На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...
  • Владимир Алтайцев
    не впечатляетКанадский художни...

Тохаку Хасегава

Тохаку Хасегава (1539-1610), японский художник, основатель школы японской живописи во время периода Момояма (1572-1615), знаменовавшее переход от классического средневековья к позднему.

 

Сосны


Сосновая роща

В это  время в стране наступило относительное спокойствие. Власть перешла к наиболее могущественным князьям, которые, жестоко подавив противников, вывели страну из разрушительных междоусобиц, раздиравших ее около ста лет.

Но все же этот «мир» был еще хрупким  и непрочным. Самурайские кланы продолжали возводить огромные замки-крепости, за стенами которых можно было бы спрятаться в случае возобновления военных действий.

 

Цветы и птицы

Монументальная замковая архитектура должна была составлять  представление о могуществе и богатстве владельца. Парадные и жилые помещения в замках украшались панорамными росписями и ширмами, которые покрывали все стены. Часто такие росписи  выполнялись на золотом фоне.  Большие декоративные композиции, тяжеловесно поблескивающие золотом, писал и Тохаку.

 

Пейзаж

Считается, что знаменитые расписные отъезжающие в сторону стены-двери Тохаку-фусума,  в храме Тисякуин (1592), положили начало фуога - "живописи кленов и вишен".

 

На золотом фоне Тохаку изобразил массивный ствол старого клена, искривленного временем и бурями. Его кора с рваными, широкими штрихами в контрасте с нейтральным спокойным фоном, создает впечатление, как будто растет из золотой поверхности. Все растения, которые появляются в японских средневековых стихах или картинах, имеют четко фиксированный символический, а порой и религиозно-философский смысл.

 

Нагатоши

И именно поэтому во всех работах Тохаку следует различать несколько уровней: на внешнем - конкретные пейзажные мотивы, а на внутреннем - символическую картину вечных истин природы.

 

Клен

Тохаку называл себя наследником Сэссю (1420-1506).

СЭ́ССЮ (Сэссю Тое) (1420-1506), крупнейший японский художник второй половины 15 века.

Родился в провинции Битю (часть современной префектуры Окаяма). В раннем возрасте стал послушником в дзенском монастыре Секокудзи, в дальнейшем был помощником главного монаха монастыря Сюнрина Сюто, а также учился живописи у Сюбуна. В 1464 Сэссю перебрался в студию Ункокуан в Ямагути (современная префектура Ямагути).


Сэссю. Пейзаж. Фрагмент свитка 1486 г. Живопись на бумаге. Ямабути, собрание Мори. 

«Длинный свиток пейзажей» (длина его 17 м) – это философская поэма, где выражено мировоззрение художника, видение мира и отношение к нему. Начинаясь с весенних пейзажей, картина изображает затем пейзажи летние, осенние и зимние. Передавая весь цикл природы в постоянной повторяемости, художник создает представление о жизни как потоке бытия, о природе как божественной вселенной, ритм которой воссоздается им в ритме картины. Частое акцентирование переднего плана, как бы укрупнение деталей, позволяет Сэссю сделать мир природы более ощутимым, конкретным в своем разнообразии и одинаковой ценности проявления большого и малого – могучих гор и нежных побегов  весенней ивы, безбрежных водных гладей и утлой лодки рыбака.

http://www.proza.ru/2011/05/19/212


В 1467 в составе торговой миссии отправился в Китай. Известно, что в Пекине Сэссю сделал настенную роспись по заказу Управления по Ритуалам, а также рисовал деревенские пейзажи и жанровые сцены, некоторые из которых сохранились в позднейших копиях. В 1469 Сэссю вернулся в Японию, а в 1476 открыл собственную студию в провинции Бунго (часть современной префектуры Оита), получившей название Тэнкай Тогаро. Славу художнику принесла его пейзажная живопись. Характерная черта его стиля — энергичная работа кисти и строгая структура композиции, что сильно отличается от лирической манеры его учителя Сюбуна. Самая известная работа Сэссю — «Хабоку сансуйдзу» [1495, пейзаж в манере «хабоку» («разлетающаяся тушь»)].


Превосходны пейзаж Аманохасидатэ (около 1501), пара вертикальных свитков, получивших название «сюто сансуйдзу» (осенний и зимний пейзажи), а также горизонтальный свиток «сансуй текан» (1486). Сэссю работал также в жанре портрета, его мастерство распространялось и на живопись жанра «цветы и птицы». Его многочисленные ученики (среди них Дзесуй Соэн и Сюгэцу Токан) сделали значительный вклад в японскую живопись, а художники т. н. «школы Ункоку» позже считались продолжателями «стиля Сэссю».

http://www.megabook.ru/article.asp?aid=676225

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=20145

Тохаку испытывал влияние его творчества, и поэтому считал его своим духовным наставником.

 

Тохаку владел обширным набором художественно-технических приемов,  черпая знания  у таких мастеров, как Сога Сёсё, представителя малоизвестной школы, тесно связанной с монастырем Дайтокудзи, и Кано Сёэй, главы набиравшей официальное признание школы. Но зрелые годы Тохаку не сошелся взглядами с Кано, и даже заключил альянс против них с крупнейшим мастером чайного действа Сэн-но Рикю, который так же был связан с монастырем Дайтокудзи.


 Осенняя ива

Монастыри не утратили в эпоху Момояма своего значения, хотя и потеряли монополию на культуру. Долгое время Тохаку выполнял заказы столичного монастыря Хомподзи и был удостоен высокого монашеского звания "мост закона" - хокё. Там он создает, сохранившуюся по сей день,  композицию "Будда Сакья-муни в нирване", в которой Тохаку следует традиционной буддийской иконографии.Поклоняясь Сэссю и изучая его творчество, Тохаку обратился к истокам японской монохромной живописи тушью - творчеству китайских художников времен сунской династии (X-XIII вв.). Вдохновленный примером Му Ци, Тохаку напишет свиток «Обезьяны среди сухих деревьев».

 

Обезьяна на дереве

Обезьяны среди сухих деревьев


Сова

 

Картина Тохаку отличается живостью изображения.

Воробьи на яблоне

Тохаку необычайно умело пользоваться многотональными оттенками туши. Из все сохранившихся работ наиболее выразительна  большая композиция «Сосновая роща», написанная на шестистворчатой ширме. На шести створках ширмы изображены несколько сосен в тумане. Матовая поверхность ширмы, задуманная живописцем как густая пелена тумана, из которого, как видения, внезапно вырастают силуэты старых сосен. Всего лишь немногими смелыми пятнами туши создает Тохаку поэтическую картину осеннего леса, которые по сей день восхищают людей во всем мире.

 

 Пионы

Японская мифология

Дарума

Журавль и бамбук

 

Цветы и птицы


http://www.bibliotekar.ru/japan-tohaku/2.htm

http://www.wm-painting.ru/yaponskaya_zhivopis/p2_articleid/243

http://persona.rin.ru/view/f/0/32465/tohaku-hasegava


Картина дня

наверх