О поэтессе
Настоящее имя поэтессы - Анна Андреевна Горенко. Родилась в 1889 году и принадлежала семье землевладельцев высшего сословия. Она выросла в Царском Селе, респектабельном районе на окраине Санкт-Петербурга. Отец Ахматовой настоял на том, чтобы девушка писала под псевдонимом (уж очень опасно было писать под своей родной фамилией, да и отца такая сомнительная для него слава была не нужна). Именно в Петербурге, в крупном универмаге, Ахматова встретила своего будущего мужа Николая Гумилева. Он преследовал ее в течение многих лет, даже пытаясь покончить жизнь самоубийством во имя неразделенной любви. Вскоре долгие ухаживания привели к заключению брака и последующему рождению сына. Мальчика назвали Львом. Для своей творческой деятельности Анна выбрала фамилию Ахматова в честь дальнего родственника татарского происхождения.
Интересные факты об Ахматовой:
⦁ Ее стиль, характеризующийся эмоциональной сдержанностью, был поразительно оригинальным и характерным для современников серебряного века.
⦁ Ее сильный и чистый женский голос зародил новый аккорд в русской поэзии. Писатель Корней Чуковский говорил: «Молодежь двух или трех поколений влюблялась, так сказать, под аккомпанемент стихотворений Ахматовой, находя в них воплощение своих собственных чувств».
⦁ Ее работы были осуждены и подвергнуты цензуре сталинскими властями. Но она была достаточной храброй, чтобы продолжать тайно писать и оставаться в России, выступая свидетелем происходящих вокруг нее событий.
⦁ Ее темы обширны: скоротечность времени, память, трудности жизни, любовь и пр. Любовь была доминирующей темой в поэзии Ахматовой, а ее голос буквально опьянял читателей с самого начала.
⦁ Ее поэзия вдохновляла и помогала профессионально расти большому кругу молодых советских писателей и поэтов (практически вырос под ее мудрым наставничеством Иосиф Бродский).
⦁ Ее момориальную церемонию сопровождали тыячи людей. Она умерла в 1966 году в возрасте 76 лет. Были организованы две церемонии в Москве и Ленинграде.
Какие же самые известные портреты поэтессы?
1. Шестандцать портретов Модильяни (1911)
Столетие назад русская поэтесса Анна Ахматова околдовала Париж и... Амедео Модильяни. 21-летняя Анна Ахматова с вороньими глазами и восхитительно красивыми волосами приехала в Париж в 1910 году вместе со своим мужем. У пары был медовый месяц. Будучи известными поэтами в своей родной России, они направилась прямо к Монпарнасу, любимому месту парижского авангарда. Здесь они познакомились с художниками, скульпторами, поэтами и композиторами, которые переехали в этот район с Монмартра в поисках дешевой аренды, дешевых кафе и разрушенных зданий, которые могли бы служить в качестве студий. Одним из них был 25-летний Амедео Модильяни, художник с аристократическим римским носом, сильной челюстью и шевелюрой черных волос. Он очаровал Анну. Это была встреча сердец и умов. На протяжении всего своего пребывания в Париже Модильяни неоднократно водил ее в египетскую галерею Лувра, чтобы лицезреть поэтессу среди статуй и фризов. Удлиненное тело Ахматовой и нос с изящной горбинкой олицетворяли египетских богинь и королев, которые восхищали Модильяни. Художник написал 16 портретов Ахматовой.
2. Самый известный портрет: Натан Альтман (1914)
Этот портрет - одно из лучших произведений русского художника Натана Альтмана и самое известное воплощение образа поэтессы. Натан Исаевич Альтман (1889 - 1970) был русским и советским художником-авангардистом, художником-кубистом, сценографом и иллюстратором. Он родился в семье еврейских купцов. Знаменитый портрет был вдохновлен поэзией и личным знакомством с Анной Ахматовой в Париже в 1911 году и в Санкт-Петербурге. Портрет был включен в шорт-лист на Нобелевскую премию в 1965 году и получил второе место. На картине поэтесса изображена именно такой, какой ее помнят многие современники - высокая, стройная, с угловатыми формами и острым профилем лица. И, конечно, грустный взгляд. Поэтесса изображена на фоне сверкающих кристаллов, символизирующих мир возвышенных и абстрактных снов.
3. Портреты, полные утрат: Юрий Анненков (1921)
В 1921 году в Петрограде в уютном доме на Кирочной улице Юрий Анненков пишет сразу 2 портрета Ахматовой: один выполнен пером, второй - гуашью. Отличия и в том, что второй портрет изображает писательницу по пояс, где она застыла в полупрофиле, изящно положив руку на грудь. А вот о первом рисунке Евгений Замятин писал: «Портрет Ахматовой — или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них — как облака — легкие, тяжелые тени по лицу, и в них — столько утрат. Они как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ — и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне». Большие и выразительные глаза героини словно зеркало души — говорят нам о том, какую грусть испытывала эта великая женщина в то нелегкое время, когда был подготовлен портрет. Кстати, второй цветной портрет поэтессы был продан в 2013 году на аукционе Sotheby's за 1,38 миллиона долларов.
Анненков - художник-герой. Ему удалось пережить сталинские репрессии, убийство Троцкого, свержение культа личности Сталина. Он видел успех передовой советской науки в космосе и в то же время интенсивное политическое преследование в СССР. А в конце своего творческого периода бывший художник-революционер Анненков стал иллюстратором запрещенных книг Александра Солженицына.
4. Портрет в период трагедий: Кузьма Петров-Водкин (1922)
Идеальным эпиграфом к портрету Кузьмы Петрова-Водкина были бы слова поэтессы: «И знаем, что в оценке поздней / Оправдан будет каждый час; / Но в мире нет людей бесслезней, / Надменнее и проще нас.» (1922). Портрет был написан в очень тяжелый для поэтессы и наполненный трагедиями год. В этот период времени был расстрелян первый муж Ахматовой - Гумилев.
Ахматова пережила жестокость революции, когда ее муж, среди десятков других интеллектуалов, был застрелен в 1921 году за сговор с целью свержения правительства. Кроме того, умер ее любимый учитель и наставник - Александр Блок. Сын Гумилева и Ахматовой, Лев, известный историк, был также арестован во время сталинских чисток, осужден за «контрреволюционную агитацию» и отправлен в ГУЛАГ. Ахматова постоянно проводила кампанию за его освобождение, подвергая собственную жизнь значительной опасности. «Муж в могиле, сын в тюрьме, / Пожалуйста, помолитесь за меня», - пишет Ахматова в одном из своих самых известных стихов «Реквием». Развод со вторым мужем стал еще одним переломным моментом для нее. Как ни странно, пережитые события не были олицетворены на портрете. Напротив, она изображена с гордо поднятой головой. Хотя сама поэтесса так отозвалась о портрете: «Не похож — он робкий».
5. Черный ангел и идеальный профиль: Николай Тырса (1928)
1928 год. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать»». После войны Коммунистическая партия постановила, что Ахматова является представителем «пустой поэзии, лишенной идеологии, чуждой нашему народу». Коммунистам не понравилось то, что они считали декадентским духом и чрезмерным эстетизмом ее стиха. Лидер партии Жданов охарактеризовал ее поэзию как далекую от народа своими «пустяковыми испытаниями и религиозно-мистическим эротизмом». И самым разрушительным для нее было молчание. Для женщины, которая жила, чтобы писать стихи, подавление Сталиным всех аспектов культурной жизни, не идущих в ногу с режимом (он в конечном итоге полностью запретил ее работу) - было мучительным. В это время художник Николай Тырса создает ряд портретов Ахматовой, используя необычные материалы — смесь акварели с копотью от керосиновой лампы. Осип Мандельштам был впечатлен работами художника:
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу —
Есть на тебе печать Господня.
В результате стихи Ахматовой нигде не печатались, но распространялись среди интеллигенции в виде самиздата. Люди заучивали их наизусть, записывали, передавали друзьям и... сжигали. Хранение «вредных» стихов было опасной игрой.
6. Предвоенный портрет: Вениамин Белкин (1941)
Первые известные свидетельства работы Белкина над портретом Ахматовой относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды». В музее Анны Ахматовой (Фонтанный Дом) хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день написания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже, по неизвестной причине, художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Полностью портрет был завершен в 1941 году.
7. Измученная, но такая же сильная: Моисей Лянглебен (1964)
На портрете 1964 г. художника Лянглебена изображена измученная болезнями и невзгодами, но не сломленная женщина, пережившая смерть мужа, арест и заключение сына, литературную травлю, уход родных людей и забвение. За год до ее смерти, в возрасте 75 лет, когда ее стихи не публиковались на ее родине в течение 18 долгих лет, Ахматова была приглашена в Англию и получила докторскую степень в Оксфордском университете.
В торжественной речи было сказано, что «эту величественную женщину по праву называю второй Сапфо (древнегреческая поэтесса и музыкант). В ноябре 1965 года, вскоре после того, как ей разрешили поехать в Англию, чтобы получить почетную докторскую степень, она перенесла сердечный приступ и умерла. Впоследствии талант и достояние Анны Ахматовой будут признаны во всем мире.
Свежие комментарии