Гавриил Никитич Горелов (1880 — 1966)
Обнаженные на солнце, 1916

Ну, это ещё до появления соцреализма...
На отдыхе, 1961

... а тут соцреализм в кристально чистом виде.
Аркадий Александрович Пластов, 1893 — 1972
Купание коней, 1938

Трактористки, 1943

Обнаженная, 1940-е

Суббота, 1944

Весна, 1954

Июль, 1956

В бане, 1960

Иван Николаевич Шульга (1889 — 1956)
На Днепре, 1950

Сергей Михайлович Луппов (1893 — 1977)
Три грации, 1940-е

Семён Афанасьевич Чуйков (1902 — 1980)
Живая вода, 1966

Георгий Григорьевич Нисский (1903 — 1987)
Лежащая обнаженная, 1958

Николай Александрович Соколов (1903 — 1995)
Обнаженная модель на диване, 1946

Юрий Иванович Пименов (1903 — 1977)
Сотворение мира

Есть ещё подборка картин Юрия Пименова по нашей тематике. Рекомендую её посмотреть;
она размещена в публикации, озаглавленной «Россия: в городском интерьере», в самом начале.
Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906 — 1993)
Обнаженная

Художник Налбандян, подобно А.М. Герасимову, открывшему сегодняшнюю публикацию, прославился как мастер советского парадного портрета, за что в художественных кругах его называли «Первая кисть политбюро» Он писал портреты И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева. Хотя последний, по слухам, был куда меньшим аскетом, нежели, скажем, тов. Сталин, картин, соответствующих нашей тематике с участием Л.И. Брежнева я у Налбандяна, увы, не нашла. А жаль — это бы сильно подняло исторический рейтинг Леонида Ильича. Поэтому довольствуемся тем, что есть.
Обнаженная

Александр Павлович Бубнов (1908 — 1964)
Полдень

Григорий Меерович Гордон (1909 — 1995)
Сидящая обнаженная модель, 1962

Девушка с книгой, начало 1960-х

Шая Ноевич Меламуд (1911 — 1993)
Сидящая обнаженная

Фёдор Афанасьевич Самусев (1913 — 1985)
После бани

Иван Александрович Гринюк (1915 — 1995)
Отдыхающая девушка

Сидящая обнаженная

Ирина Ивановна Витман (1916 — 2012)
После смены, 1961

Владимир Георгиевич Гремитских (1916 — 1991)
Обнаженная, 1979

Купальщица, 1972

Сергей Павлович Подервянский (1916 — 2006)
В мастерской, 1978

Николай Николаевич Баскаков (1918 — 1993)
Холодное лето

Николай Васильевич Овчинников (1918 — 2004)
После смены. Строители Чебоксарской ГЭС, 1979 год.

Харис Абдрахманович Якупов (1919 — 2010)
Радостное утро. 1963

Андрей Андреевич Мыльников (1919 — 2012)
Сон, 1969

У Мыльникова всё же не слишком типичный соцреализм, а какой-то выморочный. Соцреализм на излёте...
Обнаженная женщина

Женская фигура, 1974

Перед зеркалом, 1974

Сон на берегу, 1974

Сон, 1974

Не, ну не должны комсомолки столько спать! Чебоксарскую ГЭС и этот, БАМ — кто будет строить, а?
Сон, 1979

Александр Павлович Сухов (1921 — неизвестно)
Медсестра второй мировой

Георгий Иванович Магмедов (1921 — 2001)
Лето, 1981

Нина Алексеевна Сергеева (1921 — 2018)
Утренний сонет, 1975

С добрым утром

Две нимфы

Девушка и розы

Пляж

Афродита

В саду

Девушки и море

Голубой Гурзуф

Восточный танец, 1987

Владимир Николаевич Гаврилов (1923 — 1970)
Алина, 1958

Тёплый вечер, 1958

Константин Матвеевич Ломакин (1924 — 1994)
Обнаженная в мастерской художника, 1979

Владимир Константинович Замков (1925 — 1998)
Купальщицы, 1957

Лев Александрович Русов (1926 – 1987)
Обнаженная на голубом, 1961

Натурщица, 1962

Владимир Фёдорович Стожаров (1926 — 1973)
Баня

Женщина, моющая голову, 1959

В бане — сидящая обнаженная, 1973

Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927 — 2015)
Студенты в скульптурной мастерской, 1964

Адам и Ева

Художник и модель

Художник и модель, 1971

Юные скульпторы

Купающиеся строители моста, 1959

Две модели, 1980-е

Обнаженная, 1979

Времена года, 1974

У этой картины есть своя история. Её в 1975 или 1976 году опубликовал журнал «Юность». Она, конечно, имеет мало отношения к соцреализму, который был призван эстетически выразить концепцию мира и нового человека, принятую за основу при построении коммунизма в СССР. Главные принципы метода соцреализма — это народность, идейность и конкретность. Никакого символизма! — а тут, понимаешь, «Времена года!» Назвал бы её автор «Прядильщицы Ивановской мануфактуры с ученицей перед купанием после трудового дня» — вопросов бы не возникло. Но вот — получилось так, что после публикации картины посыпались «письма трудящихся» в центральные газеты — мол, что себе позволяет молодёжный журнал? какие-такие «времена года»? Это так женщин-строительниц коммунизма изображают? чему молодёжь учат, к чему призывают? Короче, возник небольшой скандал, который, впрочем, закончился ничем — времена-то были «вегетарианские». Никого не сняли, никому кислород не перекрыли. Пошумели и забыли.
Николай Николаевич Модоров (1927 — 1989)
Обнаженная, 1960

Галина Алексеевна Румянцева, она же Андреева (1927 — 2004)
Модель в студии, 1960

Александр Степанович Седов (1928 — 2012)
Брод

Обнаженная, начало 1960-х

Алексей Павлович Солодовников (1928 — 2017)
Пляж, 1973

Евгений Григорьевич Гаврилкевич (1929 — 2004)
Купальщица

Анатолий Николаевич Калинников (1931 — 1983)
Игра в мяч

Александр Менделевич Егидис (1932 — 2003)
Обнаженная в интерьере, 1961

Юрий Владимирович Пугачёв (1933 — 1998)
Чтение, 1970-е

Николай Прокопьевич Карачарсков, 1935
В студии, 1960

Юрий Иванович Пенушкин, 1935
Зимнее утро, 1975

В бане, 1977

Юрий Михайлович Ракша, настоящая фамилия — Теребилов (1937 — 1980)
Сон, 1969

Август, 1969

Обнаженная на меху

Купальщицы, 1970-е

Тишина в поле

Василий Ильич Фролов, 1939
Три грации, 1980

Александр Иванович Симонов, 1940
Студия, 1975

Евгений Александрович Казанцев, 1948
Модель Клава в студии, 1970

Виктор Васильевич Бастрыкин, 1954
На берегу

Купальщицы

Дмитрий Михайлович Некрасов, 1960
На закате

В левом верхнем углу последней картины мы видим то ли трактор, то ли комбайн, то ли ещё какую-то машину, связанную с сельскохозяйственным производством, стало быть, завершающая сегодняшнюю публикацию картина вполне соответствует принципам соцреализма, и кроме того, она несёт в себе безусловный заряд позитива, бодрости и оптимизма, что делает её вполне подходящей для завершения и сегодняшнего поста, и темы советского соцреализма в целом.
На этом прощаемся. Дальше читателей ждут очередные четыре публикации о французах, и они будут весьма интересны и разнообразны, так что не уходите далеко, оставайтесь на связи.
Свежие комментарии