Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя - Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.).
Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.
Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество.
Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок ... Хотя есть одна - «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.'
Правда, оценили его искусство только в середине XIX в., когда французский критик Т. Торе-Бюрже «застыл» в гаагском музее, ошеломленный мерцающим голубоватым светом, исходившим от небольшого пейзажа «Вид Делфта». Покоренный картиной парижанин поставил перед собой непростую задачу - разыскать другие шедевры неизвестного мастера и увлек этой идеей таких ценителей искусства, как Т. Готье, братья Гонкур, М. Дюкан.
Многолетние поиски принесли странный результат: картин оказалось всего тридцать пять.
Шедеврами Вермера гордятся лучшие коллекции мировой живописи. А вот об их авторе, жившем в центре Европы, сведений до обидного мало.
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом изАнтверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
Образование
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
Семья и работа
20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.
В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму Iза 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.
Последние годы жизни
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
Художественный стиль
Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городскихпейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.
По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы
Картины Яна Вермеера
«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.
«Девушка с жемчужной сережкой». 1665. 44,5 × 39 см. Холст, масло.
«Молодая женщина с кувшином воды» 1662. 45,7 × 40,6 см. Холст, масло.
«Молочница» 1658. 45,5 × 41 см. Холст, масло.
«Аллегория Католической Веры». 1670/1672. 114,3 × 88,9 см. Холст, масло.
«Аллегория живописи» 1665/1666. 120 × 100 см. Холст, масло.
«Христос в доме Марфы и Марии» 1654/1656. 158,5 × 141,5 см. Холст, масло.
«Концерт» 1663/1666. 72,5 × 64,7 см. Холст, масло.
«Диана со спутницами» 1653/1654. 97,8 × 104,6 см. Холст, масло.
«Прерванный урок музыки» 1658/1659. 39,37 × 44,45 см. Холст, масло.
«Девушка, читающая письмо у открытого окна» 1657/1659. 83 × 64,5 см. Холст, масло.
«Женщина в красной шляпе» 1665/1666. 23,2 × 18,1 см. Холст, масло.
«Девушка с бокалом вина» 1659/1660. 78 × 67 см. Холст, масло.
«Гитаристка» 1670/1672. 53 × 46,3 см. Холст, масло.
«Женщина с лютней» 1662/1663. 51,4 × 45,7 см. Холст, масло.
«Уличка» 1658. 54,3 × 44 см. Холст, масло.
«Женщина, держащая весы» 1664. 42,5 × 38 см. Холст, масло.
«Спящая девушка» 1656/1657. 87,6 × 76,5 см. Холст, масло.
«Дама, сидящая за вирджиналем» 1670/1672. 51,5 × 45,5 см. Холст, масло.
«Вид Дельфта» 1660/1661. 96,5 × 115,7 см. Холст, масло.
«Астроном» 1668. 55,1 × 45,5 см. Холст, масло.
«Офицер и смеющаяся девушка» | 1657 |
«Бокал вина» | 1658/1660 |
«Женщина, читающая письмо» | 1662/1663 |
«Урок музыки» | 1662/1665 |
«Женщина с жемчужным ожерельем» | 1662/1665 |
«Пишущая женщина» | 1665 |
«Портрет молодой девушки» | 1665/1667 |
«Хозяйка и служанка» | 1666/1667 |
«Географ» | 1669 |
«Любовное письмо» | 1669 |
«Кружевница» | 1669/1670 |
Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» | 1670 |
«Дама, стоящая у вирджиналя» | 1670/1672 |
"Святая Пракседа" 1655
Свежие комментарии