Если бы Пабло Пикассо все еще был с нами, он был бы вдвойне горд – одна из его работ была продана за самую высокую цену, когда-либо достигнутую за картину: 179 миллионов долларов за его Алжирских женщин. Однако, не только это вызвало бы его гордость, он, несомненно, гордился бы своей работой, побудившей одного из художественных критиков Fox news, назвать её "сексуально больной" после того, как они разглядели грудь в кубистическом шедевре в своем освещении продажи картины.
Кажется вполне уместным, что именно эта, казалось бы, спорная картина побила все рекорды. Она принесла на $30 млн больше, чем предыдущий рекорд, достигнутый, когда три работы Фрэнсиса Бэкона о Люциане Фрейде были проданы за $142,4 млн в 2013 году.
Так разве сама картина заслуживает такого внимания?
"Алжирские женщины" (версия 0), несомненно, является семенной картиной во многих различных отношениях и поэтому, вероятно, достойна самой высокой цены. Помимо того, что Пикассо является выдающейся фигурой искусства 20-го века, картина является важным моментом в жизни художника и его творчестве. Он широко демонстрировался на крупных выставках, включая ретроспективу Пикассо в Нью-Йорке в 1980 году и "Великую выставку" позднего Пикассо в Тейт-Британии в 1988 году. Они сделали его очень заметным и желанным для коллекционеров.
Пабло Пикассо. "Алжирские женщины" (Версия O). 1955 годТакже необычно, что такая известная работа вообще появляется в аукционном зале - и, как таковая, она была почти обязана побить все предыдущие аукционные рекорды. Но, конечно, стоит ли она такой астрономической суммы денег - вопрос открытый.
Основополагающая работа
Картина является последней – и, возможно, лучшей - в большой серии картин, посвящённых этой же теме, сделанных за короткое время в начале 1955 года. Картина представляет собой интерпретацию одной из картин Делакруа, также называемой "Алжирские женщины" - Делакруа был одним из великих вдохновителей Пикассо и художником, к которому он возвращался снова и снова на протяжении всей своей карьеры. Эта серия также является данью уважения Матиссу, который недавно умер (в 1954 году).
В этой последней картине все композиционные изменения и переделки, над которыми работал Пикассо в серии, достигают кульминации. На картине изображены четыре женские фигуры, отсылающие к двум женщинам в жизни Пикассо. Есть Жаклин Рок, последняя партнерша Пикассо, и Франсуаза Жило, бывшая любовница Пикассо. Это уединенный интерьер, спокойный и изысканный. Пространство наполнено эротизмом, подчеркнутым заостренными краями конечностей, торсов и частей тела, почти перевернутыми жестами и позами.
Эжен Делакруа, "Алжирские женщины", 1834 год
Жаклин Рок, которая недавно вошла в жизнь Пикассо, представлена в чувственной эротической форме. Она поразительно напоминает центральную фигуру картины Делакруа 1834 года (Лувр, Париж). Франсуаза, напротив, стоит в дверном проеме, отодвигаясь на задний план. За день до того, как была сделана эта картина, в Каннах умерла первая жена Пикассо Ольга (мать Пауло).
Эта деталь, а также исторический контекст картины Делакруа, которая была сделана вскоре после французского завоевания Алжира и осенью 1954 года, когда началось восстание Алжира за независимость, означают, что работа содержит все ингредиенты для главной картины в истории искусства.
Это, безусловно, одна из лучших транскрипций – переделка предыдущей сюжетной картины или темы – которую сделал Пикассо. В этом контексте это одна из главных работ позднего творчества Пикассо, отчасти потому, что она самосознательно вписывается в историю искусства, указывая на его недавно умершего друга Матисса и отождествление обоих художников с продолжением и традицией живописи.
Глаз общественности
Теперь остается вопрос, увидят ли картину снова на публике или нет. Тот факт, что покупатель является анонимным, говорит о том, что он, вероятно, этого не сделает. Картина, вероятно, исчезнет из поля зрения публики, чтобы храниться исключительно в частной галерее, чтобы ее видели немногие, или, возможно, даже будет сидеть где – нибудь в склепе, чтобы ее никто не видел и служить лишь одной цели - приобретать дополнительную ценность. Картина может быть недоступна в течение десятилетий.
Мы можем сделать очень мало, чтобы не допустить того, чтобы подобное происходило с большим количеством произведений искусства. Мы просто должны надеяться, что искусство, которое в настоящее время хранится в национальных публичных галереях, будет доступно. По мере роста стоимости произведений искусства правительствам и галереям будет все труднее и труднее обеспечивать наличие и эффективное использование стратегий приобретения произведений для широкой публики.
Недавно коллекция из 40 картин Франка Ауэрбаха, принадлежащая его другу художнику Люсьену Фрейду, умершему в 2011 году, была распределена примерно по 20 галереям, включая Кардифф, Абердин и Белфаст, вместо уплаты 16 миллионов фунтов стерлингов налога на наследство. Коллекция включает в себя несколько важных работ, и отрадно, что они не попали в аукционные залы и останутся на всеобщее обозрение. Это свидетельствует о том, что правительства могут действовать от имени общественности и обеспечивать, когда это возможно, пополнять свои национальные коллекции.
На данный момент для тех из нас, кому посчастливилось увидеть "женщин Алжира" из первых рук, картина останется остаточным образом в нашей памяти, пока, я надеюсь, когда-нибудь в будущем она снова не всплывет через аукционные дома. А до тех пор, убедитесь, что вы смотрите на изображение без цензуры – во всей красе.
Свежие комментарии