Галерея работ Константина Сомова – русского живописца и графика, мастера портрета и пейзажа, одного из основателей объединения «Мир искусств» и одноименного журнала, академика Императорской Академии художеств и одного из самых дорогих художников своего времени.
Художник Константин Андреевич Сомов родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье, в ноябре 1869 года. Отец художника, Андрей Иванович Сомов, был преподавателем физики и математики, занимался переводами, был страстным коллекционером живописи. Последние 22 года своей жизни проработал старшим хранителем Эрмитажа. Его называют основоположником «нового этапа в истории русского искусствознания».
Мать будущего художника, Надежда Константиновна, происходила из старого дворянского рода Лобановых. Слыла доброй и образованной женщиной, замечательно играла на пианино и пела.
В семье Сомовых было трое детей, которые получили крепкое домашнее музыкальное и рисовальное образование.
Константина Сомова устроили в престижную петербургскую школу Карла Мая. Однако, отец забрал своего сына из этого учебного заведения досрочно, поскольку, по мнению Андрея Ивановича, Константину совершенно не давались естественные науки. В 1888 году «необразованного» Сомова приняли в императорскую Академию художеств. Через шесть лет после поступления в академию, Константина Андреевича взял в ученики сам Илья Репин.
В 1895 году Сомов впервые участвует в организованной петербургским «Обществом русских акварелистов» выставке «Белое и чёрное». Выполненные углём и слегка подкрашенные акварелью рисунки Константина Сомова были настолько хороши, что знаменитый Бенуа
…тут же заставил Серёжу Дягилева приобрести два из этих этюдов, представлявших плодовый сад в поздние сумерки. С этого момента Костя приобретает у нас значение настоящего художника, только с этого момента мы все, а я в особенности, начинаем ждать от него чего-то замечательного.
Через два года после знаковой для художника выставки, Сомов уехал в Париж, где поступил в Академию Коларосси.
В 1898 году Константин Андреевич вернулся в Санкт-Петербург и с головой погрузился в бурную художественную жизнь русской столицы. В этот период художник увлекается фарфоровой скульптурой, начинает коллекционировать фарфор и даже готовит несколько моделей, по которым Императорский фарфоровый завод отливает несколько статуэток (в том числе и знаменитую «Даму, снимающую маску»).
В 1898 году Сомов организует художественной объединение «Мир искусства» и одноименный журнал. С этого момента Константин Андреевич много работает, как художник-иллюстратор. Иллюстрация настолько увлекает художника, что он создаёт целую серию рисунков к произведениям Пушника и Гоголя.
В 1903 году в Санкт-Петербурге проходит первая персональная выставка Константина Сомова. На эту выставку художник представил 162 работы. Выставка прошла с большим успехом и большую часть экспозиции позднее выставили в Берлине и Гамбурге.
В этот же период увидела свет и одна из самых известных работ художника – «Книга Маркизы». Сборник был создан по желанию австрийского эссеиста и критика Франца Блею. Иллюстрации к этому «эротическому и куртуазному» произведению принадлежали Сомову.
«Книга Маркизы» — это собрание антологии французской эротической литературы восемнадцатого века. Всего более 50 авторов.
Случился громкий скандал и большой ажиотаж.
Эрик Голлербах, знаменитый художественный критик и библиофил, писал о сборнике Сомова:
Здесь, как в некоем фокусе, сосредоточился и утончённый ретроспективизм и модный эротизм эстетического мировосприятия, отразился мечтательный культ XVIII века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью и напряжённой чувственностью. В смысле художественной идеологии в этой книге нет никакого движения вперёд, никакого искания, но она бесспорно замечательна сама по себе, «как вещь». […] В графическом творчестве Сомова эта книга является высшим достижением. В истории русских иллюстрированных изданий она, по праву, может занять одно из первых мест.
Книга выдержала несколько изданий, однако, сам Сомов относился к этому своему труду без особой любви и гордости. В его личном дневнике можно прочитаться такие фразы: «продажная, несерьёзная вещь» и «она мне надоела, эта графика, в которой я так неловок».
Революции 1917 года художника просто ошеломили. После Февральской революции Сомов написал в своём дневнике:
За два дня столько событий. Николай свержен, у нас будет республика. Голова идет кругом. Я так боялся, что останется династия. Видел, как везде сбивали с вывесок царские гербы. Сегодня утром звонил к Бенуа, советуя ему взять сразу власть в руки в области искусства. Он мне сообщил, то уже что-то зачали Рерих, Гржебин, Петров-Водкин при содействии Горького… Лучше мне не мешаться и жить по-старому, как я жил.
А Октябрь для сторонника либеральной республики Сомова вообще стал шоком… Впрочем, Константин Андреевич принял предложение новой власти и стал профессором Петроградских государственных художественных учебных мастерских, в 1919 году провёл в Третьяковской галерее большую персональную выставку в честь своего пятидесятилетия.
В 1923 году Сомов, как уполномоченный «Русской выставки», выехал в США. Выставку художник провёл, но в Россию больше не вернулся.
В 1928 году Сомов поселился в Париже в собственной квартире на бульваре Эксельманс, много работал – писал портреты и пейзажи, увлёкся миниатюрой и создал большую серию акварелей, ездит по Европе и Америке с выставками.
Я не буду писать о личной жизни художника и перечислять всех его «любовников» и «близких друзей». Да, Константин Сомов был гомосексуалистом. И его личная жизнь была полна страстей и драм. И эта личная жизнь достаточно серьёзно повлияла на творчество художника. Однако, нужно обладать большой смелостью, чтобы из огромного клубка событий делать выводы. Тут очень легко всё творческое наследие художника превратить в набор пошлых обывательских сплетен.
Скончался Константин Андреевич Сомов в Париже в 1939 году на руках своего друга Михаила Васильевича Брайкевича. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Картины художника Константина Андреевича Сомова
Свежие комментарии