Стиль ар-деко, стремительно захвативший в начале прошлого века всю Европу, добрался и до России. Здесь новое течение назвали модерном, а его адептов в области живописи – мирискуссниками (по названию журнала «Мир искусства», созданного кружком молодой богемы, возглавляемым Сергеем Дягилевым).
Одним из законодателей нового стиля был Леон Бакст, Leon Bakst — Лев Самойлович Розенберг.
Рожденный в провинциальном Гродно, Лев Самойлович Розенберг, с детских лет влюбленный в искусство живописи, взял себе фамилию деда, почти всю жизнь прожившего в Париже. Став Леоном Бакстом, он обучался у Марка Антокольского и Валентина Серова, после чего воспитывался во французской столице на творчестве французских импрессионистов. Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников. Молодые художники изучали искусство прошедших эпох и новые течения в искусстве Европы. Став одним из основоположников живописного декаданса, Бакст создал портреты Бенуа, Дягилева, позже Айседоры Дункан, Жана Кокто и т.д. Эта работа не приносила особых доходов, и Бакст преподавал рисование детям Великого князя Владимира, а в 1902-м году получив заказ от Государя — изобразить встречу русских моряков в Париже. К концу первого десятилетия XX-го в. Бакст целиком и полностью сосредоточился на работе для театра – он не только выступал как яркий театральный художник, но и создавал костюмы, например, для великой балерины Анны Павловой.
Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». В творчестве живописца удивительным образом сочетались сочная цветовая гамма и графические линии, роскошь и утонченная изысканность. Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. Однако, по закону территориального ценза Бакст не имел права жить в столице, и художник переехал Париж, где его имя звучало абсолютно по- французски, критика восторженно относилась к трудам живописца, а публика ходила на спектакли порой исключительно ради декораций и костюмов художника.
У кавалера Ордена Почетного Легиона Бакста появились подражатели, его наперебой приглашали работать с крупнейшими театрами и труппами, что сначала привело к напряженным отношениям с дягилевской труппой, а затем и к полному разрыву. Мотивом его было и то, что в тому времени и причудливые изгибы модерна сменились прямыми линиями конструктивизма. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. И сам Дягилев, безупречно улавливавший веяния моды, стал все чаще заказывать эскизы декораций Пабло Пикассо.
После Первой мировой войны Бакст оставил Европу и переехал работать в Новый Свет, где в частности трудился для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром, за год до кончины — в 1923-м. В 1924-м году художника, находившегося в расцвете творческих сил, настиг апоплексический удар, а его творчество продолжил сын Андрей Бакст.
Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских, и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Бесценным оказалось влияние Бакста и на законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре, создавшего свои коллекции на основании работ русского художника.
Забытый в советские времена у себя на родине, Бакст был «реабилитирован» в последние годы многим публикациями в прессе, выходом книг и постановками Андриса Лиепы, представившего на сцене Большого театра дягилевские балеты «Шахеразада» и «Игры» в оформлении Леона Бакста. Апостол русского модерна вернулся из забвения.
Портрет Дмитрия Философова
Ужин
Портрет Александра Бенуа
Портрет Андрея Белого
Портрет Зинаиды Гиппиус
Портрет Вальтера Федоровича Нувеля
Автопортрет
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней
Портрет будущей графини Анри де Буажелен
Портрет Исаака Левитана
Портрет графини Келлер
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой
Портрет танцовщицы М.Казати
Портрет Жана Кокто
Леонид Массин
Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника
Портрет сына художника
Молодой дагомеец
Вацлав Нижинский в роли китайского танцора
Бакст Лев Самуилович.
«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' на музыку А.С.Аренского»
Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету "Клеопатра"
Эскиз костюма к балету "Клеопатра". Греческая танцовщица
Эскиз костюма тамары Карсавиной к балету "Жар-Птица
Эскиз костюма к балету "Жар-Птица". Михаил Фокин в роли Царевича
Эскиз костюма к балету "Жар-Птица". Царевна
Эскиз костюма Жар-птицы
Эскиз костюма к балету "Шехерезада"
Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Серебряный Негр
Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Шах Шахриар
Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Главный Евнух
Эскиз костюма к балету "Шехерезада". Одалиска
Эскиз костюма к балету "Нарцис". Вакханка
Эскиз костюма к балету "Нарцис"
Эскиз костюма к балету "Нарцис"
Эскиз костюма к балету "Нарцис"
Костюм Натальи Трухановой в роли Пери
Вацлав Нижинский в балете Пери
Эскиз костюма к балету "Голубой бог". Вацлав Нижинский в главной роли
Эскиз костюма к балету "Голубой бог". Баядерка
Эскиз костюма к балету "Мученичество Святого Себастьяна". Ида Рубинштейн в роли Святого Себастьяна
Эскиз косттюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету "Послеполуденный отдых фавна" - обложка программки для Седьмого Сезона "Русского Балета"
Эскиз женского платья
эскиз костюма к балету "Спящая красавица". Восточный принц и его паж
Ида Рубинштейн в роли Иштар
Ливень
Свежие комментарии