На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Изобразительное искусство романского периода.

Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Важным было внутреннее содержание, а не анатомическая верность.

Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры: фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, наоборот, удлиненные пропорции.

Что касается характера самого изображения людей и событий, то, если в дороманском искусстве подобные изображения подчинялись особенностям художественного языка орнамента, то в романский период жесты и движения наделены эмоциональной выразительностью.

Схематическое обозначение отдельных эпизодов, их сближение и сопоставление носит символический характер, поэтому часто можно встретить в одном композиционно объединённом сегменте разновременные эпизоды, помещённые бок о бок

. Романская живопись Франции

Сохранилось немного. В основном фресками украшаются конхи, т.е. алтарная часть, и свод. Стены реже. В монументальной живописи Франции прослеживаются различные влияния, особенно очевидны влияния византийского искусства и искусства миниатюры.

Влияние английского искусства проявилось в белофонных фресках церкви Сен-Сернен сюр Гартамп(конец XI – начало XII вв.). Область Пуату. Сохранился декор свода центрального нефа. Цикл фресок от сотворения мира до Моисея. Характерное для искусства Византии использование широких, выразительных жестов, но при этом драпировки не системны, в них нет. 

органики: «Жертвоприношение Каина и Авеля» , «Отделение света от тьмы» .

Сен - Сернен сюр Гартамп Бог взывает к Ною

         

Собор Сен - Сернен сюр Гартамп Ноев ковчег

Ной выходит из ковчега и заключает союз с Богом. Сен - Сернен сюр Гартамп

Итальянская монументальная живопись конца XI в., с одной стороны, связана с сознательным воспроизведением ранних фресковых циклов, а с другой, обращена к античному наследию. Обращение к раннехристианским памятникам было связано с тем, что в конце XI в. аббат южноитальянского монастыря Монтекассино Дезидерий в ходе реконструкции своей базилики «по римскому образцу» с участием греческих и других восточных мастеров заказывает фресковый цикл, воспроизводящий римские фрески V в. (прежде всего, не сохранившиеся до наших дней фрески церквей св. Петра и Павла). К сожалению, в 1943 г. базилика в Монтекассино была разрушена до основания прямым попаданием снаряда. Однако о характере его внутреннего убранства мы можем судить по дочерней церкви монтекассинского аббатства Сант Анджело ин Формис близ Капуи (последняя четверть XI в.). По всей видимости, фрески выполнены несколькими местными мастерами под сильным влиянием византийских художников. В центральном нефе представлены сцены из Нового завета, Ветхого – в боковых, Страшный Суд на западной стене и Христос во славе в апсиде , рядом с которым изображен сам Дезидерий, подносящий Ему в дар базилику. В живописи лиц видны следы различных стилей византийской живописи, однако одновременно с этим в них присутствуют типично западная жесткость и «орнаментальность» фактуры. Боковые нефы: «Изгнание из рая и жертвоприношение Каина и Авеля». Западная стена: «Страшный суд» . Центральный неф: «Кто без греха, тот первый бросит в неё камень»; между арками – фигуры пророков.

Сант Анджело Формис 

Сант Анджело Формис

Сант - Анджело Формис Христос Вседержитель

 

На примере декора одного римского памятника – церкви Сан Клементе можно увидеть своеобразие внедрения античных образов в христианское художественное пространство и во фресковой, и в мозаичной технике

Фрески нижней церкви Сан Клементе в Риме (последняя четверть XI в.). Парадность древнеримской живописи отразилась здесь, прежде всего, в колорите и утончённости архитектурных построений фона. В целом упрощённое, но при этом достаточно косноязычное и сумбурное представление житийных сюжетов. Античная образность наиболее наглядно воплотилась в сцене Спасения младенца из вод: чудо на гробе Св. Клемента» , в которой непосредственное изображение морских вод стилистически восходят к древнеримским произведениям (помпейская мозаика с изображением водных обитателей.

Сен Кементе Сошествие Христа в ад.

Сен Клименте фреска схожа по изображению с античной фреской Помпеи

Мозаики верхней церкви Сан Клементе в Риме (ок. 1128 г.). Здесь обращение к античным изображение Распятия с предстоящими Иоанном нагляднее. На фоне завитков аканфа, 

традиционного древнеримского элемента для заполнения художественного пространства, помещено и Марией. 12 голубок на кресте означают 12 апостолов

У подножия Креста находится холм, из которого истекают четыре райских реки, откуда пьют собравшиеся вокруг животные. В завитках аканфа расположены путти на дельфинах, вазы с фруктами и т.п. римские декоративные мотивы. 

Ангел на дельфине // Путти, оседлавший дельфина из Дома Веттиев в Помпеях.

 

Ангел на дельфине

Путти оседлавший дельфина

Романская монументальная живопись Германии

 

Декор свода храма Сан Мигеле в Хидельсхайме . Декор плоского перекрытия центрального нефа храма оттоновской эпохи. Явное предвозвестие готики, выраженное в витражном понимании композиции («Адам и Ева»

Уже в период романики в искусстве Германии возникает, оформляется и начинает занимать определённое место в храмовой декорации витражная техника живописи. Сохранившиеся памятники:

Витражи Аугсбургского собора (ок. 1130) – «Пророк Осия» 

Картина дня

наверх