Пьеро делла Франческа (1420 - 1492), итальянский художник, один из величайших художников Раннего Возрождения. Современникам он был известен как математик и геометр, а также как художник, хотя сейчас его в основном ценят за искусство. Его живопись характеризуется безмятежным гуманизмом и использованием геометрических форм, особенно в отношении перспективы и ракурса.
Шествие царицы савской / Procession of the Queen of Sheba. 1452 - 1466 гг. Пьеро делла Франческа
По-видимому, художник изучал искусство во Флоренции, но его карьера проходила в других городах, в том числе в Риме, Урбино, Ферраре, Римини и Ареццо. На него оказали сильное влияние Мазаччо и Доменико Венециано. Его твердые, округлые фигуры унаследованы от Мазаччо, в то время как от Доменико он перенял пристрастие к нежным цветам и сценам, купающимся в прохладном, ясном дневном свете. К этим влияниям Пьеро делла Франческа добавил врожденное чувство порядка и ясности. Он писал трактаты по геометрии твердого тела и перспективе, и его работы отражают эти интересы. Мастер представлял человеческую фигуру как объем в пространстве, и очертания его предметов обладают изяществом, абстракцией и точностью геометрических рисунков.
Почти все работы Пьеро носят религиозный характер - в первую очередь алтарные и церковные фрески. Бесспорным кульминационным моментом его карьеры стала серия больших фресок "Легенда об истинном кресте", выполненных для церкви Сан-Франческо в Ареццо, в которых он представляет сцены удивительной красоты с молчаливыми, величественными фигурами, зафиксированными в чистом, кристально чистом пространстве. Эти фрески характеризуются широкими контрастами - как в тематике, так и в обработке, - создающими мощный эффект величия.
Перспектива и геометрия фигурируют как явно, так и не явно, во всех работах Пьеро. Ему нравилось преобразовывать большие, простые объёмы цвета в узоры, предполагающие лежащую в основе геометрическую схему. Это придает его картинам незавершенный вид, который нравится современникам. Он сделал положительное достоинство светлой палитры, которую использование старых методов живописи навязывало художникам. В его работах всегда есть большие участки белого или почти белого цвета, небо большое, светлое и солнечное, и это приятное сияние в сочетании с отсутствием беспорядка делает его картины чрезвычайно привлекательными для наших глаз.
Творчество Пьеро стало важной вехой в развитии искусства и важным ориентиром для его преемников. Монументальность его фигур, перспективное построение живописного пространства и духовное спокойствие его композиций привели к окончательному преодолению во всей Италии готического стиля и подготовили путь для стремительных художественных достижений Высокого Возрождения в Италии в начале 16 века.
Свежие комментарии