На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 081 подписчик

Свежие комментарии

Смотреть спектакль Божественная комедия

 

СПЕКТАКЛЬ
Божественная комедия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ С.В. ОБРАЗЦОВА
Год выхода: 1973Страна производитель: СССРДлительность: 91 мин.Жанр: Комедия
В ролях: Семён Самодур, Константин Гуркин, Роберт Ляпидевский, Зиновий Гердт, Екатерина Сипавина, Наталья Самошина, Сергей Образцов
Режиссёры: Сергей Образцов, Семён Самодур, Владимир Кусов
«Божественную комедию» Данте от веселой графической книги Ж. Эффеля «Сотворение мира» отделяют шестьсот с лишним лет. Никакого отношения они друг к другу не имеют.

В 1957-м в Чехословакии вышел одноименный эффелевскому опусу мультфильм Э. Хофмана. И «Божественная комедия», поставленная в Театре Образцова по пьесе И. Штока 29 марта 1961 года, тоже совсем не про Данте. Рассматривая как-то эффелевские рисунки, режиссер В. Кусов «расслышал» в их юморе близкую образцовцам интонацию — позвал Образцова, Самодура и Гердта. Те загорелись идеей — как в советское время подать такую старую, но не стареющую историю? Образцов увлек этой задумкой Штока. Вспоминая, как рождался спектакль, Образцов говорил, у них на полке лежало «13 вариантов этой пьесы. Фактически последний вариант этой пьесы уже и был самый спектакль».

Режиссеры-постановщики Образцов, Самодур и режиссер Кусов создали мир в каком-то смысле ради грехопадения, от которого иронично «танцевал» сюжет пьесы. Сцена Театра Образцова дала тексту Штока путевку в жизнь — уже в 1962-м свою «Божественную комедию» в БДТ поставил Г. Товстоногов. У него злополучных Адама и Еву сыграли С. Юрский и З. Шарко, Создателя — Н. Корн, а Ангела Б — В. Стржельчик.

В Образцовском же театре на сцене во время действа, погруженного в музыку Н. Богословского (и когда в спектакле пропевают славу Богу, вспоминаешь это, может быть, невольное созвучие), оставили трех актеров в масках.

Создатель (С. Самодур), Архангел А (К. Гуркин) и Архангел Б (Р. Ляпидевский), остальное отдали на откуп куклам. В 1965-м образцовцы привезли из Бухареста диплом Международного института театра с Третьего Международного театрального фестиваля кукол. А в 1973-м Гостелерадио пожелало сделать телеверсию полюбившейся постановки. Первую женщину, рыжеволосую и строптивую куклу, водила и озвучивала Е. Сипавина, созданную фактически из пробирки (ребро Адама положили в банку-колбу) Еву — Н. Самошина. Художник спектакля — Б. Тузлуков.

Всё начинается облаченными в черное людьми — хор предваряет действие «о любви, о грехопадении». Бог страшно скучает, восседая на облаках под эдакой триумфальной аркой, которую чуть позже выкрасив в сине-голубой, сделает небом. В атеистическом мире, одновременно в стране, где не было секса, показали остроумный, ни на минуту не отпускающий внимания зрителя спектакль о простых и основополагающих во всех смыслах человеческих чувствах. Здесь отточена каждая фраза, и все сплетено с реалиями эпохи. Как говорят архангелы с Создателем о том, что «всего боимся, друг на друга доносим» или о том, как «в других галактиках истории всякие бывают, планеты летают, жизнь кипит, а у нас...» и том, что «с таким руководством далеко не улетишь». Почти каждая реплика — готовый афоризм. Про то, как даже птицы обзавелись отдельным гнездом в Химках-Ховрино, про то, как небо красили без бордюра, потому как «Это что тебе, дом культуры?», про то, как мир населяли рыбой из консервов и зверями из Детского мира «с доставкой на дом».

Роль Гердта-Адама — одна из самых запоминающихся в спектакле, который, в свою очередь, стал одним из самых запоминающихся в этом театре (новые поколения актеров играют штоковскую пьесу и сегодня). М. Гейзер в книге о Гердте пишет, что «предлогом для постановки спектакля стала хрущевская кампания по борьбе с религией, но цель у его создателей была другой — напомнить зрителям бессмертные библейские истины, переосмыслить их в духе гуманизма хрущевской «оттепели». Спектакль, ставший весьма популярным, органично вписался в ряд таких новаторских произведений, как фильмы М. Хуциева «Застава Ильича» и Г. Данелии «Я шагаю по Москве», повесть Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр!». И приводит слова Р. Ляпидевского, рука об руку работавшего с Гердтом: «Его Адам был не просто юношей, первым мужчиной на земле. Гердтовский Адам был человеком, которому безумно интересно жить, познавать себя и окружающий мир. Познавать Еву, искушение через нее... Эта роль у Гердта получилась как нить. Как путь».

Недавно, 21 марта 2013 года, в Международный день кукольника (праздник этот появился десять лет назад с легкой руки иранского кукольника Джихада Золфагарихо), в Театре Образцова установили бронзовые бюсты в память о Гердте и Самодуре. Изображение Гердта досталось театру от В. Фокина, а Самодура — от его вдовы И. Понярской, теперь уже тоже ушедшей.

Образцов говорил: «А если бы не вкусили Адам с Евой запретного плода, если бы они побоялись божьего гнева?! Не родились бы у них дети, а у тех детей — свои дети. Не было бы и нас с вами. И уж конечно, не появился бы и наш спектакль». В финале на сцену выходят Адам и Ева, а потом их дети и еще дети — рядами, друг над другом, как начинавший спектакль хор. [Источник Культура.РФ: 

смотреть

наверх