Александр_Ш_Крылов все записи автора
Помпео Джироламо Батони / Pompeo Girolamo Batoni (1708-1787)
В творчестве итальянского художника XVIII века Помпео Джироламо Батони (1708-1787) на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения - неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом.
Все это вместе придало искусству Батони своеобразие, но одновременно явилось причиной Некоторой расплывчатости и вялости стиля.
Батони родился в Лукке, в семье золотых дел мастера и первые художественные навыки получил у своего отца. Возможно, именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Вначале, на очень короткий срок, он становится учеником Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Но вскоре Батони встает на путь самостоятельных занятий, пристально изучая и копируя картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывая античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Уже к началу 1730-х годов относятся первые произведения и в общих чертах оформляется стиль Батони, который на протяжении последующих десятилетий лишь так или иначе модифицировался в соответствии с изменением художественных привязанностей мастера.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Основное его призвание - небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие.
«Святое семейство со св.Елизаветой и Иоанном Крестителем» 1777
"Великодушие Сципиона Африканского" 1772. Государственный Эрмитаж
«Кающаяся Магдалина»
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй его работ. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины, и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Художник объединяет в единую группу Геракла и Афродиту, заключая их фигуры в классический треугольник, вертикаль же стоящей слева Афины противопоставлена им. Сцена изображена на фоне условного пейзажа с легкими контурами виднеющегося вдали античного храма и классического фонтана. Память о величии и достоинстве искусства Рафаэля сочетается здесь с чисто рокайльной игривостью складок одежд Афродиты, трактовки ее фигуры.
В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века. Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева, изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.
Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью. Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "размышляющее" состояние.
К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля - классицизма конца XVIII столетия.
«Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» 1748
Одним из первых Батони использовал мотив «conclamatio» (оплакивания), заимствованный им с рельефа античного саркофага. Сцена «Геракл на распутье», часто варьируемая художником впоследствии, также стала одной из популярных тем у мастеров неоклассицизма. Она получила название «образец доблести» (exemplum virtutis) как пример предпочтения верности долгу, что было сопряжено с гражданскими идеалами века Просвещения. В духе сцен «exemplum virtutis» Батони пишет картины на сюжеты из Плутарха, римской истории Тита Ливия ("Бегство из Трои", 1756, Турин, Галерея Сабауда). Полотно Ж.Л. Давида Клятва Горациев, увиденное в Риме, вызвало восхищение Батони. Именно Давида, воплотившего мечту художника о «героическом классицизме», Батони сделал наследником своей палитры.
Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком. 1765
«Венера, ласкающая Амура» 1774
«Клеопатра и Марк Антоний»
«Мадонна с младенцем» ок. 1742
«Война и Мир»
«Бог-отец»
«Аллегория живописи»
«Портрет маркиза Джона Монтермера» ок. 1760
«Графиня Сан-Мартино» 1785
«Портрет принцессы Giacinta Orsini Buoncampagni Ludovisi» ок. 1758
«Портрет леди Мэри Фокс» 1767
"Ritratto del Principe Abbondio Rezzonico"
«Святой Петр»
«Венера, дарящая Энею доспехи, изготовленные Вулканом» 1748
«Диана и Купидон» 1761
«Бракосочетание Амура и Психеи» 1756
«Аполлон, дающий урок музыки» 1741
«Время велит Старости уничтожить Красоту»
«Время, открывающее Истину»
«Сан Марино провозглашает республику»
«Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств» 1747
«Воспитание Ахилла кентавром Хироном» 1747
«Фетида вручает Хирону Ахиллеса на воспитание» 1770
«Чувственность» 1747
«Явление ангела Агари»
«Самсон и Далила»
«Экстаз святой Екатерины Сиенской» 1743
«Смиренность или любовь»
«Сусанна и старцы»
«Эней бежит из Трои»
"Автопортрет". http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post252013642/
Свежие комментарии