
Кажется вполне уместным, что именно эта, казалось бы, спорная картина побила все рекорды. Она принесла на $30 млн больше, чем предыдущий рекорд, достигнутый, когда три работы Фрэнсиса Бэкона о Люциане Фрейде были проданы за $142,4 млн в 2013 году.
Так разве сама картина заслуживает такого внимания?
"Алжирские женщины" (версия 0), несомненно, является семенной картиной во многих различных отношениях и поэтому, вероятно, достойна самой высокой цены. Помимо того, что Пикассо является выдающейся фигурой искусства 20-го века, картина является важным моментом в жизни художника и его творчестве. Он широко демонстрировался на крупных выставках, включая ретроспективу Пикассо в Нью-Йорке в 1980 году и "Великую выставку" позднего Пикассо в Тейт-Британии в 1988 году. Они сделали его очень заметным и желанным для коллекционеров.

Также необычно, что такая известная работа вообще появляется в аукционном зале - и, как таковая, она была почти обязана побить все предыдущие аукционные рекорды. Но, конечно, стоит ли она такой астрономической суммы денег - вопрос открытый.
Основополагающая работа
Картина является последней – и, возможно, лучшей - в большой серии картин, посвящённых этой же теме, сделанных за короткое время в начале 1955 года. Картина представляет собой интерпретацию одной из картин Делакруа, также называемой "Алжирские женщины" - Делакруа был одним из великих вдохновителей Пикассо и художником, к которому он возвращался снова и снова на протяжении всей своей карьеры. Эта серия также является данью уважения Матиссу, который недавно умер (в 1954 году).
В этой последней картине все композиционные изменения и переделки, над которыми работал Пикассо в серии, достигают кульминации. На картине изображены четыре женские фигуры, отсылающие к двум женщинам в жизни Пикассо. Есть Жаклин Рок, последняя партнерша Пикассо, и Франсуаза Жило, бывшая любовница Пикассо. Это уединенный интерьер, спокойный и изысканный. Пространство наполнено эротизмом, подчеркнутым заостренными краями конечностей, торсов и частей тела, почти перевернутыми жестами и позами.

Жаклин Рок, которая недавно вошла в жизнь Пикассо, представлена в чувственной эротической форме. Она поразительно напоминает центральную фигуру картины Делакруа 1834 года (Лувр, Париж). Франсуаза, напротив, стоит в дверном проеме, отодвигаясь на задний план. За день до того, как была сделана эта картина, в Каннах умерла первая жена Пикассо Ольга (мать Пауло).
Эта деталь, а также исторический контекст картины Делакруа, которая была сделана вскоре после французского завоевания Алжира и осенью 1954 года, когда началось восстание Алжира за независимость, означают, что работа содержит все ингредиенты для главной картины в истории искусства.
Это, безусловно, одна из лучших транскрипций – переделка предыдущей сюжетной картины или темы – которую сделал Пикассо. В этом контексте это одна из главных работ позднего творчества Пикассо, отчасти потому, что она самосознательно вписывается в историю искусства, указывая на его недавно умершего друга Матисса и отождествление обоих художников с продолжением и традицией живописи.
Глаз общественности
Теперь остается вопрос, увидят ли картину снова на публике или нет. Тот факт, что покупатель является анонимным, говорит о том, что он, вероятно, этого не сделает. Картина, вероятно, исчезнет из поля зрения публики, чтобы храниться исключительно в частной галерее, чтобы ее видели немногие, или, возможно, даже будет сидеть где – нибудь в склепе, чтобы ее никто не видел и служить лишь одной цели - приобретать дополнительную ценность. Картина может быть недоступна в течение десятилетий.
Мы можем сделать очень мало, чтобы не допустить того, чтобы подобное происходило с большим количеством произведений искусства. Мы просто должны надеяться, что искусство, которое в настоящее время хранится в национальных публичных галереях, будет доступно. По мере роста стоимости произведений искусства правительствам и галереям будет все труднее и труднее обеспечивать наличие и эффективное использование стратегий приобретения произведений для широкой публики.
Недавно коллекция из 40 картин Франка Ауэрбаха, принадлежащая его другу художнику Люсьену Фрейду, умершему в 2011 году, была распределена примерно по 20 галереям, включая Кардифф, Абердин и Белфаст, вместо уплаты 16 миллионов фунтов стерлингов налога на наследство. Коллекция включает в себя несколько важных работ, и отрадно, что они не попали в аукционные залы и останутся на всеобщее обозрение. Это свидетельствует о том, что правительства могут действовать от имени общественности и обеспечивать, когда это возможно, пополнять свои национальные коллекции.
На данный момент для тех из нас, кому посчастливилось увидеть "женщин Алжира" из первых рук, картина останется остаточным образом в нашей памяти, пока, я надеюсь, когда-нибудь в будущем она снова не всплывет через аукционные дома. А до тех пор, убедитесь, что вы смотрите на изображение без цензуры – во всей красе.
Свежие комментарии