Последние комментарии

  • Маритта Кесич17 сентября, 14:44
    Да, движение схвачено великолепно! Тигр у меня в общее настроение композиции не вписывался, но не могла его не встави..."Из души живые звуки в стройный просятся мотив..." Иранский художник Javad Soleimanpour
  • Елена Марченко17 сентября, 14:28
    Какая красота!Никогда не скажешь,что писал нерусский человек!Природа,словно где-то на Чёрном море писано!А дети  каки..."Из души живые звуки в стройный просятся мотив..." Иранский художник Javad Soleimanpour
  • Маритта Кесич17 сентября, 2:19
    Вьюги в скалах отзвучали. Воздух светом затопив, Солнце брызнуло лучами На ликующий залив!   День пройдет — устанут р..."Из души живые звуки в стройный просятся мотив..." Иранский художник Javad Soleimanpour

"Двадцать лет солнца" - Реализм в искусстве Египта в эпоху правления фараона Эхнатона в XIV веке до н.э.

 

Изображения фараонов скучны. Какой-нибудь Рамзес 25-й из 38-й династии всегда выглядит широкоплечим юношей - его голова повёрнута в абсолютно безликий профиль, а рука заносит священную дубину Шмяк, которой он собирается отэскалопить крошечных поверженных врагов. И только пять специалистов в мире способны отличить его от двадцати четырёх предыдущих рамзесов.

Но есть одно исключение. О, какое это исключение! Его звали Эхнатон и его бодипозитив был беспрецедентным в политической истории, даже включая Рузвельта с его инвалидной коляской. Эхнатон не выглядел греческим богом (до Гомера еще оставалось полтысячи лет) - у него было очень длинное лицо, свисающее брюшко, широченные круглые бедра - но он совершенно не заморачивался своей внешностью. Более того, он велел скульпторам и художникам изображать всё реалистично, в том числе себя:



И свою жену Нефертити тоже:

Что особенного в этом знаменитом бюсте? То, что изображена живая женщина - морщинки, ямочки, ключицы, накрашенные брови, лопоухие уши. Но царица. Но живая. Короче, настоящее искусство. Искусство, которого в Древнем Египте не было и быть не могло. Эхнатон подарил своей стране двадцать лет... хочется сказать Возрождения, но великие итальянские мастера только через две тысячи лет начнут возрождать идеи и творения великих греческих мастеров, которые появятся через тысячу лет после Эхнатона.
 
Вот менее известное изображение Нефертити, целующей свою дочку. Головка ребенка трогательно тянется к матери - это не вписывается ни в прошлые, ни в будущие каноны, но это и есть искусство.

 

А так выглядела одна из дочек Эхнатона и Нефертити, когда подросла.

Главного скульптора Эхнатона звали Бак. Он сделал себе надгробную стелу, на которой написал, что его научил сам фараон. На стеле Бак вполне реалистично изобразил коренастого упитанного себя и свою стройную жену Тахерет. Особого внимания заслуживает поза Тахерет: она покровительственным жестом положила левую руку на плечо Бака - подобное равноправие полов в последующие 33 столетия в искусстве будет встречаться крайне редко. Скорее всего, эта стела - первый автопортрет в истории человечества.

Автор статьи: Александр Шапиро - https://burrru.livejournal.com

 

P.S. 

Эхнатон, Нефертити и их дети. Египетский музей в Берлине

 

Эхнатон и Нефертити в конце их царствования. Ок. 1352-1336 гг. до н.э. Бруклинский музей

Источник ➝
'

Популярное

))}
Loading...
наверх