Последние комментарии

  • Александр Клюянов
    Ню-спец.Художник Лев Чистовский (1902 — 1969)
  • Владимир Безбадченко
    Чувство, что писала картину, а рядом варилось варенье...Художник Елена Сальникова.
  • Владимир Безбадченко
    Если сравнивать с лошадьми, то у лошадей изящество и грация имеется. НЕ ТУ НАТУРУ ВЫБРАЛ ИЗУМРУДЫЧ!Художник Лев Чистовский (1902 — 1969)

Огонь Творящий - мой Отец, а Мать - глубокая земля...

Мне снился сон. Я был мечом.
В металл холодный заточен,
Я этому не удивлялся.
Как будто был здесь ни при чем.
Мне снился сон. Я был мечом.
Взлетая над чужим плечом,
Я равнодушно опускался.
Я был на это обречен.
Мне снился сон. Я был мечом.
Людей судьей и палачом.
В короткой жизни человека
Я был последнею свечой.

Холодное оружие появилось достаточно давно, первоначально как средство охоты. До 16 века являлось главным видом оружия. С развитием огнестрельного оружия практически утратило своё значение. В настоящее время используется как вспомогательное, дополняющее возможности огнестрельного оружия, как почётное (наградное оружие), а также как часть традиционной формы.
Катана – легенда холодного оружия
Состав оружия и его развитие зависели от географического положения того или иного государства. Можно выделить основные группы стран, благодаря культурным связям между которыми их оружие было похоже и развивалось вместе.
Холодное оружие появилось в глубокой древности. В каменном веке возникли многие виды холодного оружия, особенно увеличивающие длину и мощность руки. Хотя до нашего времени сохранились очень немногие образцы холодного оружия, изготовленного из дерева, причем в основном холодное оружие неолитической и бронзовой эпох.
19 (700x638, 117Kb) 
Большую славу на Кавказе имели клинки местной выделки с клеймами "волчок" и "гурда", изделия кинжального мастера Базлая (19 в.), в Грузии широко известны были изделия Георга Пурунсузова (первая половина 19 в.); в Дагестане изделия кинжальных мастеров Османа, Мухаммеда, Исмаила, Гассана и др. (конец 19 - начало 20 в.), а также шемахинское и лаичское оружие.

Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
В 16 - 17 вв. в Средней Азии в ремесленной промышленности производство оружия имело большое значение. Бухара, Хива, Самарканд, Коканд и другие города были широко известны своими изделиями. В 17 в. в Узбекистане славилось дорогое оружие бухарской работы: сабли, ножи, украшенные драгоценными камнями и накладными узорами из золота и серебра, а также бухарские луки, иногда тоже отделанные золотом, саадаки (колчаны) из лубья.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Однако непрерывные феодальные войны и усобицы, происходившие в Средней Азии, тяжело отражались на городской жизни и в середине 18 в. привели промышленность к значительному упадку и застою, что отразилось и на производстве оружия.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
В первой половине 19 в. широкую известность приобрели братья Елизаровы из Тифлиса, занимавшиеся изготовлением сварочной стали и выковкой из нее клинков. 
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
В 1833 из Златоуста, с оружейной фабрики, был откомандирован в Тифлис русский мастер Василий Южаков обучаться у Елизарова изготовлению сварочной стали.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Отношение к оружию у всех народов разное. Катана – легенда холодного оружия, для японца это идеал. Сломать старинный дом - пожалуйста. Прервать ремесленную династию - и это без истерик. Не хочет сын продолжать дело - не надо, на это смотрят легко, как на харакири, но катану надо беречь. Хранить, ухаживать и любить как свою Японию. Отводить ей почетное место в новом доме, так как без нее его нельзя освятить, катана - уважаемый гость на свадьбе дочери и обязательный участник торжества при рождении сына. А еще защитник и советчик. Мистика, конечно, но не здесь, не в Японии.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
О японских мечах можно рассказывать бесконечно. Об их внешности, несравненных боевых качествах, тончайших нюансах отделки, мастерах и школах, кузнецах и фехтовальщиках, о сюжетах и способах художественной обработки металла - за каждой темой стоит многовековой опыт и, что самое важное, не прерывавшаяся ни на день традиция. 
Холодное оружие Японии - настоящее окно в прошлое, волшебное зеркало, через которое мы без искажений разглядываем многие аспекты жизни самураев ушедших времен.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
В стародавние годы, увы, война и только война составляла стержень и едва ли не единственный смысл общественной жизни, а потому трудно отыскать лучшего проводника в этот кровавый и благородный, изысканный и жестокий мир, чем тот предмет, на острие которого всё и держалось. История Японии - история самурайского сословия, а душа всякого самурая - в его оружии. Безусловно, копье и нагината в определенных ситуациях мощнее катаны и тати, а лук со стрелами утонченнее, но лишь острый клинок катаны сопровождал буси везде и всюду в опасностях жизни, и, стоя у последнего порога, самураи не прокалывали себя копьями и не просили друзей застрелить их каленой стрелой, а призывали на помощь опять-таки меч.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. 
1 (700x494, 32Kb) 
Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного и в том числе украшенного оружия. Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база.
2 (700x457, 56Kb) 
Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии — Золингена и Клингенталя. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена — Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людовиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. 
3 (700x456, 66Kb) 
Критики 19-20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция. 
4 (605x700, 50Kb) 
Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен: В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский. Через несколько лет они удалились из Златоуста, продолжив свой бизнес в Москве.
5 (700x375, 32Kb) 
На привокзальной площади Златоуста установлен памятник Ивану Бушуеву - одному из первых, одному из лучших граверов оружейной фабрики. О жизни этого художника известно мало, даже дату смерти историки установили по последним работам, датированным 1833 годом.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Но его дела навечно вписаны в историю развития промысла. Иван и Ефим Бушуевы вместе с группой подростков братьями Тележниковыми и Лепешковыми и Иваном Бояршиновым пришли к Шафам обучаться ремеслу. Прежде эти ребята обучались в заводской школе рисунку и живописи, а свои навыки они совершенствовали в заводской чертежне.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Поэтому, в течение короткого времени, они подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на которую больше не взлетала Златоустовская гравюра на стали с середины 19 века до конца 20 - начала 21 столетия. Русские граверы усовершенствовали технологический процесс привезенный из Германии и мастерски им овладели. В отличие от Шафов, которые гравировали небольшую поверхность клинка, И. Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Позже Бушуев и его товарищи ввели в арсенал украшений сложные сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий.
6 (700x303, 22Kb) 
Носили ножи за поясом. Распространенный в Европе способ ношения за голенищем на Руси не отмечен, вероятно, по той причине, что русские сапоги подгонялись по ноге, и спрятать в них оружие было попросту невозможно. Так что многочисленные русичи – герои художественных произведений, достающие “засапожники”, выглядят странновато.
7 (700x425, 28Kb) 
В русской обыденной речи слово "булат" (этимология которого спорна, но скорее всего, восходит к тюркскому "пулад" - высокоуглеродистая сталь) обозначает некий металл, обладающий запредельными, отличными от обычных свойствами. Вот фактически определение булата без всяких ухищрений, и определение это содержит в себе ключ к пониманию феномена булата. Действительно, булат - это металл, состоящий как минимум из железа и углерода (то есть сталь), но обладающий свойствами, мягко говоря, ни на что не похожими.
18 (700x495, 46Kb)
Следовательно, в булате есть некая составляющая, определяющая эти свойства, что и делает простую сталь материалом, который мы именуем легендарным названием "булат". С позиций современной науки секрет булата заключается в сложных физико-химических преобразованиях, происходящих в стальном расплаве, а именно в процессе дендритной ликвации углерода.
9 (700x466, 82Kb)
В процессе плавки стали по булатной технологии наиболее высокоуглеродистые разновидности соединения железа с углеродом кристаллизуются, образуя своего рода нити-дендриты (древовидные), которые пронизывают оставшийся расплав, образуя вокруг дендритов мягкую матрицу. В процессе сложной ковочной деформации булатного слитка нити переплетаются и скручиваются, составляя структуру, подобную дамасской стали. Такова (в значительном упрощении) физико-химическая теория булата.
8 (700x439, 25Kb) 
Каковы же запредельные свойства булата? Главное - это уникальное сочетание твердости и ударной вязкости. Грубо говоря, незакаленный клинок из литого булата, твердость которого, тем не менее, позволяет строгать гвозди, может быть согнут под углом 90 градусов, причем после этого он не выпрямится при снятии усилия. Попробуйте то же самое сделать с напильником (твердость примерно та же).
10 (700x394, 65Kb)
Если тот же клинок закалить, конечно, с соблюдением соответствующей технологии, он будет способен резать стекло, гнуться в полдуги и пружинить без остаточной деформации. Сочетание подобных свойств невозможно ни на каком другом материале. Одним из важнейших свойств булатной стали является узор на поверхности отполированного и слегка протравленного булатного изделия. Узор может быть разным - волнистым, сетчатым, коленчатым, столь же различной может быть и цветовая гамма узора.
11 (700x560, 38Kb) 
Одним из важнейших "тонких" свойств этого материала является, и это отмечают все кузнецы, работающие с ним, даже весьма далекие от магических искусств, свойство накапливать громадные количества энергии. Еще на стадии плавки и кристаллизации булат требует гораздо большего по силе и продолжительности нагрева, чем простая сталь, иначе он просто не получится. Слиток впитывает в себя тепловую энергию, хотя с точки зрения физики это звучит абсурдно.
12 (700x500, 49Kb) 
Для наших древних предков весь мир был пропитан СИЛОЙ. Они знали о путях ее зарождения и трансформации куда больше нас, загруженных благами цивилизации, закомплексованных, слабых. Все операции, необходимые для создания булата, с позиции древнего кузнеца трактуются совершенно однозначно: взять любое более-менее подходящее железо (или вообще руду) и максимально насытить его СИЛОЙ.

17 (700x534, 60Kb)Уголь придавал кричному железу крепость - в шихту добавлялся уголь в значительном количестве. Поскольку огонь был вообще живым олицетворением энергии, нагрев до расплавления растягивался по времени в несколько раз, точно также увеличивалось время охлаждения. Чтобы слиток впитал в себя больше энергии огня, требуется больше времени - это так логично с позиции кузнеца-язычника, а с позиции современной металлургии медленное охлаждение - непременное условие получения булата.
15 (700x625, 76Kb)
Ковка с применением примитивных орудий вообще не могла вестись быстро. Таким образом, все условия создания булата, известные сейчас, в древности были вычислены благодаря тонкому видению мира, пронизанного энергетической составляющей, и родился запредельный материал, которого "не должно было быть"... Булат не мог получиться сам. 
13 (700x416, 31Kb) 
Иррационально-колдовской способ создания булата определяет его свойства, и свойства эти не только сугубо материальны. Булатный клинок (все нижеприведенные факты проверены на практике) способен исцелять раны и болезни своего владельца (отметим, что далеко не каждый купивший булатный клинок становится его владельцем), изгонять демонические и мертвые эманации, "убирать" порчу (или, если угодно, негативное психосоматическое состояние, вне зависимости от его причин) неведомо куда, заряжать человека силой.
14 (700x490, 47Kb)
Металл начинает делиться накопленной энергией, причем количество ее внутри практически бесконечно. Некоторые кузнецы наблюдали у готового булата и признаки энергетического вампиризма, но эти факты – скорее следствие несколько неправильного обращения с этим материалом, обусловленные незнанием или неприятием энергоинформационной природы булата (например, теоретически так может себя вести "недоделанный" , ненасыщенный булат). Имеют место и положительные воздействия булата на чисто мужские функции организма, а для женщин он является превосходным оберегом. Следует оговориться, что наилучшим образом все эти свойства проявляются именно в булатных клинках, поскольку булат - чисто оружейный металл.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Во времена наших предков булатным клинком имел возможность владеть только человек, занимающий весьма значительное положение в воинской иерархической лестнице - великий воин, герой или же колдун-кузнец, обладающий знаниями о запредельном, а никто другой чисто физически не смог бы заполучить такой клинок во владение, и эта информация занимает определенное место в генетической памяти человечества до сих пор. Следовательно, обладание булатным клинком сегодня, возможно, сообщает его владельцу некоторые из качеств.
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Само по себе оружие уже наделено некоей силой, благодаря своему назначению, и единству формы и содержания (назначения), в нем уже присутствует определенный силовой базис, развив который, можно получить вещь, в которой утилитарное предназначение отходит на второй план. Но появляется хорошо ощутимая сила и красота, уже не связанная какими-либо негативными ассоциациями. 
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Ни для кого не секрет, что иногда в нашей жизни мы встречаем предметы, которые помимо нашей воли оказывают на нас некое тонкое влияние. Иногда оно проявляется в ощутимой смене психического состояния или настроения при вхождении с таким предметом в контакт. 

Иногда – в загадочной череде жизненных событий, происходящих с участием такого предмета. Мне представляется бесспорным, что некоторые вещи обладают определенной возможностью влиять на человека, причем и в положительном, и в отрицательном смысле. Именно эту потенциальную, неявную способность и можно назвать силой, заключенной в вещи.  Вопрос заключается в том, как такие вещи появляются, и что, в конечном итоге влияет на наличие в предмете подобной силы. 
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Среди подобных факторов на первом месте стоит история вещи. Чем больше времени прошло с момента ее появления, тем больше вероятность того, что вещь окажется «сильной». Хотя об этом и не принято много говорить, но мне представляется очевидным, что предметы физического мира способны в той или иной степени накапливать информацию и меняться в ходе этого процесса. Меня хорошо поймут те, кто имеет дело с антиквариатом, особенно с антикварным оружием. 
Огонь Творящий -мой Отец, а Мать - глубокая земля...
Достаточно широко известна история о выставленном на одной из оружейных выставок старинном топоре средневекового палача, созерцание которого вызывало самые разнообразные эмоции даже у тех посетителей, которые не были знакомы с историей этого предмета, да и вообще не знали, что это такое.  История предмета крайне важна при разговоре о «сильных вещах», но мне, как мастеру-оружейнику, гораздо более интересно исследовать факторы, зная которые, можно наделить вещь силой непосредственно при ее создании «с нуля». 
Цитата сообщения Владимир_ГринчувПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Огонь Творящий - мой Отец, а Мать - глубокая земля...

Популярное в

))}
Loading...
наверх